Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Об особенностях и типичных ошибках социсследований

Комментарии 10.06.2015 | 15:08
Давид Ротман

"Ой, ну как там проводятся эти социсследования!" и "Неужели ты веришь, что эти цифры реальные, а не взяты от балды?" - вот только парочка высказываний, которые можно порой услышать в адрес социологии. К сожалению, отдельные структуры своими липовыми опросами и неправдоподобной статистикой настолько подмочили репутацию этой науки в целом, что нередко люди просто стараются избегать всяких контактов с ней - видимо, руководствуясь фразой Чехова "Как бы чего не вышло". В общем-то, напрасно. В Беларуси, как и во всем мире, социология существует не только в теории, но и на практике, опросы регулярно проводятся и приносят пользу обществу. О самом интересном при организации и проведении исследований в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал директор Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета доктор социологических наук, профессор Давид Ротман.

"Социологическое исследование - довольно сложный процесс, но многие этого просто не понимают. Людям кажется, что кто-то кого-то схватил на улице за рукав и начал задавать вопросы, - отмечает Давид Ротман. - А некоторые люди (и я с такими знаком) считают, что вообще никто ничего не спрашивает, а социологи сидят в кабинете и цифры сами придумывают. Это ерунда. По крайней мере, в профессиональных социологических структурах такого не бывает".

Итак, каким же все-таки образом проводятся социологические исследования? Для начала необходимо определить тему изучения. Это, как правило, зависит от того, проводится ли исследование по заказу какой-то организации или это инициатива самих социологов. Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство: в результате исследования должен быть получен ответ не только на вопрос "Что происходит?", но необходимо выяснить и "Почему это происходит?", "Каким образом можно снять негативное явление?" и "Как ситуация будет развиваться дальше?" Таковы четыре ключевые задачи социологического итогового анализа. Если названные задачи не решить, получаются только голые цифры, которые особой пользы не принесут и тем более не позволят сделать серьезные умозаключения и выводы. "Перечисление итоговых цифр в процентных весах - это не социология. Настоящая социология дает возможность проводить глубокий анализ и определять различные подходы к решению проблем", - поясняет собеседник.

Современное социологическое исследование предполагает использование для сбора информации не только метода массового опроса населения. Для более глубокого анализа ситуации применяются так называемые качественные методы сбора информации: фокусированные групповые интервью (фокус-группы), экспертные интервью и т.д. Фокус-группа - это организация маленькой дискуссии, в которой есть модератор и 8-10 участников. Люди подбираются по определенному признаку - профессиональному, возрастному, образовательному, половому, причем они должны быть не знакомы друг с другом. Для обсуждения предлагается проблема или проблемная ситуация. Модератор ставит вопросы, и участники начинают их обсуждать. Процесс дискуссии снимается на видеокамеру, затем полученные данные анализируется. Параллельно с этим могут проводиться экспертные интервью с теми людьми, которые компетентны в исследуемой проблеме, хорошо о ней осведомлены. Такими людьми могут быть, например, политологи, журналисты, экономисты. "Однако это уже не групповая дискуссия, а разговор с отдельным человеком на диктофон", - поясняет эксперт. Далее информация обобщается, а проблема анализируется. Это дает возможность выявить точки, которые представляют интерес для исследования. "То есть не социолог, сидя в кабинете, придумывает, что именно надо изучить", - отмечает директор Центра.

Прежде чем начинается процесс сбора информации, следует четко определить, какие методы для получения этой информации социологи будут использовать. Если это массовый опрос, то стартовая задача - подготовить правильный, отвечающий проблемной ситуации, вопросник. При его формировании могут использоваться результаты обсуждения проблемной ситуации на фокус-группах и в процессе проведения экспертных интервью.

"Важное условие, определяющее качество вопросника, - это то, чтобы респонденты (люди, которые будут отвечать на вопросы) одинаково понимали содержание и смысл поставленного нами вопроса", - продолжает Давид Ротман. Это означает, что вопросы следует формулировать предельно четко и ясно, чтобы избежать двусмысленности. "К сожалению, зачастую бывает так: когда какие-либо социологические структуры проводят исследование, люди вообще не понимают, что у них спрашивают, - рассказывает эксперт. - Например, вопрос составлен следующим образом: как вы относитесь к проекту "Восточное партнерство"? Не спорю, вопрос хороший, но для начала нужно поинтересоваться у отвечающих, что такое "Восточное партнерство", какие страны входят в эту инициативу, для чего она вообще создана, и только потом - про отношение. Причины такого количества уточнений ясны: если человек не понимает суть вопроса, то как он может на него ответить?!"

Очень часто применяются и такие методы опроса, как "телефонник" или "уличник". "Иногда иду по улице и вижу, как бегают ребята, которые проводят маркетинговый опрос, причем делают это явно неправильно, - отмечает собеседник. - Нельзя просто ходить по улице и хватать за руки кого попало. Почему? Должен действовать принцип случайности отбора". Давид Ротман поясняет: для интервьюеров, которые должны выполнить свою работу, главное - опросить в день определенное количество человек. "Им сказали опросить 50 человек за день, а они и рады стараться. И, конечно, им невыгодно получать отказ", - убежден он.

