Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Проблема затоваривания складов требует комплексного решения

Комментарии 11.06.2013 | 09:47

Запасы готовой продукции в Беларуси на 1 мая 2013 года составили Br33,359 трлн., или 82,4% среднемесячного объема производства. Если учесть, что по состоянию на 1 января 2013 года складские запасы в промышленности составляли Br22,193 трлн., то получается, что за четыре месяца количество товара на складах выросло почти на 50%. Затоваривание складов обсуждается все шире и становится едва ли не самой злободневной экономической проблемой. Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) экономист Георгий Гриц, комментируя в беседе с корреспондентом БЕЛТА эту ситуацию, отметил, что проблему затоваривания складов можно решить довольно быстро, однако необходимо сделать определенные выводы, чтобы не допустить роста складских запасов в будущем.

У этой ситуации, по мнению эксперта, есть один неоспоримый плюс: проблема вышла на тот уровень, когда необходимо что-то серьезно менять. При этом не стоит думать, что на складах скопились товары, которые в принципе нет возможности продать. Это те же самые тракторы, грузовики и прочие товары, которые в прошлом году уходили, что называется, с рук. Хотя на прежних рынках спрос на них в 2013 году снизился, этот товар по-прежнему ликвиден, его можно реализовать. Однако для увеличения продаж, считает Георгий Гриц, необходимо сделать несколько важных шагов.

Прежде всего, необходимо задействовать все возможные инструменты, которые позволяют продавать товары на неплатежеспособные рынки. Это прежде всего лизинг, или, говоря по-простому, продажи в рассрочку. При этом необходимо понимать, что белорусские лизинговые компании финансово еще не очень состоятельны. Но так или иначе инструмент лизинга необходимо применять.

Когда производители заинтересованы избавиться от складских запасов как можно скорее, может получиться и так, что не все иностранные партнеры окажутся в дальнейшем надежными. Понимая это, необходимо обеспечить страхование рисков по экспортным сделкам. При этом и банки, и страховые компании в Беларуси не торопятся страховать эти контракты. Поэтому нужно создать механизмы мотивации руководства предприятий, чтобы оно было заинтересовано в прибыльности, а значит, и в надежности сделок. Одновременно следует заинтересовать страховщиков в обеспечении сделок в условиях, когда высока вероятность ошибки директоров и отделов сбыта.

Огромное значение для успешной разгрузки складов, по словам Георгия Грица, имеет информационная поддержка внешнеторговых контрактов. Особенно важно в условиях выхода на новые рынки сбыта иметь детальные исследования рынков на предмет тарифного и нетарифного регулирования, изучения конкурентной среды. Ведь даже наличие политической воли к интенсификации двустороннего сотрудничества еще не всегда означает выгодность возможной двусторонней торговли. В условиях острой нехватки времени, с чем сталкиваются белорусские производители, было бы правильным прибегнуть к услугам профессиональных игроков рынка, у которых есть необходимые инструменты и информация для увеличения продаж. Однако не всегда в этом есть заинтересованность, особенно со стороны директорского корпуса. Предприятия, желая сэкономить, создают свои структуры, которые оказываются весьма неэффективными, подтверждением чего является нынешнее затоваривание складов.

Необходимо повысить эффективность сбытовой сети в целом, для чего стоит провести своего рода реабилитацию института профессиональных посреднических структур. По словам Георгия Грица, применяемая сегодня в Беларуси практика "приди - произведи - продай" не выдерживает критики, поскольку не учитывает мировой практики специализации. При этом в рыночной экономике посредник - нормальный субъект хозяйствования, который выполняет определенные функции. Он изучает рынок и формирует заказ под финансовую ответственность, гарантии банка. Если он не забирает товар со склада, то несет за это материальную ответственность, в любом случае платит. Посредник финансово обеспечивает, то есть кредитует, сделку, осуществляет цивилизованное хранение товара - не на складе завода, а в регионах сбыта. Таких партнеров надо искать и такие структуры надо задействовать. Пока же, если и используются торговые посредники, их функции зачастую сводятся к тому, что они товар забирают, продают его, а потом уже возвращают деньги, чтобы уложиться в формат карты валютного контроля. Профессиональные посредники предлагают нечто большее, так как стремятся и уменьшить свои риски, и увеличить прибыль.

В целом, считает эксперт, нужно четко определиться, что мы собираемся делать: производить, а потом организовывать чуть ли не всенародную кампанию по продаже произведенного вплоть до задействования Президента или все-таки производить то, что продается. В настоящее время на многих предприятиях хромает маркетинговая служба, поскольку 90% сидящих в кабинетах с табличкой "Отдел маркетинга" - специалисты по сбыту. Маркетинг же предполагает изучение спроса, а порой и его формирование на долгосрочную перспективу у потенциальных покупателей. Отсутствие маркетинговой стратегии или ее негибкость приводит к затовариванию складов.

По мнению Георгия Грица, механизм разгрузки складов есть. И для его задействования у Минэкономики, Минфина и Нацбанка есть необходимые механизмы принятия решений. Однако предприятиям необходимо отойти от практики производства без предварительного формирования портфеля заказов, без инструментов, которые в случае экстренной ситуации позволили бы быстро реализовать складские запасы. Во многом проблема складских запасов связана с отсутствием у директората понимания современных инструментов продаж. Но и при наличии понимания некоторые руководители заводов начинают перекладывать вину на лизинговые компании или страховщиков. Однако эта проблема комплексная, и решать ее необходимо комплексно, помня принцип, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Не стоит сначала создавать складские запасы, а затем только искать пути и рынки сбыта.

Анатолий ШИРВЕЛЬ

Все комментарии