Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Программа развития общего электроэнергетического рынка ЕАЭС будет создана с учетом особого мнения Беларуси

Комментарии 02.06.2015 | 12:40
Вадим Закревский

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный лидерами Беларуси, Казахстана и России, вступил в силу 1 января 2015 года и ознаменовал переход трех стран на новый этап сотрудничества, ведущий к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В начале года к союзу примкнула Армения, а затем подписал документ о присоединении и Кыргызстан. Договор о ЕАЭС, в частности, затрагивает сферы, которые ранее, как подчеркивали эксперты, находились за пределами интеграционного поля - это энергетика, нефть, нефтепродукты и газ. В беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель министра энергетики Беларуси Вадим Закревский прокомментировал, какими темпами продвигаются стороны на пути к созданию общего рынка электроэнергетических услуг, какие трудности появляются в процессе этого движения, а также какие выгоды для себя может в итоге извлечь наша страна наряду с государствами-партнерами.

Итак, договор о Евразийском экономическом союзе в том числе определил основные принципы формирования общих рынков энергоресурсов, включая устранение препятствий в их торговле, развитие конкурентной среды, создание недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов и благоприятной обстановки для привлечения инвестиций в энергетический комплекс членов ЕАЭС.

Недавно, в мае 2015 года, президенты стран Евразийского экономического союза утвердили концепцию создания общего электроэнергетического рынка с учетом того, что Беларусь внесла свое "Особое мнение" в поддержку государственных интересов - ряд расхождений в разработке концепции белорусская сторона не могла оформить иначе как таким образом, и это всех устроило. Предполагается, что к 1 июля 2016 года будет создана программа развития общего электроэнергетического рынка. Это означает, что страны ЕАЭС разработают единые правила его функционирования, чтобы можно было говорить о принципах добросовестной конкуренции. К сожалению, нужно признать, что в энергетике это краеугольный камень.

Поскольку электроэнергетический комплекс республики примерно на 95% использует природный газ, для страны стратегически важен этот отсутствующий в ее недрах ресурс. Белорусские эксперты неоднократно поднимали следующий вопрос: можно ли говорить об общем электроэнергетическом рынке, если в ЕАЭС нет единого рынка первичных ресурсов, включая природный газ. "Это основной барьер, который мы обсуждали совместно с государствами - членами союза, потому что все они - газодобывающие страны в отличие от нас, потребляющего государства. Но, тем не менее, в договоре зафиксировано, что общий рынок газа будет создан не позднее 2025 года. Возможно, это случится и раньше, проблема в том, что рынок электроэнергии должен быть открыт до 2019 года. Казуистика в том, что к указанному времени не будет создан общий рынок газа, и, соответственно, ни о каком принципе добросовестной конкуренции речи не идет. Белорусскую сторону это не устраивает. В России и Казахстане, например, цена газа ниже в два раза, чем в Беларуси", - отметил Вадим Закревский.

Замминистра при этом обратил внимание, что электроэнергетический рынок любой страны должен быть конкурентоспособным, поскольку стоимость электрической энергии влияет на работу реального сектора экономики и на себестоимость ее продукции. Иными словами, от работы электроэнергетического комплекса зависит многое. В конечном счете - качество жизни населения. Из этого следует, что добросовестная конкуренция на электроэнергетическом рынке без рыночного ценообразования на первичный вид топлива невозможна.

Беларусь, исходя из нынешних реалий, предложила свою редакцию концепции, где закреплено, что до формирования общего рынка газа государства ЕАЭС будут работать на рынке электрической энергии субъектным составом, уполномоченным государством-членом, но об этом чуть позже. Наша страна должна обеспечить поэтапную трансформацию структуры управления национальной вертикально интегрированной компании в сфере электроэнергетики с целью выделения конкурентных и монопольных видов деятельности. В настоящее время готовятся предложения по ее реформированию и реструктуризации. Специалисты белорусского Минэнерго разработали концепцию закона об электроэнергетике - нормативного документа, который позволит формализовать новые принципы.

Следует отметить, что страны ЕАЭС должны обеспечить беспрепятственный доступ к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах имеющейся технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей в электрической энергии.

Как было отмечено выше, до создания общего рынка газа, стороны будут работать субъектным составом, уполномоченным государством-членом. Это означает, что покупать импортную электроэнергию будет уполномоченная государством организация (так называемый оператор оптового рынка), исходя из баланса электроэнергии внутри страны и с учетом экономической целесообразности. После создания и вступления в действие общего рынка газа, субъекты хозяйствования внутренних оптовых рынков получат возможность покупки электрической энергии из другой страны с учетом технической возможности, то есть пропускной способности электрических сетей. К примеру, ОАО "БМЗ" сможет заключить договорные отношения на покупку электроэнергии из России, оплатив при этом транзит энергии по белорусским и российским передающим сетям.

Беларусь не питает иллюзий относительно того, что общий рынок газа заработает ранее 2025 года. Такой вывод можно сделать, изучив программу социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, где отсутствуют нормы и мероприятия, которые обеспечили бы выход на равнодоходные цены на газ. Это говорит о том, что в России будет продолжена поддержка (дотирование) своего реального сектора экономики.

Программа формирования общего электроэнергетического рынка, которую участники союза утвердят в 2016 году, должна содержать перечень мероприятий, в том числе этапы совершенствования структуры управления отрасли. В Беларуси, например, планируется создать РУП "Белгенерация", которое объединит 12 станций высокого давления и позволит обеспечить устойчивую и надежную работу энергосистемы страны. Кроме того, предполагается создать организацию, субъект естественной монополии, уполномоченную на передачу энергии по электросетям напряжением 220 кВ и выше.

По мнению экспертов, в том числе собеседника корреспондента БЕЛТА, поддерживать на должном уровне и контролировать работу энергосистемы Беларуси проще из-за ее сравнительно небольших размеров. Кроме того, общий электроэнергетический рынок формируется со странами с избыточными установленными мощностями энергосистем. Так, к примеру, только в России около 175% избыточных мощностей. "У нас этот показатель на уровне 145%, и он укладывается в норму энергетической безопасности, что позволит в случае аварий обеспечить устойчивую работу энергосистемы и производство электроэнергии для потребителей", - уточнил замминистра. Поэтому для нас представляют интерес регионы с дефицитом электроэнергии, например, страны Балтии. В Евросоюзе, где до сих пор нет единого рынка электроэнергии, некоторые государства имеют дефицит электроэнергии, а значит, там есть потенциальные потребители. "В ЕС есть условия доступа к объектам естественных монополий - вот что и мы должны сделать: разработать аналогичные правила доступа к электрическим сетям, нефте- и газопроводам. То есть документально закрепить, на каких условиях хозяйствующие субъекты могут получить доступ к соответствующим услугам", - подчеркнул замглавы ведомства.

Подводя итог и отмечая выгоды, которые может получить страна от введения общего рынка электроэнергии, Вадим Закревский в первую очередь отметил, что Беларусь укрепит свои технологические связи. "Параллельная работа всех энергосистем - это надежно. Что касается перспектив сотрудничества, то оно станет выгодным, если будут созданы необходимые условия и предпосылки для добросовестной конкуренции, что позволит снижать себестоимость и тарифы на энергоресурсы для реального сектора экономики и населения. Хотя это и очень сложный процесс, только эти выгоды могут быть понятны каждому. Только они способны убедить и заверить всех, что мы идем в нужном направлении", - резюмировал замминистра энергетики Беларуси.-0-

Татьяна Иванюк

Все комментарии