Обучение для жизни, или Как функциональная грамотность влияет на успешность человека
Ирина Старовойтова
На неделе в Академии образования на международной научно-практической конференции эксперты обсуждали функциональную грамотность обучающихся и ее роль в достижении целей устойчивого социально-экономического развития страны. Сейчас этому направлению в педагогических кругах уделяют особое внимание. Такой интерес к теме объясняется тем, что в условиях быстро меняющегося мира для успешности человека крайне важна способность критически мыслить, применять знания на практике и адаптироваться к условиям конкретной ситуации. Какую работу проводит Академия образования по развитию у школьников функциональной грамотности, рассказала корреспонденту БЕЛТА ректор учреждения кандидат педагогических наук, доцент Ирина Старовойтова.
Функциональная грамотность в научном и педагогическом сообществах рассматривается как способность обучающихся применять знания и навыки на практике, адаптироваться к реальным жизненным ситуациям и эффективно решать повседневные задачи в различных сферах жизни.
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года определена задача перехода на новую парадигму образования, в основе которой не усвоение обучающимися готовых знаний, а развитие у них способности самостоятельно усваивать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое и внедрять в практику, нести ответственность за свои действия.
Эти идеи отражены и в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, в которой говорится о том, что обществу нужны компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора и умеющие прогнозировать их возможные последствия. На решение таких задач и нацелена работа Академии образования по вопросу функциональной грамотности.
"Наше учреждение является флагманом в проведении научных исследований, связанных с формированием функциональной грамотности обучающихся на уровнях дошкольного и общего среднего образования, дополнительного образования взрослых", - отметила Ирина Старовойтова.
Академия образования на протяжении нескольких лет проводит системную работу по научно-методическому обеспечению образовательного процесса, которое направлено на формирование функциональной грамотности учащихся учреждений общего среднего образования. Проводились научные разработки в рамках отраслевой научно-технической программы "Функциональная грамотность". Велась работа с авторскими коллективами учебных пособий, организована подготовка педагогов в системе повышения квалификации.
"Если говорить о результатах, стоит отметить разработку новых проектов образовательных стандартов начального, базового и среднего образования. Разработаны новые учебные программы по всем предметам с учетом реализации задач формирования функциональной грамотности, методические рекомендации по разработке учебных изданий. Разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе проектной деятельности, разработаны комплекты ситуационных задач", - рассказала ректор.
В ноябре 2025 года пройдет репетиция Национального исследования качества образования (НИКО). Масштабное мероприятие затронет учащихся всей страны: в нем примут участие девятиклассники школ, гимназий, десятиклассники лицеев, а также первокурсники колледжей. Цель репетиции - оценить и обеспечить организационную готовность к основному этапу НИКО, запланированному на 2026 год. Впервые такое исследование проводилось в 2023 году.
"Министерство образования совместно с Академией образования планирует повторно проводить данное исследование для того, чтобы проанализировать новые результаты и сравнить их с теми, которые были получены во время первого среза. Уже подготовлены платформа, а также вопросы для изучения уровня сформированности функциональной грамотности у школьников", - отметила Ирина Старовойтова.
Ректор пояснила, что задания для проведения НИКО сформированы таким образом, чтобы школьники могли найти решения в конкретных ситуациях, используя имеющиеся у них знания в области физики, математики, филологии и др. Будет изучаться уровень сформированности у учащихся естественно-научной, математической, финансовой, читательской грамотности.
Результаты исследования позволят (при необходимости) пересмотреть подходы к работе со школьниками. "Мы увидим, насколько качественные практико-ориентированные знания имеют наши ребята. За полученными результатами могут последовать и коррекция содержания работы с педагогами (использование определенных технологий, приемов работы), и актуализация содержания образования по различным учебным предметам", - подчеркнула ректор.
Итогом такой работы, возможно, станет пересмотр методических рекомендаций для педагогов, стандартов, программ и других документов. "Таким образом, Национальное исследование качества образования сыграет определенную роль в дальнейшем нашем понимании выстраивания содержания, форм и методов обучения", - заключила Ирина Старовойтова.
БЕЛТА.-0-