Каким же образом чаще всего ведут себя интервьюеры? Если они видят, что идет улыбающийся человек с добрым лицом, значит, его можно остановить и задать несколько вопросов. А уж если идет хмурый человек, к нему, конечно, лучше близко не подходить. Однако такой подход к работе является в корне неправильным, потому что все люди должны иметь одинаковую возможность попасть в выборку. Исходя из этого, обычно "уличник" делается так: сначала определяется город, город делится на районы, в районах обозначаются основные точки работы, где обычно проходит достаточно большой поток людей. Всем интервьюерам дают аналогичные пояснения: вам следует подойти к такому-то зданию, стать к нему лицом, затем повернуться, предположим, налево. Далее можно приступить к опросу, причем опрашивать следует каждого десятого (пятого и т.д.) человека, идущего к вам навстречу. Таково железное правило случайности отбора. Иначе быть не может. Чтобы каждый человек имел возможность реально попасть в выборку. "Кстати, примерно такие же правила действуют при проведении экзитполов на выборах - на выходе из избирательных участков", - обращает внимание эксперт.

Если говорить о "телефоннике", то в этом случае при проведении опросов действуют свои правила. В частности, должна работать квотная выборка, чтобы вести беседу не с кем попало, а именно с теми люди, которые интересны социологам (по полу, возрасту, образованию и т.д.). Можно и по-другому: опрашивать первого снявшего трубку, но в таком случае необходимо для начала узнать его демографические данные. Но чем плох "телефонник"? Его главный недостаток заключается в том, что люди на той стороне трубки могут попросту врать, и проверить это бывает невозможно. "Я звоню и спрашиваю: "Здравствуйте, могу ли я поговорить с человеком, имеющим высшее образование, которому 40 лет?" А он отвечает: "Да, у меня высшее образование и мне 40 лет". Хотя на самом деле ему 18 лет, он недавно окончил школу и решил просто поболтать", - рассказывает Давид Ротман.

Когда идет опрос при помощи главного метода - лицом к лицу с респондентом по месту его жительства - на первом этапе случайным образом в каждом регионе отбирается город. В этом помогает метод жребия или специальная компьютерная программа. В каждом городе точно так же случайным образом определяется улица, на каждой улице - дом, в каждом доме - квартира. В квартире можно беседовать только с тем человеком, день рождения которого ближе всего к моменту прихода интервьюера. "Вот пять элементов случайности, и только при их соблюдении работают законы вероятности. Благодаря этому результат будет достаточно близок к реальному, и мы получим мнение не тех людей, которых опросили, а мнение населения страны в целом", - подчеркивает эксперт.

Примечательно, что каждый интервьюер должен жестко следовать определенному маршруту. Если в квартиру его не пустили, в соседнюю заходить нельзя, он должен идти дальше по маршруту, который прописан. А для того, чтобы можно было проверить, что он не врет, есть маршрутный лист, в который записываются отработанные адреса, время прихода и пребывания в квартире. Маршрутный лист потом сдается и попадает в службу контроля. Эта служба должна обзвонить по телефону до 20% опрошенных (они также отбираются случайно), в чьи квартиры заходили. Далее проводится проверка. Если какие-то интервьюеры провинились, они больше не работают, а все возникшие ляпы должны быть исправлены.

После этого опросные листы проверяются на качество заполнения: аналитик знакомится с вопросами и ответами исследования, смотрит, чтобы в них все было логично. Это связано с тем, что в каждой анкете есть не просто вопросы, а вопросы-ловушки, где спрашивается примерно об одном и том же, но в разных выражениях. В таком случае есть возможность сравнить данные, которые должны быть примерно одинаковые. Если есть расхождения, анкета выбраковывается. Здесь уже очевидна вина того, кто отвечал на вопросы.

"Как видите, проводить социологические исследования предельно сложно. Понимаете, если мы профессионалы, у нас в работе действует врачебный принцип "не навреди". А чем я могу навредить? Представьте: какая-то фирма заказала маркетинговое исследование, а я ей выдаю липовую информацию. Какие последствия это может иметь для заказчика? Катастрофические, они потеряют деньги, - отмечает Давид Ротман. - А если это какая-то острая политическая проблема, требующая быстрого реагирования? Все это очень серьезно, ошибок быть не должно".

Эксперт признается: за долгие годы практики ему доводилось наблюдать различные ситуации, которые изрядно подпортили репутацию социологии. "Для нас главное - чтобы люди, которые отвечают на вопросы, четко понимали, что изучаемые проблемы важны для каждого человека. Поэтому всегда нужно говорить правду и ничего не надо бояться. Мы гарантируем анонимность участникам опроса", - подчеркивает он.

В настоящее время Центр социологических и политических исследований завершает электоральные исследования в связи с грядущими выборами Президента Беларуси. Респондентам задавались вопросы, которые касаются оценки жителями Беларуси ситуации в стране, личного материального положения, определения степени доверия институтам власти разных уровней, электоральной осведомленности и активности и т.д. Опрос уже завершен, идет обработка информации. С результатами можно будет познакомиться после 15 июня.

Татьяна ПАСТУШЕНКО

Все комментарии