Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Программа деятельности правительства: путь к интенсивному росту экономики

Комментарии 22.03.2016 | 13:41
Александр Заборовский

Программа деятельности правительства на 2016-2020 годы внесена на рассмотрение в Палату представителей. Понятно, что этот документ - из разряда ключевых, он является составной частью единого пакета программных и оперативных экономических мер. В распоряжении корреспондента БЕЛТА оказался доклад первого заместителя министра экономики Беларуси Александра Заборовского, посвященный основным положениям программы и представленный на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.

Стратегические цели и задачи

В программе концентрированно изложены направления, меры и механизмы, согласно которым планируется развивать экономику Беларуси, чтобы к концу пятилетки обеспечить ее рост более высоким темпом, чем среднемировой. "Это системная качественная задача, подразумевающая рост благосостояния людей, создание новых рабочих мест, обеспечение положительной экономической динамики. Она полностью коррелирует с решениями по повышению эффективности социально-экономического комплекса, которые утверждены указом №78", - отмечает Александр Заборовский.

В программе установлены три базовых условия экономической политики на среднесрочный период: обеспечение макроэкономической сбалансированности, наращивание золотовалютных резервов до безопасного уровня и бездолговое финансирование платежного баланса страны, постепенная выплата внешних долгов.

Так, снижать инфляцию планируется постепенно: к однозначным величинам предполагается прийти уже в 2017 году, с 2020 года она не будет превышать 5%. Одновременно будут снижаться процентные ставки в экономике. Правительство рассчитывает к концу пятилетки выйти на уровень ЗВР не ниже трехмесячного импорта. Для бездолгового финансирования платежного баланса и постепенной выплаты сформированных внешних долгов предполагается дефицит текущего счета платежного баланса не больше 3% ВВП в год. В 2015 году в непростых внешних условиях эта цель была практически достигнута - удалось сэкономить около $3 млрд за счет рационального импортозамещения, политики сокращения непроизводственных и избыточных расходов.

"Приведенные условия - основа порядка в макроэкономике. Им должны соответствовать все принимаемые решения", - считает Александр Заборовский. Он подчеркивает, что в указе №78 установлены четкие требования по данному вопросу: Совету Министров и Национальному банку поручено проводить сбалансированную макроэкономическую политику, направленную на наращивание государственных золотовалютных резервов до экономически безопасного уровня, а также выполнять краткосрочные долговые обязательства в иностранной валюте. Новацией является иерархическая система управления валовым внешним долгом, который за 2015 год снизился на $1,6 млрд до $38,4 млрд. Согласно указу, на каждом уровне управления - от премьер-министра до руководителя предприятия и банка - установлено требование безусловной платежной дисциплины, особенно по валютным обязательствам.

Александр Заборовский подчеркивает, что для выполнения задач должна развиваться реальная экономика. "Ведь формирование ВВП и наполнение бюджета есть функция доходности и эффективности всего социально-экономического комплекса", - поясняет он.

Конкурентоспособность промышленности

Восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса и создание новых рабочих мест предполагается осуществить за счет максимального задействования внутренних резервов на каждом конкретном предприятии и создания дополнительных системных макроэкономических и отраслевых условий для эффективной работы.

В этой связи Александр Заборовский предостерегает заинтересованных от дискуссий на тему того, что первично - внутренние резервы или условия. "Одновременно, в увязке будут решаться эти задачи, шаг за шагом, так как без нормализации микроэкономики не будет возможности для стабильных макроусловий. И наоборот", - полагает он.

При этом первый замминистра подчеркивает, что нет единого рецепта для всех по снижению затрат и росту резервов: то, что сработает для предприятий машиностроения, вряд ли будет эффективным для транспортной или строительной сферы. Вместе с тем, общая задача - это балансировка текущих денежных потоков и рефинансирование обязательств по кредитам. "В новых условиях на внешних рынках это серьезный вызов для управленческих команд. Именно поэтому определен и программный приоритет - чистая прибыль и снижение себестоимости как главные показатели эффективности для всех управленцев", - поясняет Александр Заборовский.

Указ №78 устанавливает первоочередные направления экономии: снижение затрат на закупку импортного сырья, материалов, комплектующих; сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата; отказ от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу, в том числе за счет валютных источников. "Речь идет, конечно, о сокращении затрат в сопоставимых условиях, то есть удельных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Решению этой задачи будет способствовать снижение сырьевых цен и ослабление курсов валют на глобальных рынках", - считает Александр Заборовский.

