Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Первый курс без стресса. Что нужно знать каждому студенту, рассказала психолог

Комментарии 08.09.2025 | 09:18
Алеся Рощинская
Подходит к концу первая неделя нового учебного года. Для некоторых студентов это особенно важный период, так как они впервые в роли первокурсников вливаются в учебный процесс, знакомятся с новыми людьми и привыкают к жизни в общежитии. Адаптация проходит по-разному: для одних этот этап становится легким и незаметным, для других - настоящим испытанием. Корреспондент БЕЛТА пообщался с педагогом-психологом Белорусского государственного университета Алесей Рощинской, чтобы узнать несколько психологических лайфхаков для успешной адаптации первокурсников.

Алеся Рощинская отметила, что адаптация - это возможность для человека почувствовать себя "в своей тарелке". "Важно четко понимать, чего он хочет, какие у него цели и как их достичь с минимальными затратами ресурсов", - подчеркнула она. 

Адаптацию первокурсников включает в себя три компонента: физическую, учебную и социальную. 

Пора становиться самостоятельным 
 
По словам педагога-психолога, вопросы физической или бытовой адаптации особенно остро стоят у студентов, приезжающих из других городов. Однако, даже те, кто поступил в вуз в родном городе, могут столкнуться с трудностями. Если раньше, через 5 минут после выхода из дома можно было оказаться в школе, то теперь путь в вуз может потребовать нескольких пересадок.

"В такой ситуации комфортнее себя чувствуют те студенты, которые до поступления в вуз уже справлялись с бытовыми трудностями. Поэтому подготовка к поступлению - это именно то время, когда стоит "подстелить соломку". В целом бытовая адаптация начинается с детского сада. Если студент первого курса, который заселился в общежитие, с трудом может приготовить что-то кроме яичницы, это то, над чем стоило поработать заранее", - отметила она.
 
Но все же если возникает ситуация, в которой человеку действительно сложно справиться с бытовой проблемой самостоятельно, стоит обратиться за помощью к одногруппникам или сотрудникам общежития в зависимости от характера проблемы. Главное - не ожидать от других решения ваших задач, а получить полезный совет и применить его на практике.  

Скажи "нет" прокрастинации. Как влиться в новый учебный ритм и при чем здесь ритуалы?

Студенту важно помнить, что он в первую очередь приехал учиться. Новая система обучения может застигнуть его врасплох: вместо привычных уроков - лекции, преподаватели не спрашивают каждый день, и за пропусками не следят так пристально. "У студентов часто есть иллюзия, что деканат не замечает их отсутствия. На самом деле все видят и дают возможность студенту взять ответственность за свои действия", - пояснила Алеся Рощинская.

Самый сложный вопрос для студентов - самоорганизация. "Они думают: раз не спрашивают, то как-нибудь попозже это изучу. Семинар еще не скоро. Эта детская позиция может привести к серьезным последствиям во время сессии", - отметила она.

Работать над самостоятельностью стоит заранее: ребенку нужно давать возможность планировать и принимать ответственность. "Конечно, будучи студентом, хочется вернуться к детской позиции и переложить ответственность на других. Но надо помнить: задача преподавателя - изложить материал, который должен усвоить студент. А уже задача студента - используя различные тактики и методы, максимально усвоить ту информацию, которую он получил", - поделилась педагог-психолог.

Алеся Рощинская советует студентам с первых дней приучить себя к тому, что читальный зал библиотеки - это пространство, которое позволяет более фундаментально подготовиться к занятиям. "Книги на бумажном носителе задействуют не только зрительную, но и мышечную память. Кроме того, само посещение читального зала помогает настроиться на процесс обучения", - отметила она.

Педагог-психолог также рекомендует завести определенный ритуал для учебы. "Например, можно надеть наушники и отключиться от внешнего мира, сосредоточившись на учебе. Для кого-то это может быть обязательное занятие за столом или использование определенной ручки, которая предназначена только для учебы. Такие мелочи помогают создать условный рефлекс. Даже когда мотивация снижается, мы принимаем привычную позу, которая ассоциируется с учебой, и наше сознание настраивается на обработку информации", - добавила Алеся Рощинская.

Из ее практики студенты создают самые разные ритуалы. Например, ребята, которые живут в общежитии, часто готовятся только в комнатах самоподготовки. Некоторые занимаются в своих комнатах, но вешают табличку "Просьба не входить".
 
