Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Повышение порогового минимума по ЦТ практически не повлияло на конкурсы в престижных вузах

Комментарии 08.08.2014 | 14:03
Повышенный с этого года в Беларуси порог баллов на ЦТ для каждого предмета сделал свое дело - слабые абитуриенты отсеялись. Так, получить удовлетворительную оценку на ЦТ по математике (набрать 15 баллов из 100) не сумели около 40% абитуриентов. И даже с высокими баллами по другим предметам они уже не могли претендовать на поступление в высшее учебное заведение. Но конкурсы в ведущих вузах не упали, борьба за престижные профессии стала еще жестче. Как результаты централизованного тестирования отразились на проходных баллах в университетах, корреспонденту БЕЛТА рассказали в вузах, которые пользуются популярностью у абитуриентов.

Выпускников можно условно разделить на три основные группы, первая из которых уже давно почивает на лаврах. Самые успешные заранее выбрали место учебы, если не конкретную специальность, то хотя бы сферу будущей деятельности. Такие абитуриенты усердно готовились к испытаниям и, как результат, сдали ЦТ на высшие баллы. Ко второй группе абитуриентов относят тех выпускников, которым в семье, в кругу друзей и в школе внушается, что высшее образование - это святая святых, без него никуда. Им неважно, в какой университет поступить. Но поступить надо. Поэтому стараются, как могут. Часть из них прошла в вузы по дополнительному набору. Третью группу составляют выпускники, которые не стремятся к высшему образованию, но руководствуются принципом "авось, пройду".

По словам заместителя председателя приемной комиссии БГУ, декана факультета довузовского образования Вячеслава Молофеева, проходные баллы в университет немного снизились по сравнению с предыдущим годом. "Снижение баллов произошло по тем специальностям, где изучают физику и математику", - поясняет Вячеслав Молофеев. Так, по специальности "геоинформационные системы" в прошлом году проходной балл был 310, а в нынешнем - 272. "С другой стороны, на "геологии" проходной балл повысился", - обращает внимание он.
Понизился проходной балл и по специальностям "математика (информационные технологии)" - был 317, стал 276, "компьютерная математика и системный анализ" - с 314 до 291, "компьютерная безопасность" - с 352 до 321. Но все равно баллы в этом году по ним немаленькие.

"Если взять химию и биологию - здесь без существенных изменений. На "биохимии" было 306, стало 304 балла. "Биоэкология" - снижение с 266 до 262 баллов", - говорит Вячеслав Молофеев.

В вузе считают, что наличие порогового минимума на ЦТ никак не повлияло на конкурс и проходной балл: в университет поступают абитуриенты, которые тщательно готовятся к тестированию, поэтому никакой порог им не страшен.

Поддерживает мнение зампредседателя приемной комиссии БГУ и проректор по учебной работе и информатизации БГУИР Борис Никульшин. "К нам идут сильные абитуриенты, поэтому проходной балл значительно не изменяется. Где-то он может упасть на пару пунктов, а где-то даже вырасти на десяток", - комментирует проректор. В БГУИР проходной балл по экономической группе специальностей в нынешнем году приблизился к отметке 342. А проходной по специальностям технико-технологического профиля стал 256 баллов. На 30 пунктов вырос проходной балл по специальности "экономика электронного бизнеса" и на 23 - "электронный маркетинг".

"К тестированию надо готовиться, а не решать задачи наугад. Тогда и будет результат", - уверен Борис Никульшин.

Конкурс по большинству специальностей в ведущих вузах всегда стабилен. И это неудивительно - молодежь стремится получить престижное образование. Но, к сожалению, остро востребованные экономикой и социальной сферой специальности ("начальное образование", "математика (научно-педагогическая деятельность)", "строительство", "пищевая промышленность", "искусство музыкальное" и другие) не так популярны у абитуриентов, как следствие, конкурсы небольшие. Чтобы набрать нужное количество студентов, Министерство образования уменьшило пороговое значение балла по централизованному тестированию для приема на подобные специальности и объявило дополнительный набор.

Рассуждая о допнаборе, ответственный секретарь приемной комиссии Белорусского государственного педагогического университета Сергей Василец подчеркивает, что нельзя категорично заявлять, что дополнительный набор составили одни неучи. "В некоторых случаях баллы при допнаборе оказались даже выше, чем при основном. Во время дополнительного набора к нам пришли трое медалистов", - обращает внимание он.

Кроме того, случается, что по допнабору проходят ребята, которые хорошо сдали профильные математику и физику, но не взяли планку по языкам. Поэтому разве можно утверждать, что из них будут плохие учителя математики или физики? Если университеты пошли на этот шаг - зачислили, может быть, не очень сильных абитуриентов, значит, они видят пути решения проблемы.

Обратимся к языку цифр. Например, в Военную академию на 169 мест по допнабору было подано 289 заявлений. Причем по 6 специальностям из 10 проходные баллы были выше, чем в основной набор. В Институте пограничных войск - на 21 место было подано 44 заявления. Проходной балл дополнительного набора составил 149, тогда как в основной набор было 114 баллов. Кроме того, допнабор сформировал высокий конкурс на, казалось бы, непопулярные специальности. Так, по специальности "мелиорация и водное хозяйство" в Брестском техническом университете конкурс составил 12 человек на место.

В БГУ дополнительный набор осуществлялся только на четыре места военного факультета - по специальности "радиационная, химическая и биологическая защита". "Мы взяли туда студентов, набравших около 140 баллов. Причем по профильным предметам у них были хорошие результаты", - говорит Вячеслав Молофеев.

Сегодня мы удивляемся: почему можно легко поступить в вуз, имея в сертификатах ЦТ какие-то 150 баллов? Несколько лет назад выпускники с такими результатами даже не пробовали поступить в престижный вуз и стыдились своих баллов. В Министерстве образования отмечают, что выпускников школ становится все меньше. "Если в 2005 году было 95 тыс. выпускников школ, то сейчас 55 тыс. У нас есть заявки по определенным специальностям, и мы обязаны набрать на бюджет около 23 тыс. абитуриентов. Остальные идут платно. Кто захочет, тот учится. Кто не хочет - уходит", - комментируют ситуацию в ведомстве.

В свою очередь декан факультета довузовского образования БГУ Вячеслав Молофеев добавляет, что ЦТ - это не оценка школьной работы. "Это конкурсный экзамен. Чтобы поступить, надо готовиться, - поясняет он. - Половина поступивших в БГУ в нынешнем году - выпускники обычных школ. А значит, стать студентом под силу каждому".

А представитель БГУИР уверен, что тестирование - это не абсолютный показатель способностей абитуриента. "Став студентами, молодые люди всегда могут повысить знания, если будут старательно учиться, использовать дополнительные источники", - добавляет Борис Никульшин.

Получается, что так или иначе судьба абитуриентов находится в их руках. Конечно, порой не повезти может даже абитуриенту, который набрал тот самый проходной балл. "Когда набор закрывают люди с одинаковым количеством баллов, выбирают того, у кого выше оценка по профильному предмету", - поясняет проректор БГУИР.

Однако это исключение из правил. Выпускникам следует помнить, что ни школа, ни родители, ни Министерство образования не отвечают за результаты абитуриентов на централизованном тестировании. Чтобы поступить в вуз, нужно самому работать на результат и набирать высокие баллы.

Все комментарии