Банкротству вопреки

При сокращении затрат не обойдется без оптимизации численности, фонда оплаты труда. Но задача местных органов власти и соцзащиты "подхватить" высвобождаемых людей. Ключевым направлением в программе определено создание специальной координационной группы по госпредприятиям, где каждое в "ручном режиме" будет рассмотрено тройкой: кредитующий банк - отраслевой орган управления - экономические ведомства (Минэкономики/Минфин/Нацбанк).

"Опыт прошлого года показал, что в такой работе мы смогли обеспечить дисциплину расчетов и принять необходимые решения по каждому предприятию, в том числе по вопросам санации, управляемого банкротства неплатежеспособных", - отмечает первый замминистра.

В 2015 году процедуры банкротства возбуждены в отношении 32 госпредприятий, в том числе ОАО "КИМ" (работают более 600 человек), ОАО "Забудова" (более 1,2 тыс. человек), ОАО "Могилевский завод "Строммашина" (более 1,5 тыс. человек). На 1 февраля 2016 года процедуры банкротства применяются на 70 госпредприятиях.

Отдельно Александр Заборовский останавливается на вопросе банкротства и санации в связи со спекуляциями на этой теме некоторых горе-экспертов. "Во-первых, никакого массового банкротства, закрытия предприятий и высвобождения людей в экономике не предлагается. Это просто абсурдные утверждения. Во-вторых, убытки предприятия и банкротство - разные категории", - говорит он.

В 2015 году в Беларуси действительно выросло количество убыточных предприятий. Но это общемировая тенденция. Так, по итогам прошлого года убыточными являются не только БМЗ, "Гомсельмаш", но и Sony, Deutsche Bank, АвтоВАЗ и другие компании. "Конечно, это не значит, что их надо банкротить. Убытки - это сигнал менеджменту, это температура. И у многих наших предприятий она повышена. По каждому такому случаю органу, осуществляющему владельческий надзор, предписано разобраться и принять решение, а менеджменту работать четко в соответствии с установками указа №78", - поясняет Александр Заборовский. При этом он подчеркивает, что каждый бизнес имеет свой жизненный цикл на рынке и с этим следует считаться.

Регулятор и собственник - не одно и то же

Еще одним важным направлением программы и резервом Александр Заборовский называет внедрение системы корпоративного управления, разделение функций регулятора и собственника. Предусматривается реализация программы о депозитарных расписках, проведении IPO на международных биржах, использовании небанковских источников фондирования инвестиций. "Эти предложения Минэкономики и Минфина некоторые одиозные эксперты и журналисты квалифицировали как безграмотные и неактуальные. Я, конечно, не согласен с этим. Сама постановка задачи о публичном размещении миноритарного пакета, на мой взгляд, имеет сильный эффект. Конечно, на подготовленный менеджмент. Она требует от команды постановки всех бизнес-процессов, внедрения передовых практик, ясной и аргументированной стратегии и тактики развития предприятия. Здесь не будет мгновенного эффекта. Все в мире конкурируют за доступный капитал, но при правильной постановке вопроса у нас есть хорошие шансы. И лично я рад, что глава государства поддержал соответствующие предложения правительства", - говорит первый замминистра.

Диалог с ЕФСР и МВФ

Не обходит Александр Заборовский и вопрос снижения процентных ставок в экономике. Он подчеркивает, что это должно быть не ручным или директивным решением. Снижение инфляции и сокращение льготного кредитования при росте коммерческого окажет положительное влияние на кредитно-экспортный рынок. Целевой уровень ставки рефинансирования - не более 10% в среднем за 2017-2020 годы, 7-8% процентов к концу 2020-го года против 25% в настоящее время (с 1 апреля 2016 года ставка рефинансирования снизится до 24%).

"Что будет в 2016-м? Снижение ставок произойдет при условии снижения инфляционных ожиданий. Важным фактором для этого является рост золотовалютных резервов. Источник - положительный платежный баланс, в том числе привлечение внешнего финансирования. Программы с Евразийским фондом стабилизации и развития и Международным валютным фондом в числе ключевых параметров содержат именно рост резервов", - поясняет Александр Заборовский.

По его словам, одобрение программы с ЕФСР вступило в процедурную плоскость. Диалог с МВФ продолжится в рамках апрельских встреч в Вашингтоне.