Важно также осознавать, как студент проводит время, отведенное на учебу. "Бывают моменты, когда человек говорит себе: "Я сейчас сяду за учебу". Проходит 40 минут, а он делает все что угодно - расчерчивает поля в конспекте, точит карандаши или подбирает удобные тетради. Но это все не связано с процессом обучения и обработкой информации. В то же время у большинства людей есть определенные пики работоспособности. В эти моменты мы можем зря потратить эффективное для учебы время на организационные вопросы. Наше сознание воспринимает всю деятельность как подготовку, но фактически КПД стремится к нулю. Однако в периоды снижения эффективности занятия вроде поиска полезных научных статей или заточки карандашей могут быть целесообразными, чтобы к моменту, когда вы полны сил и готовы работать, все было готово", - поделилась она. 

Подготовка и тренировки. Как пройти социальную адаптацию и получить полезный навык 

Влиться в новый коллектив, привыкнуть к преподавателям и выстроить взаимоотношения со всеми - задача непростая. Во время учебы необходимо получать много дополнительной информации от преподавателя, при этом не переусердствовать, становясь слишком навязчивым. Например, если вы не поняли тему, можно подойти к преподавателю и узнать, какую литературу лучше прочитать для понимания.

Конечно, нужно пройти этап притирки к одногруппникам - особенно если вы живете в общежитии - взаимодействовать с администрацией университета и общаться со старшекурсниками. "Последние являются очень полезным ресурсом, который важно вовремя распознать и активно использовать. Это те люди, которые совсем недавно проходили через все трудности и решали аналогичные вопросы. У них есть набор лайфхаков, которые помогут быстрее и легче адаптироваться", - заключила она. 

Но как познакомиться с кем-нибудь из старшекурсников или даже со своей группой, если ты переживаешь? Алеся Рощинская сравнила это с выполнением акробатических трюков: с первого раза сложно, нужны тренировки. "Как и в любом навыке, здесь побеждают упорство, дисциплина и мотивация. Когда человек повторяет одно и то же действие, которое хочет выработать у себя до автоматизма, он добивается максимальных успехов. Если страшно познакомиться с одногруппниками, начните с общения с людьми, которые стоят с вами в очереди в столовой: "Здравствуйте, вы, наверное, тоже с моего факультета?" или "Ой, подскажите, пожалуйста, я первый раз в столовой - стоит ли есть эти булочки или лучше выбрать что-то другое?" Буквально пара фраз - и вы уже настраиваетесь на волну легкого и непринужденного взаимодействия. Когда вы несколько раз отработаете технику знакомства и задавания вопросов, вам будет намного легче снизить напряжение. У вас уже будет отработанный алгоритм", - сказала она. 

Обратиться к преподавателю иногда оказывается сложнее. Но здесь стоит подготовиться заранее: "Студент должен продумать, что он хочет сказать, какая у него цель и как он себя представляет с учетом своих плюсов и минусов. Учитывая эти три компонента, мы можем отрабатывать каждый из них по отдельности в разных ситуациях, а затем собрать их вместе, чтобы чувствовать себя более комфортно при общении с тем или иным человеком. Например, если вы знаете, что есть строгий преподаватель, подходить к нему без подготовки может быть некомфортно. Поэтому стоит заранее продумать, что поможет вам чувствовать себя уверенно: какие ваши качества могут этому способствовать и что может быть препятствием. Если вы знаете, что легко краснеете, лучше встречаться с преподавателем без толпы. А если он придерживается консервативных взглядов, то вряд ли стоит подходить к нему в футболке с ярким принтом", - рассказала Алеся Рощинская. 

Если несмотря на все усилия, эмоциональное напряжение слишком велико в таких ситуациях педагог-психолог советует использовать дыхательные техники. "Простой глубокий вдох и медленный выдох, повторенные несколько раз, помогут вам почувствовать себя более комфортно. Напряжение начинает отступать. Если руки дрожат, попробуйте представить себе ситуацию, когда вы отряхиваете руки после мытья. Повторив это действие, вы физически сбросите остаточное напряжение с рук и почувствуете себя лучше", - поделилась она. 

Однако даже подготовка не гарантирует отсутствие промахов. "Даже если не все получается с первого раза, дайте себе право на ошибку и попробуйте еще раз. У студентов первого курса есть определенный кредит доверия: все понимают, что делать первый шаг нелегко. Важно помнить об этом и учитывать, но не злоупотреблять", - добавила Алеся Рощинская. 

