Праздничный концерт ко Дню народного единства "Если мы едины", который прошел 17 сентября в "Минск-Арене", запомнится зрителям надолго. Отличная режиссерская работа, нестандартные ходы и символизм в каждом действии - под впечатлением остались даже искушенные люди культуры. Ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Наталья Карчевская в беседе с корреспондентом БЕЛТА расставила акценты в состоявшемся шоу. В лучших традициях режиссуры
По словам Натальи Карчевской, праздничный концерт стал замечательным примером организации шоу мирового уровня. "Хотя к этому событию не совсем применимо именно это слово - "шоу", тем не менее концерт высочайшего, на мой взгляд, уровня, - сказала она. - Правильно расставлены акценты, показаны те вещи, которые нас объединяют, роднят жителей разных регионов нашей страны, разных национальностей, разных поколений (вспомнить хотя бы номер ветеранов и детей)".
Интересно то, что традиционные виды искусства по-разному сочетаются с новыми аранжировками и новыми подходами. Все действие театрализовано и поставлено в лучших традициях режиссуры массовых представлений.
По классическим канонам в каждом концерте должны быть кульминационные точки, отметила ректор БГУКИ. И обратила внимание, что режиссура этого концерта нетрадиционна - в этом случае поступательное развитие действия и один кульминационный номер. В каждом блоке концерта "Если мы едины" были свои доминанты. В качестве примера она привела номер в самом начале концерта, исполненный Николаем Лукашенко, сыном Президента Беларуси, совместно с Еленой Осташкиной-Мысливчик.
Искусствовед подметила, что этот номер несет в себе глубокий смысл, и в этом его неочевидная сложность. Музыкальные инструменты производит народ с сильными традициями
"Я реально вдохновлена тем, как Президент воспитывает своих детей. Это можно перенести в дальнейшем на всю страну, - заметила Наталья Карчевская. - Произведение, про которое я сейчас говорю, написано Еленой Осташкиной-Мысливчик специально к этому концерту. В нем соединены фольклорные традиции с традициями академической музыки. И что немаловажно, исполняется номер на белорусских роялях". Ректор БГУКИ обратила внимание, что рояли в Беларуси прежде никогда не производились. Несколько лет назад в Минске возобновили производство новых современных высококачественных пианино "Беларусь". Теперь эта фабрика выпускает и рояли. "Только народ с сильными традициями и высоким уровнем развития может производить такие музыкальные инструменты, - подчеркнула Наталья Карчевская. - Мы производим не только оружие, как некоторые другие страны, но и то, что приносит людям радость".
Искусствовед уверена, что номер вызвал у зрителей самые замечательные впечатления. Он исполнен на белорусских инструментах в сопровождении оркестра, и все это действие дополнялось акробатикой высокого уровня.
Лучшие номера проекта "Беларусь - моя песня"
Хорошим режиссерским ходом Наталья Карчевская считает включить в программу концерта лучшие региональные номера республиканского фестиваля "Беларусь - моя песня". Они переосмыслены и показаны на другом, более масштабном уровне.
"Номера масштабированы в условиях "Минск-Арены", там также есть интересные находки. Как искусствовед я могу разобрать фактически каждый номер. Вчера даже подумала о том, что можно написать большую статью в ВАК", - заметила она. Рассуждая на тему уникальности белорусской культуры, искусствовед согласилась со словами Президента Беларуси о том, что сформированная талантом и трудами множества выдающихся сыновей и дочерей белорусской земли, белорусская культура давно стала неотъемлемой частью общего наследия всего человечества.
И прав глава государства, заметила она, когда говорил о важности для каждого ощутить всю палитру талантов белорусской земли и прикоснуться к богатому наследию национальной культуры. Пробудить в сердцах белорусов любовь к своей Родине - на это и направлена всебелорусская акция "Марафон единства". Концерт по-настоящему народный
Говоря о народных концертах, часто имеется в виду, что исполняются народные песни под народную фольклорную музыку. Но вчерашний концерт был народным в более широком смысле, считает ректор БГУКИ. По ее словам, в программе были задействованы все слои белорусского населения. Концерт объединял и по территориальному, и по возрастному, и по профессиональному признакам, а также в историческом плане.
