Изменения в Избирательном кодексе и принятие проекта закона "О Всебелорусском народном собрании" являются продолжением реализации тех задач, которые были поставлены в ходе республиканского референдума. После утверждения обновленного варианта Конституции возникла необходимость реализации положений, закрепленных в обновленном варианте основного закона государства, и последующем их развитии в специальных законодательных актах. Проект закона о ВНС является примером подобного специального законодательства. О ключевых положениях проекта закона "О Всебелорусском народном собрании" рассказала председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Светлана Любецкая.
Закон о ВНС - национальный уникальный опыт правового регулирования государственного устройства. По словам Светланы Любецкой, прямых аналогов такого института в международной правовой практике нет. В западноевропейской правовой системе и в законодательных актах государств постсоветского пространства можно найти схожие с ВНС элементы функционирования системы государственного устройства, но закон о Всебелорусском народном собрании по праву можно считать примером уникальной правовой мысли Беларуси.
Светлана Любецкая отметила, что ей часто задавали вопрос: для чего нужен новый орган власти, если в государственной системе все хорошо работает и без него. На что депутат отвечала, что не следует оставаться в статичном состоянии, так как это экстенсивный путь развития. "Я думаю, не секрет, что та скорость изменений в мире, которую мы наблюдаем не то что в последние десятилетия, в последние годы и в особенности в последний год, заставляет думать государство о том, чтобы пересмотреть свои правовые механизмы. Так положено, что сначала законом устанавливаются правила, а после двигается вся система государственного управления и устройства. Чтобы люди понимали, какие у нас правила жизни, эти правила жизни прописываются в законах", - объяснила Светлана Любецкая.
Как заметила председатель Постоянной комиссии по законодательству, с учетом глобальных вызовов и изменений, происходящих в мире, было принято решение о создании правовых механизмов, которые могут оперативно разрешать возникающие вопросы, при этом разрешать так, чтобы предложенные решения были восприняты обществом и не создавали новых сложностей. "В истории уже были подобные примеры, из которых нужно сделать выводы, а не приобретать свой негативный опыт", - подчеркнула Светлана Любецкая.
В Конституции предусмотрено функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Но, как пояснила Светлана Любецкая, такой институт, как Всебелорусское народное собрание, высший представительный орган, не будет относиться ни к одной из них. "Мы не вносили никаких изменений в Конституцию - у нас осталось такое же госустройство. Высший представительный орган объединит в себе представителей различных ветвей власти: и законодательной, и исполнительной, и судебной. Он также включает в себя представителей от гражданского общества, представителей от избирателей. Порядок формирования этого института комплексный", - добавила депутат.
Светлана Любецкая обратила внимание, что при обновлении Конституции и разработке законопроекта не ставилась задача проведения или появления еще одной электоральной кампании. "У нас есть выборы депутатов местных советов, у нас есть выборы депутатов Палаты представителей, у нас есть выдвижение и формирование Совета Республики - это тоже элементы представительства. Еще одна избирательная кампания, для того чтобы еще каких-то делегатов выдвигать, - это нерационально. Нет такой необходимости", - заметила депутат.
Именно поэтому участие во Всебелорусском народном собрании станет для депутатов еще одной дополнительной функцией. По словам Светланы Любецкой, депутаты местных советов, Палаты представителей и Совета Республики и так заняты решением вопросов, связанных с социально-экономическим развитием страны, с вопросами национальной безопасности и социальной политики, поэтому для делегатов, выбранных из их числа, не составит труда применить свой опыт в рамках компетенции ВНС. "Переизбирать в другой орган со схожими функциями уже избранных депутатов не имеет смысла", - заключила она.
Одним из самых обсуждаемых вопросов при принятии законопроекта "О Всебелорусском народном собрании" стал вопрос формирования органа. Как рассказала депутат, при написании закона возник дискуссионный вопрос о том, каким образом государство должно выстраивать свою политику, чтобы его поддерживали люди. "Бессмысленно ставить задачи, которые невоспринимаемы в обществе. Они не будут реализованы. Это формальный подход, который сегодня не работает", - заметила Светлана Любецкая.
У государства есть функция предложения решения проблем, которые, однако, необходимо исполнять и воплощать в жизнь. В связи с этим, по словам депутата, одним из принципов формирования и последующей деятельности ВНС является задача консолидации общества, обеспечения согласия в решении задач, которые стоят перед государством. "Должна быть единая позиция, консолидация и согласие в обществе. Мы должны делать так, чтобы люди соглашались с тем, что им предлагает государство", - резюмировала Светлана Любецкая.
