Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Предпринимательством в Беларуси заниматься можно и необходимо

Комментарии 16.11.2011 | 10:33

ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ МОЖНО НАУЧИТЬ

Белорусское государство за последнее время сделало немало реальных шагов навстречу бизнесу. В год предприимчивости, которым в республике был объявлен 2011-й, утверждена Директива №4, направленная на стимулирование деловой активности, принята к реализации национальная платформа бизнеса, снижается налоговая нагрузка на предпринимателей. Немалое количество инициатив, призванных сделать жизнь предприимчивых белорусов более привлекательной, запланировано на ближайшее время. И все же, утверждают эксперты, среди белорусских бизнесменов пока еще преобладают люди старой закваски, для которых быть предпринимателем – скорее стечение обстоятельств, чем осознанный и желанный шаг. Чтобы изменить отношение к такому роду занятий, в Беларуси необходимо вырастить новое предприимчивое поколение, имеющее страсть к созданию продукта, осознающее свою роль в развитии государства. Как этого добиться, белорусские и зарубежные эксперты обсудили за круглым столом делового портала BEL.BIZ в рамках Всемирной недели предпринимательства.


Председатель общественного объединения "Центр поддержки и развития юношеского предпринимательства" Наталья Шаппо считает, что нам нужны предприниматели – люди, которые принесут инновации, создадут рабочие места, поведут за собой других людей. Предприниматель – прежде всего это компетенция. И ей можно научиться. "Вместе с тем возникают вопросы, кто должен учить, когда и где. В разных странах к этому подходят по-разному. Например, в России, Украине, США существуют образовательные программы для формирования экономического предпринимательского мышления. Такие люди могут трудиться не только в бизнесе, но и в крупных корпорациях, в том числе государственных", - уверена эксперт.

Наталья Шаппо привела результаты социсследования среди участников республиканского фестиваля по экономике и предпринимательству среди молодежи, проведенного в прошлом году. Согласно этим данным, собственное дело хотели бы организовать в Беларуси более половины респондентов. "54% из опрошенных молодых людей признают наличие перспектив развития бизнеса в Беларуси, хотя 51% из них отмечают, что существуют и определенные проблемы", - резюмировала эксперт.

Также данные опроса, по ее мнению, позволяют утверждать, что у молодого поколения практически исчезли недоверие к богатым людям, сомнение в честности их доходов, неприкрытая зависть к чужим успехам. "Богатый человек для них в первую очередь трудолюбивый, способный человек, - отметила Наталья Шаппо.

УСПЕХ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Источником вдохновения для молодых предпринимателей могут стать примеры успешного бизнеса, считает председатель правления закрытого акционерного общества "МТБанк" Андрей Жишкевич. В настоящее время это учреждение и белорусский экономический университет к обоюдной выгоде реализуют проект студенческих совместных конференций. "Мы заинтересованы найти себе потенциальных работников среди студентов и в то же время помогаем обучению молодежи, так что в данном случае меркантильный интерес не исключает общественного блага", - отметил банкир.

МТБанк готов сотрудничать и с другими образовательными учреждениями, а также порекомендовать успешных предпринимателей, которые могли бы поделиться своим опытом с молодежью. Бизнесмены способны делать это с пользой для себя, так как участие в обучающих программах позволяет им находить талантливые кадры, сказал Андрей Жишкевич.

Кроме того, руководитель МТБанка заявил о готовности развивать банковские продукты для предприимчивых белорусов. В этой сфере, по его мнению, интересен опыт американских банков, где созданы специализированные программы, к примеру, для женщин-предпринимателей, предпринимателей из различных этнических групп и т.д.

Преподаватель минского филиала Российского государственного социального университета, доцент Светлана Мацкевич считает, что в Беларуси уже установился институт предпринимательства. "И, думаю, задача экспертов - с достаточной долей критики подойти к реальной ситуации в этой сфере. Необходимо изучить ее и подать в экспертной оценке, что поможет начинающим предпринимателям избавиться от иллюзорности восприятия наших реалий", - сказала эксперт. По ее мнению, предприниматели должны понимать, как действовать в существующих в Беларуси условиях, как самоопределиться, сформировать свою гражданскую позицию. "И в этой сфере для экспертов, исследователей я вижу большое поле для деятельности и помощи предпринимателям", - отметила Светлана Мацкевич.