Александр Заборовский раскрывает формулу, в соответствии с которой Беларусь выстраивает отношения с указанными международными организациями. Ее суть в том, что программа деятельности правительства и экономическая стратегия сформулированы, и если эти документы могут быть поддержаны партнерами, хорошо. "Если нет - будем в диалоге сближать позиции, аргументировать наши предложения, которые учитывают особенности белорусской экономики. Мы и, как мне представляется, наши коллеги из ЕФСР и МВФ не хотим повторять ошибок, которые были на пути институциональной трансформации во многих странах. Все меры должны быть выверены и отработаны, чтобы не получилось перекосов и неэффективности, нежелательных социальных последствий", - поясняет он.

Вашингтонской площадкой Беларусь планирует воспользоваться не только для переговоров с МВФ, но и для проведения встреч с инвесторами. "Возможности для работы на западных рынках капитала у Беларуси расширяются, и мы, естественно, планируем эту работу", - констатирует Александр Заборовский.

Упор на инновации

В промышленный блок программы вплетена активная инновационная стратегия. Предполагается, что основные высокотехнологичные компании будут формироваться в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке "Великий камень", других научно-технологических структурах.

Направления деятельности ПВТ планируется расширить за счет таких смежных со сферой IT-областей, как биоинформатика, нано- и робототехника, интернет вещей (концепция вычислительной сети физических объектов ("вещей"), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека. - Прим. БЕЛТА).

Ускоренное развитие должна получить фармацевтика, биотехнологические производства, отрасли новых материалов и иные сектора высших технологических укладов.

Снижение затрат и реструктуризация энергетики и ЖКХ

Предполагается, что перекрестное субсидирование в экономике будет ликвидировано до конца 2018 года. Это предстоит сделать за счет снижения затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. В результате, по предварительным подсчетам, оборотный капитал промышленности будет увеличен на Br8 трлн в год. "То есть, мы выравниваем условия для работы промышленности в сравнении с нашими конкурентами в ЕАЭС в части тарифов монополий. Именно поэтому второй блок системных вопросов программы - снижение затрат и реструктуризация энергетики и ЖКХ", - отмечает первый замминистра.

Издержки монополий предполагается взять под жесткий контроль. Предусмотрено прозрачное разделение затрат, их учет по видам деятельности, разделение функций заказчика и исполнителя.

"В увязке со снижением затрат в сфере ЖКХ правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому указом №78 поручено обеспечить своевременное принятие решений по достижению в 2016 году уровня возмещения затрат населением в размере не менее 50% по всему комплексу названных услуг. В результате дополнительные доходы от снижения объемов перекрестного субсидирования останутся в промышленности и будут направлены на снижение тарифов на энергоресурсы", - поясняет Александр Заборовский.

По его словам, на базе Министерства торговли планируется создать мощный антимонопольный орган, который объединит в себе функции поддержки добросовестной конкуренции и жесткого контроля затрат монополий.

Адресная социальная поддержка

Приоритетом программы деятельности правительства является развитие адресной социальной поддержки граждан. Планируется не позднее октября 2016 года внедрить целевые адресные безналичные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. "Будем стараться даже раньше. Электронное субсидирование граждан позволит усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств в ЖКХ и энергетике", - считает Александр Заборовский.

Указом №78 в 2016 году в республиканском бюджете формируются резервы в размере до Br8 трлн для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения. Из местных бюджетов на эти цели планируется направить до Br2,8 трлн, которые будут сформированы за счет экономии в ЖКХ.

Создание новых рабочих мест и развитие бизнеса

В текущем году в Беларуси должно быть создано не менее 50 тыс. новых рабочих мест. Детально правовые условия, включая бизнес-климат, гарантии прав собственности, отражены в указе №78 и проекте обновленной Директивы №4. "Директива тщательно отработана с бизнесом, и это очень ожидаемый сегодня документ", - подчеркивает первый замминистра.

Особый акцент в программе деятельности правительства сделан на финансовых механизмах создания новых рабочих мест. На эти цели активно будут использованы средства международных финансовых организаций, в первую очередь Всемирного банка и ЕБРР, о привлечении которых есть договоренности. Новые принципы работы заложены в использовании китайских кредитов. Через белорусские банки частному бизнесу может быть предоставлено около $1 млрд. Заемщиками выступают ОАО "Банк развития Республики Беларусь" на сумму $700 млн и ОАО "АСБ Беларусбанк" на сумму $300 млн. Кроме того, в связи с новыми возможностями сотрудничества с ЕС появляется доступ к соответствующим инструментам и рынкам. Плюс сохраняется базовый пакет работы через специальные банковские продукты, в том числе Банка развития.

