Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Резолюции Европарламента и ПАСЕ по ситуации в Беларуси приготовлены по одному рецепту

Комментарии 28.01.2011 | 16:01

БЕЛОРУССКОЕ БЛЮДО В СТРАСБУРГСКОМ МЕНЮ

Односторонние оценки, содержащиеся в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от 27 января по ситуации в Беларуси не стали неожиданностью. Они в основном были предопределены наличием аналогичной резолюции Европарламента, принятой неделей ранее, и механизмами принятия решений (а точнее, лоббирования их принятия) в европейских парламентских структурах.

В Страсбурге, прежде известном среднестатистическому белорусу разве что благодаря замечательным паштетам, ныне стряпаются менее приятные для нас блюда - резолюции европейских парламентариев в защиту белорусской оппозиции. На прошлой неделе этим потчевали в Европарламенте, а вчера в слегка разогретом виде подали в ПАСЕ. Удивляться не приходится: шеф-повара были те же и ингредиенты покупались у одних и тех же поставщиков.

Европейская политическая кухня имеет свои правила. И в Европарламенте, и в ПАСЕ депутаты группируются не по национальным делегациям, а по политическим группам - правые, либерал-демократы, социал-демократы, зеленые и так далее. Основное содержание принимаемых резолюций определяется еще до пленарного заседания и зависит в первую очередь от договоренностей между лидерами групп. За каждой из них стоит блок европейских партий определенной направленности (Европейская народная партия (ЕНП), Альянс либералов и демократов Европы (АЛДЕ), Партия европейских социалистов (ПЕС) и прочие). К этим блокам примыкают и партии восточноевропейских стран, например, к ЕНП - "Батькивщина" Юлии Тимошенко в Украине и БНФ в Беларуси. В случае конфликтов между властью и оппозицией в этих странах европейские парламентские структуры всегда принимают сторону "своих" - работает хорошо известный нам и без Европы принцип "наших бьют". В частности, сейчас в Европарламенте и ПАСЕ активно муссируется тема "отката от демократии в Украине". А подоплекой является требование к украинской генпрокуратуре прекратить расследование в отношении Юлии Тимошенко и ее соратников по обвинению в злоупотреблениях в бытность министрами. Кстати, когда Тимошенко выдвинула свою кандидатуру на прошлых президентских выборах в Украине, ЕНП публично заявила о ее поддержке.

Национальный фактор в Европарламенте или ПАСЕ играет вторичную роль по сравнению с политической ориентацией депутатов. Например, в минувшем году выступление в ассамблее Виктора Януковича подверглось наиболее резкой критике с подачи украинской же парламентской делегации (состоящей из представителей оппозиции). Показательными являются и свежие дебаты в Европарламенте вокруг нового закона о СМИ в Венгрии. Этого вопроса не было в повестке дня - он всплыл после выступления на сессии венгерского премьера Виктора Орбана, представлявшего депутатам приоритеты его страны во время председательства в ЕС. Примерно 90% риторики членов Европарламента было посвящено не сути тезисов докладчика, а критике внутриполитической ситуации в Венгрии и, в частности, нового закона о СМИ. Атаку на Орбана возглавили социал-демократы (что неудивительно, ведь именно их представителей правое правительство Орбана сменило у руля в Венгрии). Звучали обвинения в тоталитаризме и диктатуре, Венгрию называли "слоном в европейской посудной лавке". При этом большинство выступающих вряд ли потрудились прочесть собственно документ, ставший объектом нападок - все-таки 176 страниц. Более того, некоторые европейские политики считают "ненормальным" и "не европейским" и сам факт, что за партию ФИДЕС Орбана в Венгрии проголосовали 2/3 избирателей. Впрочем, за венгерское правительство в Европарламенте, естественно, вступились коллеги-правые из ЕНП.

Такое устройство европейских парламентских структур ставит белорусскую оппозицию в более выгодные условия при лоббировании в Страсбурге своих интересов, нежели официальный Минск. Поэтому резолюции парламентариев по ситуации в нашей стране всегда более тенденциозны и резки, чем решения Совета ЕС, которые принимаются главами государств и правительств стран - членов Евросоюза (либо на уровне министров иностранных дел). Депутаты в свою очередь сильно влияют на тон европейской прессы: они активнее чиновников в комментариях и менее дипломатичны в своих оценках, что журналисты всегда с удовольствием тиражируют, ведь так будут охотнее читать.

Кроме того, европейские парламентарии, как и все публичные политики, стремятся произвести впечатление на избирателей, на медиа-аудиторию. И предметом политического пиара может стать все что угодно. К евродепутатам вполне применима немецкая поговорка начала прошлого века: "Наш кайзер хочет быть младенцем на всех крестинах, невестою на всех свадьбах и покойником на всех похоронах". А наиболее беспроблемно (не нажив себе серьезных врагов у себя дома) пиар можно сделать на ярких и беспроигрышных темах - вроде борьбы за права человека, демократию и экологию в какой-нибудь не шибко известной или сильно удаленной стране (чем меньше европейцев ее посещали, тем легче они проглотят любую информацию). Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть, например, на повестку дня  Европарламента на минувшей неделе - на пленарных заседаниях в Страсбурге обсуждались борьба с нелегальной вырубкой леса в Конго-Браззавиле и Камеруне, слабость государственных институтов на Гаити, положение нелегальных мигрантов в Ливии, права человека в Пакистане, Бразилии и Иране, и, конечно же, события в Беларуси… И все это вперемешку с последствиями кризиса в еврозоне, борьбой с болезнью Альцгеймера в Европе и защитой геев от возможной дискриминации в литовских СМИ.

Сколь многое далекое можно рассмотреть из Страсбурга в течение трех дней. И, разумеется, сделать это глубоко, компетентно и непредвзято. В такой ситуации тем, кто отвечает за международный имидж Беларуси, просто невозможно достучаться до сознания евродепутатов, которые, словно тетерева на току, упиваются своим красноречием и вниманием публики. Какой им резон обращать внимание на факты, которые не ложатся в красивую гипотезу?

Кстати, депутаты из восточноевропейских стран, которые на белорусской тематике пиара себе не делают, в итоге голосовали против санкций либо воздержались. Их примеру последовали некоторые парламентарии из Чехии и Турции. Принятая ПАСЕ резолюция, разумеется, не пойдет на пользу отношениям официального Минска с этой европейской структурой, но и ущерба (помимо имиджевого) нашей стране принести не в состоянии. Голосуя за такие решения, парламентарии добровольно исключают самих себя из диалога с Беларусью, оставляя этот процесс на откуп представителям исполнительной власти Евросоюза, которые определятся со своей позицией в начале будущей недели.

Все комментарии