Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

По уровню подготовки специалистов кино БГАИ не уступает ВГИКу

Комментарии 02.02.2015 | 12:34

Тема белорусского кино в числе постоянно обсуждаемых. Волнует главным образом одно: когда белорусы смогут гордиться национальным кинематографом? С вопросом, почему никак не складывается пазл белорусского кино, корреспондент БЕЛТА обратилась в кузницу кадров для кино- и телесреды - Белорусскую государственную академию искусств. Декан факультета экранных искусств БГАИ Павел Иванов рассказал о сильных и слабых местах белорусской школы подготовки специалистов.

Тему бесталанности белорусских специалистов Павел Иванов предложил сразу закрыть. Это неправда. Никаких объективных причин утверждать такое нет, уверен он. Белорусская школа телевизионных специалистов известна и за пределами страны. Выпускники БГАИ успешно работают в Украине, России, Китае. В Украине несколько своих учебных заведений, которые готовят кадры для телевидения, но белорусских режиссеров, операторов телевидения, звукорежиссеров берут даже без предварительного собеседования. Просто знают: если человек из Минска - иди, работай. В Москве, Санкт-Петербурге специалисты из Беларуси также находят свои ниши.

Студенты факультета экранных искусств постоянно завоевывают престижные награды международных конкурсов, представляя свои учебные и дипломные работы. Из последних серьезных успехов - Гран-при Международного кинофестиваля в Тегеране Егора Бякова за фильм "Концерт для мамы". На фестивале представлялись короткометражки по 100 секунд, в нем участвовали 106 кандидатов из 46 стран. И нужно учесть ментальность иранцев, которые очень щепетильны к тому, что показано в кадре. Этот же фильм получил Гран-при II Международного фестиваля социальной рекламы "Ладошка" (Минск, 2014), Гран-при VII Международного фестиваля короткометражного кино и анимации "Видение" (Кемерово, Россия). Диплом молодежного жюри за первое место на III Международном молодежном конкурсе теле- и киноработ "Телемания" (Москва) получил фильм "Охота жить" Яны Анкудович. На этом же фестивале дипломом за первое место в номинации "Реклама" награждена Ксения Чертович. Золото в категории "Видеореклама" на VIII Международном фестивале социальных коммуникаций "ПОРА" (Омск, Россия) завоевала работа "Это не страшно" Дмитрия Левковского. Всего же студентами факультета экранных искусств с момента его открытия завоевано на различных международных кинофестивалях более пятидесяти наград. 

Выпускники факультета не теряются и среди профессионалов. Они постоянно среди победителей и призеров престижного Национального конкурса "Телевершина", а бывшие студенты Павла Иванова Илья Баранов и Мария Жукова отмечены премией Президента Беларуси "За духовное возрождение". "Не об уровне ли подготовки кадров свидетельствуют эти награды?" - задается вопросом декан. 

Белорусская школа по уровню подготовки специалистов не уступает аналогичным на пространстве бывшего СССР, и даже легендарному ВГИКу. Убежденность декана зиждется на объективных аргументах. "Если раньше, отправляя студентов на двухгодичные курсы во ВГИК, мы получали высокий результат, то сегодня природа курсов принципиально изменилась. Они зачастую превратились в дополнительный заработок для обладателей известных имен. Вопросы качества подготовки специалистов отошли на второй план. Воспитывать кадры лучше дома", - считает Павел Иванов. А вот стажировки за рубежом, обмен опытом на фестивалях киношкол, мастер-классы известных специалистов расширяют творческий кругозор и свою пользу приносят.

Специалистов для кино и телевидения Белорусская академия искусств готовила и прежде, будучи театральным институтом, только раньше существовала кафедра кинотелеискусства при театральном факультете. Однако в определенный момент кафедра настолько разрослась, что стала играть роль факультета. Произошло разделение и образование новых кафедр, а в Беларуси появилась возможность готовить практически всех специалистов, которые необходимы республике для телевидения и кино. 

Наступивший год - особенный. Факультету экранных искусств исполняется пять лет, а Академии - 70. Несмотря на юный возраст, факультет постоянно расширяет спектр предлагаемых специальностей. Ежегодно проводится набор на обе формы обучения звукорежиссеров и операторов телевидения, которые, к слову, разлетаются как горячие пирожки, на "режиссуру телевидения", а вот поступить на специальности "режиссер художественного фильма", "режиссер документального кино", "режиссер анимационного кино", "кинооператор" есть возможность лишь раз в пять лет. Дипломы кинотеледраматургов впервые будут вручены только в 2016 году. А нынешней весной состоится первый выпуск организаторов кинотелепроизводства.