"Вопрос преодоления "инвестиционной паузы", то есть сокращения инвестиций, является ключевым для возобновления экономического роста. В инвестиционной политике важнейшим приоритетом определено повышение эффективности использования ресурсов", - поясняет Александр Заборовский.

В части использования бюджетных и льготных кредитных ресурсов будет осуществлен переход к секторальной системе оказания государственной поддержки. Льготные кредиты на инвестпроекты будут предоставляться по конкурсу, при реализации госпрограмм. Банк развития станет единственным каналом льготного инвестиционного кредитования.

При этом Александр Заборовский отвечает на критические комментарии по данному вопросу. "Принцип прост и соответствует мировой практике. Вопрос: как выбрать получателя ограниченных ресурсов? Ответ: отдать тому, кто быстро принесет наибольшую отдачу, то есть исходить из срока окупаемости", - констатирует он. Конечно, в различных отраслях срок окупаемости разный, поэтому никто не будет сравнивать, к примеру, АПК и торговлю. Отбор будет осуществлять Банк развития, исходя из проектов в рамках отраслевых программ. То есть, конкурировать за ресурсы будут сравниваемые проекты. "Причем речь не обо всей экономике. Речь о мандате Банка развития. То есть, тех сферах, где сроки окупаемости выше средних, а привлечение рыночных кредитов затруднено. Основной инвестиционный процесс должен идти не с господдержкой, а на коммерческих принципах", - считает он.

Указом №78 одним из обязательных условий доступа к господдержке определено снижение себестоимости. Предусмотрен равный доступ и равные возможности для субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Промышленность в 2016 году планируется профинансировать на Br9,5 трлн. На экспортное кредитование пойдет Br3,2 трлн, на инвестиционные проекты - Br5,3 трлн, закупку техники и оборудования по лизинговым схемам - Br1 трлн. Еще Br18,5 трлн планируется выделить на жилье, дороги, инфраструктуру, агропромышленный комплекс.

"В принципе, льготное кредитование не по рыночным ставкам будет сокращаться с расширением эффективного рыночного кредита. Наряду с другими мерами это приведет к постепенному снижению процентных ставок в экономике и росту доступности кредитных ресурсов", - полагает Александр Заборовский. Кредитная модель инвестиционного процесса постепенно должна трансформироваться в модель на основе прямых и портфельных инвестиций. Это ключ к снижению долговой нагрузки корпоративного сектора.

Программа деятельности правительства тесно увязана с реализацией 20 секторальных государственных программ. Семь из них и две трети всего финансирования - это социальные вопросы. "Такими ресурсами надо умело распорядиться. Стержень всего подхода - целевой характер соцподдержки. Не размазывать всем понемногу, а точечно помогать тем, кто действительно в этом нуждается", - говорит Александр Заборовский. Планируется комплексный мониторинг за исполнением поставленных задач, в том числе ключевых показателей эффективности госпрограмм, что позволит системно оценить результаты, оперативно вносить изменения и дополнения.

В программу правительства включены фундаментальные направления развития экономики, в том числе диверсификация экспорта, интеграция в Евразийском экономическом союзе, использование возможностей сотрудничества с ЕС и КНР, странами дальней дуги.

В указе №78 закреплены вопросы целевой поддержки экспортеров, предоставления экспортных кредитов Банком развития нерезидентам. "Это также одно из ключевых положений программы. По сути, для сложнотехнологичного экспорта мы создаем современный инструмент поддержки. При этом деньги не уходят из страны, то есть кредиты для покупки наших товаров будут для нерезидентов связанными. Это самая передовая практика", - заверяет первый замминистра.

Отдельный блок вопросов - система госуправления и региональная политика, в котором изложены все принципиальные наработки по итогам их активного обсуждения в правительстве с участием руководителей обеих палат Национального собрания. До 1 июня 2016 года соответствующие предложения планируется внести главе государства.

Программа как живой механизм

В завершение Александр Заборовский отмечает, что программа деятельности правительства - это живой организм, так как в современном мире обстановка меняется быстрее любых прогнозов. По его словам, ежегодно до 1-го апреля правительством будет формироваться сводный отчет о выполнении программы и госпрограмм, что позволит комплексно оценивать результаты развития страны и в случае необходимости вносить изменения и дополнения.

"Эффект от уже принятых мер позволит, по нашим оценкам, восстановить экономическую динамику уже во втором полугодии текущего года, а весь комплекс предусмотренных мероприятий приведет к возобновлению экономического роста в 2017 году и выходу на темпы роста ВВП выше среднемировых - к 2020 году", - подводит итог Александр Заборовский.

Юлия ОГНЕВА

Все комментарии