Предельная численность делегатов ВНС - 1200 человек. Со слов председателя Постоянной комиссии по законодательству, эта цифра сформировалась из соображений компактности органа и способа представительства, как по вертикали, так и по горизонтали, и носит приблизительный характер. По горизонтали ВНС будет формироваться из всех представителей власти.
Как подчеркнула Светлана Любецкая, решения ВНС будут иметь обязательный характер. "Смысл декларировать и не исполнять? Тогда нивелируется сама идея. Для того чтобы эти решения, принятые обществом, претворялись в жизнь, их должен кто-то исполнять. В этом дуалистическая задача института Всебелорусского народного собрания", - добавила депутат.
Ответственность за реализацию принятых решений ложится на плечи представителей исполнительной ветви власти в ВНС. По словам Светланы Любецкой, сами приняли решение - должны быть реальные пути их исполнения. Вот в чем состоит смысл практической нагрузки этого органа.
В состав ВНС войдут представители трех ветвей власти. Две из них образуют третью часть от общего числа делегатов ВНС. Правительство в полном составе, а также председатели областных и минского городского исполкома представят исполнительную власть. "На региональном уровне есть определенные особенности. Устройство Минска, особенности его социально-экономической деятельности отличаются от приграничного региона - Гродненской области. Они разные. Если мы сравним даже два региона без столицы, например Витебскую область и Гомельский регион, это тоже разные по специфике, по географическому положению, по природным возможностям регионы. Поэтому и представительства в ВНС будут от разных регионов, чтобы услышать и тех, у кого одни условия, и тех, у кого совсем другие условия. Это делается для того, чтобы у нас было максимальное количество исходной информации для принятия решений. Поэтому регионы представлены в полном объеме", - пояснила Светлана Любецкая.
Что касается представителей судебной власти, то в ВНС у них будет очень компактный состав. Он замкнется на высших судебных инстанциях. "Конституционный суд у нас один - это высшая судебная инстанция, наделенная определенными полномочиями. Она дает оценку конституционности нормативно-правовых актов, оценку выборов и других задач. То есть это высшая инстанция, которая с правовой точки зрения оценивает все, что происходит в государстве. Поэтому надо услышать ее голос и мнение при принятии этих решений. Что касается Верховного суда РБ, устройство его таково, что это последняя инстанция, которая замыкает в себе систему правоприменения, то есть дает правовую оценку деятельности государственных органов, оценивает то, что происходит в частной сфере, в сфере публичных интересов, у нас есть вопросы, касающиеся правового регулирования гражданского законодательства, экономического, уголовного законодательства, законов по административным делам, то есть все сферы охвачены. Это тот орган, который консолидирует всю практику и тоже имеет свою правовую позицию. Этот опыт можно использовать", - заметила депутат.
Таковы представители ВНС по должности. Люди, которые в силу своих служебных полномочий призваны для решения определенных задач, и их опыт, знания и компетенции могут быть использованы и задействованы при принятии решений и в целом функционировании Всебелорусского народного собрания.
Поскольку порядок формирования ВНС смешанный, представителей от народа, которые сформируют вторую треть состава ВНС, изберут в единый день голосования. Ими станут депутаты местных советов депутатов первичного, базового и областного уровней. Количество делегатов от каждого региона определит ЦИК, исходя из общего количества избирателей. Повлияют также особенности административно-территориального устройства.
Что касается представителей от гражданского общества, сформировавших оставшуюся треть общего состава делегатов ВНС, был подготовлен проект закона "О гражданском обществе". "В целом, гражданское общество - это все мы: я, вы, семья, коллектив в разных формах. Но для целей ВНС у представителей гражданского общества должны быть свои представители. Если мы будем формировать состав в рамках 1200 человек, треть у нас - представители по должности, треть - уполномоченные избирателями депутаты, треть - представители гражданского общества. Предлагается исходить из наиболее массовых общественных объединений, то есть тех, которых поддерживают большие группы граждан. Это и стимул в том числе для общественных объединений", - отметила Светлана Любецкая.
Последнюю треть делегатов Всебелорусского народного собрания предложено сформировать из представителей массовых белорусских общественных объединений. Это позволит быть услышанным разным социальным группам: молодежи, женщинам, людям пожилого возраста, ветеранам, представителям профессиональных объединений.
Вера Василевская, БЕЛТА.-0-