Увы, продюсеров, которые сегодня необходимы, БГАИ пока не готовит. Это отдельная сложная специальность, требующая знания рынка кино - и телевидения, экономических знаний, таланта предвидеть востребованность и окупаемость творческого проекта. Планируется в ближайшем будущем набор на специальность "режиссер монтажа". Это самая востребованная специальность на сегодня, уверяет собеседник. Но, чтобы открыть новую специальность, помимо вопросов по программе подготовки студентов возникает множество организационных сложностей. В первую очередь это длительная бумаготворческая работа, выполнение которой вовсе не стимулирует желания заниматься открытием специальности. Возникает также вопрос с педагогами. Впрочем, в стратегии развития кинопроизводства в Беларуси на 2015-2020 годы открытие этой специальности предусмотрено.

Есть еще одна проблема, с которой сталкивается факультет, выпуская режиссеров игрового кино, документального и анимационного, - распределение. Рыночные отношения диктуют свои правила. Нельзя сказать, что эти специалисты не востребованы, но не на постоянной основе на первые два года, как гласит закон, а только на условиях контракта. "Конечно, при существующей сегодня конкуренции, чтобы выжить, режиссер должен уметь все. Снять телевизионную программу любого жанра, документальное кино, уметь поставить спектакль на сцене или концерт. В идеале так и должно быть. Но если режиссер телевидения умеет осуществить любой проект, вплоть до съемок телесериала, что тоже является художественным кино, то не всякий кинорежиссер, имеющий узкую специализацию, ограничивающую его рамками художественного фильма, снимет рекламу, музыкальный клип или телевизионное шоу", - считает Павел Иванов. На факультете над этим работают, и в учебных заданиях для будущих кинорежиссеров заложены и клип, и реклама, и документальные жанры.

Каждый студент факультета имеет возможность проявить себя за годы учебы как творческая личность, а профессорско-преподавательский состав всячески этому способствует. Ведь, как правило, приходит учиться совсем юная молодежь, только-только окончившая школу. И, чтобы раскрыться, одному достаточно проучиться несколько месяцев, а другой только через год начинает созревать. Приступить к формированию своего творческого портфолио молодым специалистам позволяет внимание государства. Ежегодно академия заключает с ведущими телеканалами и национальной киностудией "Беларусьфильм" договор о безвозмездном прохождении студентами факультета экранных искусств практики на их технических базах. На съемку учебных и дипломных работ из бюджета выделяются определенные средства. Это является предметом зависти коллег из других стран СНГ, где подобное - большая редкость.

Случайные ли люди пришли учиться на факультет экранных искусств или же будущие таланты, становится ясно довольно скоро. Получив в первые два года основу знаний, студенты отправляются пробовать себя на телеканалах. Эта немного жесткая политика декана выталкивания подопечных в мир в поисках своего места под солнцем приносит свои положительные плоды. Как правило, студенты четвертого курса уже работают на телеканалах - и не ассистентами режиссеров даже, а режиссерами. В прошлом году все выпускники специальности "режиссура телевидения" представили на защиту эфирные работы. Это и есть показатель, что молодежь чаще всего приходит целеустремленная, в хорошем смысле амбициозная.

Но и от педагогов, конечно, зависит немало, говорит Павел Иванов. Если человек не формально преподает, а болеет за результат, то и отдача достойная. Впрочем, преподавать на факультете вскоре станет некому, ведь позволить себе быть преподавателем на факультете экранных искусств сегодня может только хорошо обеспеченный человек, горько усмехается собеседник. И это не шутка. "Когда заработная плата доцента не дотягивает до Br3 млн, как долго можно заниматься такой работой?" - задается он вопросом.

Поправить положение дел могло бы введение статуса художественного руководителя, мастера. Сегодня такое понятие не существует де-юре, и если речь идет о мастерской, скажем, Иванова, то это лишь традиция, не более того. А ведь мастер, набирая курс, ревностно следит за ростом каждого студента, болеет за его успехи. Это естественно, ведь всякий потом скажет, что это школа того-то или того-то. Статус художественного руководителя в корне меняет отношение педагога, а не сводит преподавательскую деятельность до банального чтения лекций. Но, как в том же ВГИКе, на который равняются все, и белорусы тоже, мастер должен иметь достойную оплату своего труда, убежден Павел Иванов.