Причем самое активное участие принимали и зрители, заметила искусствовед. Например, люди сами включали фонарики на телефонах. Очень тепло своих артистов встречали зрители из Могилевской области. Наконец, все вместе - вне зависимости от того, кто они по профессии - слесарь, олимпийский чемпион, ректор вуза или министр, - пели гимн. "На концерте были совершенно разные люди. И все они становились не только зрителями, но и участниками произведения", - подчеркнула эксперт.
Еще раз про объединение
Очевидно, концерт объединял, отметила Наталья Карчевская. Дети-исполнители из разных областей объединялись в одних номерах со взрослыми. Гродненская область, где проходит Республиканский фестиваль национальных культур, представила исполнителей - не белорусов по национальности, но ставших частью белорусского народа. И это тоже был интересный ход, подметила эксперт.
Важным элементом концерта, по ее словам, был партер. Там располагались молодые люди, студенты разных вузов страны. Такое решение придало дополнительную эмоциональную окраску и имеет большое воспитательное значение. "Не у всех людей, которые имеют отношение к искусству, есть возможность поучаствовать в создании шоу. Этим занимаются специалисты, которые знают, как это делать. А в партере находились обычные люди - часть белорусского народа, которые активно участвовали в каждом эпизоде этого масштабного действия. Выполняли, кажется, простые движения, но и сами себя заводили, и создавали атмосферу единства на "Минск-Арене", - пояснила Наталья Карчевская. В отдельных номерах - боль народа
Были очень хорошие драматические номера. Естественно, все они сопровождались качественными пластическими решениями. В этой связи ректор БГУКИ упомянула номер "Нарочанские сосны", который рассказывает об историческом событии 1935 года, одной из ярких страниц национально-освободительного движения белорусского народа на территории Западной Беларуси, о забастовке нарочанских рыбаков против несправедливой аграрной и налоговой политики польских властей. По словам искусствоведа, в этом номере показана боль народа, через которую пришлось пройти. Причем показано достаточно скупо пластически, без каких-то эффектных вещей. Вместе с тем образ озер, которые темнеют от горя, создан профессионально.
"Баллада о диктаторе"
При постановке этого номера использован очень крутой режиссерский ход, заметила Наталья Карчевская. "Я даже не оцениваю качество произведения - оно замечательное. И думаю, что действительно хороший сюрприз приготовили для Президента Беларуси, - считает она. - Как отметила на форуме Наталья Николаевна (пресс-секретарь Президента Наталья Эйсмонт. - Прим. БЕЛТА), все готовилось в режиме "совершенно секретно" и до премьеры Александр Лукашенко не знал об этом. А рассказывая про историю произведения, подчеркнула, что оно было рождено совершенно спонтанно, случайно и даже вопреки". Немаловажно также было напомнить, что баллада - это произведение, стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему, заметила искусствовед.
Ректор БГУКИ обратила внимание, что номер, как и полагается в настоящем произведении, имеет конфликт. По ее словам, именно конфликт выступает двигателем развития действия. Зачастую люди воспринимают это понятие предвзято, полагая, что в спектакле, например, обязательно нужно кого-то с кем-то столкнуть.
"А этот номер, во-первых, неожиданный, во-вторых, находился в нужном месте концерта. Плохо, когда в концерте или произведении зритель предугадывает, что будет дальше. Здесь был действительно сюрприз", - подчеркнула эксперт. Отдельное внимание она обратила на слова "Баллады о диктаторе". Произведение несет в себе истину: у нас действительно есть диктатура добра и справедливости.
Более того, звучал очень простой, но очень правильный текст. "Когда одни страны накачивают оружием и дронами (к слову, 17 сентября тысячи пейджеров взорвались практически одновременно в разных районах Ливана), наш "диктатор" и весь народ строят дома, мосты, вводят новые объекты, организуют концерты, - заметила ректор БГУКИ. - И я рада жить в такой диктатуре. Думаю, остальные тоже не против".
По ее словам, номер выполнен в очень скупой художественной форме, но это пример настоящего искусства. Это яркий ответ тем, кто белорусов постоянно за что-то критикует.
Успех
В целом праздничный концерт ко Дню народного единства "Если мы едины" возымел большой успех, уверена Наталья Карчевская.
По ее словам, Анна Селук с режиссерско-постановочной группой проделали огромную работу. Использованы совершенно новые ходы. "Самое главное, что концерт получился праздничным. Несмотря на то что акценты были связаны с тяжелыми моментами нашей истории, в целом создавалось ощущение единства и того, что мы, правда, очень многое можем вместе. У меня было ощущение праздника", - заключила ректор БГУКИ.