Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

О расширении еврозоны, кризисе в Греции и введении единой валюты в Союзном государстве

Комментарии 01.01.2014 | 14:41
Вадим Иосуб
Евролэнд с 1 января 2014 года пополнила Латвия. Для перехода на евро стране необходимо соответствовать маастрихтским критериям: обеспечить низкую инфляцию, дефицит бюджета не более 3% от ВВП, а размер государственного долга должен составить не более 60% от ВВП. По данным Министерства финансов республики, в сентябре Латвия выполнила маастрихтские критерии. Таким образом, она стала 18-й по счету в ЕС страной с евровалютой - помимо Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции и Эстонии. При этом расстаться с "родными" деньгами не спешат Великобритания, Швеция, Чехия, Дания и другие "союзники". В Литве переход на евро намечается в 2015 году. О том, может ли отразиться введение в Латвии евро на торгово-экономических отношениях с Беларусью, о "крепости" евролэнда и плюсах от сохранения национальной валюты, о влиянии евро на кризис в Греции и возможностях его преодоления, рассуждал вместе с корреспондентом БЕЛТА финансовый аналитик официального партнера "Альпари" в Минске Вадим Иосуб.

"Можно заметить, что разные европейские страны по-разному относятся к вступлению в евролэнд, и, наверное, если брать те станы, которые на данный момент приняли решение к нему не присоединяться, у каждой из них есть на то свои причины", - отметил Вадим Иосуб. Например, Великобритания в ряде участников ЕС стоит особняком: ей очень важно сохранить монетарный суверенитет, потому что она является крупнейшим мировым финансовым центром. "Великобритания, безусловно, не хочет терять этот статус, чтобы вместо крупнейшего в мире финансового центра стать просто одной из стран с евро", - пояснил он. Еще одно государство, сохранивше собственные деньги, - Швеция. "Здесь, скорее всего, это связано с особенностями социальной политики. В Швеции, по сравнению с другими странами Европы, очень своеобразно построен бюджет - самые высокие налоги плюс самая высокая социальная нагрузка на этот бюджет", - заметил аналитик.

По его мнению, для государств, которые не обладают уникальными экономическими особенностями, вступление в зону евро - не самый плохой выбор, особенно если он получил поддержку на референдуме, а не просто подкреплен решением руководства страны.

Присоединение Латвии к еврозоне на данном этапе вполне логично: основным экономическим партнером для нее является Европа. Переход на единую валюту предполагает снижение торговых издержек, а это именно то, от чего любая страна выигрывает. "Кроме того, соответствовие маастрихтским критериям дисциплинирует и стабилизирует экономику. В целом переход на евро пойдет на пользу экономике и финансам Латвии", - уверен Вадим Иосуб.

Он считает, что с введением в Латвии евро торгово-экономические отношения с Беларусью существенно не изменятся. Это связано с тем, что белорусско-латвийский торговый оборот полностью обслуживается долларами или евро, но никак не латами. "Возможно, с присоединением Латвии к евролэнду все расчеты будут идти преимущественно в евро, но таможенный режим при этом не изменится. Поэтому для наших торговых взаимоотношений эта новость нейтральна. Минусов нет никаких, особых бонусов - тоже", - сказал финансовый аналитик официального партнера "Альпари" в Минске.
 
В числе основных издержек от присоединения к евролэнду Вадим Иосуб отметил утрачивание государством денежного суверенитета. Но что это означает на практике? Зачастую бывает, что страна сталкивается с проблемами во внешней торговле, с дефицитом торгового баланса и т.д. Такого рода трудности можно решить девальвацией собственной валюты. Благодаря этому выравнивается торговый баланс, страна становится более конкурентоспособной на внешних рынках. Соответственно, при отказе от национальной валюты подобный стабилизационный инструмент утрачивается. "Это именно то, чего, например, не хватало Греции в момент острой фазы кризиса", - подчеркнул Вадим Иосуб.