ОТ КОНКУРЕНЦИИ К ПАРТНЕРСТВУ

Предпринимательство – это партнерство, взаимодействие, не конкуренция, где каждый сам за себя, а нахождение разными людьми друг друга и переход от эгоистического интереса к совместному делу, считают эксперты.

По словам координатора проектов клуба "Бизнес-старт" (сообщество начинающих предпринимателей) Глеба Герасимовича, чтобы внедрить в Беларуси, например,  американскую тенденцию сотрудничества двух профессионалов в предпринимательской среде, достаточно создать серию мероприятий и привлекать туда людей из разных сфер. "Кто-то хороший технарь, а кто-то отличный экономист. Когда такие люди сходятся, получается синергия, которая может привести к созданию целого бизнеса", - сказал он. Необходимо создавать локальные сообщества при университетах и школах, куда будут приглашаться успешные люди, предприниматели. "Когда они делятся опытом, это заряжает молодежь определенной энергией, которая потом ими движет. Это можно и нужно делать уже сейчас", - уверен эксперт.

БАЛАНС МЕЖДУ СТРАСТЬЮ И МЕЧТАМИ

Каким бы ни был бизнес-климат в стране, есть еще одно условие, без которого предпринимателю не стать успешным. Это - страсть, считает консультант в области развития малого бизнеса, специалист по межкультурным коммуникациям, основатель и директор американской компании BHUMI’S INTERNATIONAL Харриет Расселл. При этом речь идет не о страсти к наживе, а о страсти к тому, чтобы гордиться собой, достигнуть успеха в своем деле. А деньги - это уже то, что приходит вслед за достижением.

"Предприниматель может создавать что-то новое и полезное, когда он занят тем, к чему испытывает особую страсть, а не когда он вынужден этим заниматься. Лично я никогда не стала бы предпринимателем, если бы просто хотела разбогатеть. Я предприниматель в первую очередь потому, что у меня есть страсть к этой деятельности. Поэтому, на мой взгляд, важно достичь определенного баланса между страстью и мечтами", - отметила Харриет Расселл.

Также, по мнению американского эксперта, необходимым фактором является образование и практический подход к предпринимательской деятельности, личный профессиональный опыт. Тогда предприниматель сможет гордиться тем, чем он занимается, привлекать собственные ресурсы, а также ресурсы, которыми обладают его коллеги-предприниматели. "Конечно, все детали своих бизнес-идей при обмене опытом раскрывать не надо. Но мы, к примеру, развивая взаимоотношения между профессионалами предпринимательской сферы на сетевых ресурсах, убедились в продуктивности и творческой отдаче такого многостороннего взаимодействия. Думаю, и в Беларуси мечты могут реализоваться в практические дела, если есть внутренняя заинтересованность и партнерство", - считает Харриет Расселл. При этом не стоит игнорировать и примеры мировых исследований, которые предлагает белорусская система образования.

БОЛЬШОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ – БОЛЬШИЕ ДЕЛА

Подводя итоги сказанному, эксперты круглого стола сошлись во мнении: предпринимать в Беларуси можно и нужно, несмотря на рейтинг республики в Doing Business и некоторые трудности, с которыми все еще сталкиваются отечественные бизнесмены.

"Быть предпринимателем и заниматься предпринимательством в нашей стране можно, и тому есть масса примеров. Успешные бизнесмены деятельны, инициативны, рискуют своим имуществом и извлекают пользу – в первую очередь для себя (и этого не надо стыдиться), но и для государства тоже. Я хотел бы, чтобы в Беларуси самыми важными персонами считались люди, которые создают добавленную стоимость. И тогда все наши проблемы разрешатся", - считает председатель Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович.

Вместе с тем большим бизнесменом невозможно стать, не научившись переживать за большое: за свою страну, за детей, за школу, считает эксперт. "Вот когда ты пропустишь через себя все, что творится в твоей стране, ты непременно будешь предпринимателем - успешным предпринимателем", - уверен он.

Анна КОТ,
БЕЛТА.

Все комментарии