Не "страшный экзамен", а "возможность проявить себя" 

Не зря говорят: как корабль назовешь, так он и поплывет. Алеся Рощинская советует относиться к будущей сессии как к возможности показать себя во всей красе и продемонстрировать преподавателю, насколько хорошо вы усвоили знания, которыми он щедро делился. "Такая формулировка направит ваше сознание и мысли на то, чтобы дать себе возможность подготовиться так, чтобы усвоенный вами материал излагался структурированно и выглядел как оформленная мысль, а не как набор фраз. Это поможет произвести позитивное впечатление на преподавателя. От вашего настроя многое зависит", - отметила педагог-психолог. 

И конечно, готовиться нужно начинать с самых первых дней: анализируйте информацию, составляйте планы по тем вопросам, которые освещались во время лекций. Многие преподаватели щедро делятся материалами. Пишите краткие резюме от руки - так задействуется механическая память, и запомнить что-то будет проще. 

Важно понять, какие у вас качества памяти. Быстро ли вы запоминаете информацию? В каком формате усвоение идет лучше и надолго ли оно сохраняется? "Также важно, насколько быстро человек может найти в своей памяти то, что когда-то было выучено и усвоено. Если готовность памяти не очень высокая, такому человеку потребуется немного больше времени для того, чтобы ответить на вопрос. Если студент осознает, что он может "зависнуть", ему стоит предупредить преподавателя и попросить чуть больше времени на формулировку ответа. Это даст преподавателю понять, что студент не просто ушел в себя, а действительно обдумывает ответ", - посоветовала Алеся Рощинская. 
 
Когда кажется, что все плохо, стоит начать с аффирмаций

Алеся Рощинская отметила, что в моменты, когда сомнения только начинаются или уже достигают пика, аффирмации могут стать первым шагом к преодолению трудностей. Стоит повторить себе: "Я ценный человек вне зависимости от моих успехов в учебе. Я делаю все, что могу, и при этом могу больше. Я имею право на ошибки. Я могу быть похожим на других или отличаться - и это мой путь".

Если нужна помощь, университет готов поддержать 

Педагог-психолог подчеркнула, что есть студенты, которым может быть сложнее адаптироваться. "В университете мы работаем в рамках комплексного подхода. Здесь важную роль играет администрация факультетов: грамотный подбор преподавателей-кураторов помогает на первых этапах взаимодействия заметить, кто легко вливается в коллектив и идет на контакт, а кому немного сложнее", - поделилась она.

Алеся Рощинская добавила, что в работу включаются также педагоги-психологи и социальные педагоги. "У нас есть комплекс мероприятий по улучшению адаптации, который включает как работу на факультете, так и в общежитии. Администрация общежитий и воспитатели всеми силами стремятся облегчить включение студентов в нашу вузовскую семью. Кроме того, огромную роль в том, чтобы студент почувствовал себя как дома, играют сами студенты. Студенческие организации помогают первокурсникам комфортнее себя чувствовать в университете. Это студенты 2-3-го курса, которые выступают в роли шефов наряду с преподавателем-куратором. Влияние актива общежития также немаловажно: они проводят различные культурные мероприятия, помогают разобраться с жилищно-бытовыми вопросами и не оставляют студентов, заселившихся в общежитие, наедине со своими проблемами. Только взаимодействуя сообща, можно добиться максимального результата", - отметила педагог-психолог. 

Важно также родительское участие: "Большую роль играют родители, которые делятся своим опытом и поддерживают студента, но при этом не стремятся делать что-то за него. Тогда студент, вступая во взрослую жизнь, чувствует, что это результат шагов, которые он делает сам. Самостоятельность дается легко не всем студентам. В то же время и родители могут испытывать сложности с ослабление контроля особенно, если привыкли видеть в ребенке человека, постоянно нуждающегося в помощи или контроле. Здесь очень важно действовать слаженно, давая возможность человеку проявить себя", - отметила она.

Каждая адаптация индивидуальна, и очень важно осознать причины возникающих проблем и методы работы с ними. Постепенно, шаг за шагом, университет станет самым комфортным местом для получения профессиональных навыков, общения и развития. Вера в собственные силы, самодисциплина и поддержка окружающих помогут каждому студенту сполна насладиться сложным, но замечательным временем обучения в вузе.

БЕЛТА.-0-
Все комментарии