По причине низкой заработной платы в академию трудно пригласить молодых, но уже успешных состоявшихся специалистов. Время - деньги. Как правило, студентов обучают практики, что очень важно, ибо как теоретик научит держать камеру, если он сам не знает, как это делать? Но практикам проще снять фильм, написать сценарий, чем тратить время на преподавание почти задаром. Подобную проблему в Казахстане, например, решают следующим образом. Состоявшихся в профессии приглашают преподавать, предоставляя им возможность защитить в течение некоторого времени ученое звание доцента или профессора. Если специалист имеет значимые работы, если его студенты отмечены на международных конкурсах, то в итоге он получает звание по заслугам. "В Беларуси, чтобы дождаться ученой степени, нужно проделать много сомнительной бумажной работы. Чем практики, творческие люди, заниматься никогда не будут. Ведь потом этот никому не нужный труд в 20 экземплярах найдет свое место где-то на полке и будет там пылиться годами", - делится сомнениями Павел Иванов. По его мнению, назрела необходимость пересмотреть условия, по которым творческим людям следует присваивать ученые звания.

Тем не менее при видимых проблемах на факультете экранных искусств из стен Белорусской государственной академии искусств выходят грамотные востребованные специалисты. Получают образование в Минске студенты из России, Сирии, Ирана, Китая, Чехии. Молодые люди, желающие связать свою жизнь с киноискусством, имеют возможность заниматься на подготовительных курсах в течение года или же по нескольку месяцев в зависимости от выбранной специальности. Остается работать и надеяться на изменение положения дел в белорусском кино.

По словам Павла Иванова, в свое время белорусы сделали ошибку, упустив возможность организации производства российских телесериалов. Базу россияне нашли в Украине, а украинцы благодаря вырученным деньгам смогли поднять свои телеканалы. Сегодня, когда россияне ищут иные площадки для размещения своих проектов, "Беларусьфильм" конкурировать с другими киностудиями, увы, не может в силу объективных причин - идет реконструкция. И все же надежда на улучшение ситуации после завершения реконструкции есть. Современный комплекс сможет тогда предложить весь цикл кинопроизводства, и наверняка немало, в частности российских, режиссеров будут размещать здесь свои проекты. А значит, и белорусские специалисты смогут почувствовать себя нужными дома. Говоря об упущениях в организации кинопроизводства, Павел Иванов отметил низкий уровень такой важной специальности, как "редактор кино". Будучи сам человеком пишущим, чьи сценарии востребованы главным образом в России и Казахстане, декан не понаслышке знает, какие профессионалы работают в этой сфере. "Ведь стиль-редактор может спасти сценарий, а может его изувечить. К сожалению, сегодня в белорусском кино много дилетантов, после прикладывания рук которых хочется плакать, глядя в сценарий", - делится эмоциями профессионал.

Справка: Павел Иванов, доцент, профессор кафедры режиссуры кино и телевидения, с 2010 года декан факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств. Преподает дисциплины "Режиссура телевидения", "Мастерство актера", "Основы драматургии". Актер, режиссер высшей категории, сценарист. Окончил Саратовское театральное училище имени Слонова по специальности "актер театра и кино", а также режиссерское отделение Белорусского театрально-художественного института (ныне БГАИ). Ставил спектакли в театрах Беларуси и России. Автор трагикомедии "Казнить нельзя помиловать…", вошедшей в антологию "Современное русское зарубежье" и поставленной им в Академическом театре драмы имени Достоевского в Великом Новгороде. Работал главным режиссером редакции программ для молодежи Белорусского телевидения, снял большое количество телевизионных программ, очерков, портретов, документальных фильмов. Среди последних работ, снятых по сценариям Павла Иванова, - телевизионный художественный фильм "Ваша остановка, мадам!" (телеканал "Россия"), сериал "На всех широтах" (8 серий, производство студии "Открытый театр Юлия Малакянца" совместно и по заказу правительства Москвы), сериалы "Тағдыр (Судьба)" (20 серий, с переводом на казахский язык) и "Вопреки всему" (20 серий) (оба - производство студии Sataifilm (Алматы) по заказу телеканала "Астана").

Лауреат Первого международного конкурса журналистов "Лучший в профессии" (Москва, 2011). Участник и лауреат многих международных кинофестивалей. Академик Евразийской академии телевидения и радио.

Жанна КОТЛЯРОВА

Все комментарии