Однако отказ от денежного суверенитета для членов ЕС предполагает и привлекательные бонусы: любая из стран вполне может рассчитывать на финансовую помощь со стороны европейских институтов. Она оказывается не очень оперативно и гладко, и зачастую Германия как европейский "локомотив" противится ее выделению по очевидным причинам. Тем не менее, по словам финансового аналитика, определенные механизмы спасения "утопающих" в Евросоюзе выработаны, и на примере Греции и Кипра видно, каким образом они работают.

В частности, если говорить о Греции, на данном этапе очевиден эффект, пусть и небольшой, от больших инвестиций "из кошелька" ЕС. Как следствие, от самой острой фазы кризиса страна все-таки ушла. "Но в чем лежит корень греческих проблем? С подобными трудностями сталкивались многие страны в период с 2008 года. Греция просто жила не по средствам. Она очень много занимала, использовала занятые деньги на повышение уровня жизни населения без соответствующего роста экономики, без ее модернизации и структурных реформ. Экономика была относительно слаба, нереформирована, при этом уровень жизни населения рос непропорционально тому, что может позволить себе экономика, и именно за счет заемных средств. В результате наращивания такого долга стало понятно, что Греция не в состоянии его обслуживать", - пояснил собеседник. Спасение Греции он видит в проведении глубоких реформ, которые реализуются не за месяц и даже не за год. Необходимо изменить структуру экономики и создать ситуацию, когда население потребляет и живет более-менее соответственно тому, что производит экономика и может позволить себе государство. "Таким образом решение может быть найдено", - считает Вадим Иосуб.

Правда, при планировании структурных реформ на экономические сложности накладываются еще и политические, потому что выход из кризиса всегда лежит в так называемом затягивании поясов. В свое время уровень жизни населения Греции на занятые деньги был искусственно завышен, а теперь пришло время вернуться с небес на землю. Но в любой стране понижение уровня жизни людей - очень сложная политическая задача. Как правило, лозунги об увеличении зарплаты и продлении отпусков проходят на "ура". На практике же исполнять обещанное не получается. "Реализация непопулярных реформ - очень трудная задача. Но другого пути для выхода Греции из кризиса просто нет", - убежден финансовый аналитик официального партнера "Альпари" в Минске.

В этой связи он напомнил: после 2009 года острая фаза кризиса для всех прибалтийских стран протекала очень тяжело и, по сути, для них решением проблем послужила именно политика сильного затягивания поясов. Так что это сложно, но все-таки возможно.

Вадим Иосуб также прокомментировал возможность введения единой валюты в существующих на пространстве Содружества Независимых Государств интеграционных объединениях и, в частности, в Союзном государстве Беларуси и России. Этот вопрос не так давно обсуждали на заседании в Москве премьер-министры двух стран - Михаил Мясникович и Дмитрий Медведев. "В исторически обозримом будущем я не считаю введение единой валюты в рамках Союзного государства целесообразным. Нам лучше всего принять к сведению ошибки, допущенные Евросоюзом, и желательно их не повторять", - отметил он.

Так, в ЕС в свое время был создан Европейский центральный банк, единый эмиссионный центр. При этом в отдельных странах-членах были сохранены собственные нацбанки, и регулирование банковской деятельности в странах осталось свое. "Они вели свою бюджетную и налоговую политику: где-то дефицит бюджета - где-то профицит, где-то налоги растут - где-то снижаются… Эта политика, по сути, не была согласована, что и стало одной из причин европейского кризиса. Например, в той же Германии много зарабатывают, но при этом экономят, а в Греции мало зарабатывают, но живут на широкую ногу. Начинает выясняться, что немцы кормят греков и так далее", - отметил Вадим Иосуб.

"Если мы говорим о Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана, Союзном государстве Беларуси и России или формируемом Евразийском экономическом союзе, на данный момент экономики наших стран находятся на разном уровне развития, начиная от доли частной собственности и заканчивая тем, что есть экспортеры и импортеры энергоресурсов. У нас совершенно разная денежно-кредитная и налоговая политика. Поэтому пока говорить о введении единой валюты преждевременно", - резюмировал Вадим Иосуб.

Татьяна ПАСТУШЕНКО
Все комментарии