Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Новый генплан Минска: как будет развиваться город в ближайшие 15 лет

Комментарии 14.10.2016 | 10:48

Активная застройка городов-спутников, стабилизация численности населения на уровне 2 млн. человек, создание новых парковых зон и платных парковок - в Минске пересмотрели градостроительную политику территориального развития до 2030 года. Указ Президента, который предусматривает корректировку действующего генерального плана столицы, был принят еще в середине сентября текущего года, но только вчера текст документа стал доступен общественности.

Города-спутники

Редакция генплана 2010 года предполагала существенно расширить городские территории, включив в состав столицы большое количество прилегающих земель. Планировалось и сохранение ежегодных объемов прироста жилого фонда на уровне 1,2 млн кв.м. Резервирование территорий за границей минской кольцевой автодороги обеспечивало необходимый ресурс для оптимального развития. В новой редакции генплана сохраняются ныне существующие административно-территориальные границы города, к ним добавляются лишь около 2 тыс. гектаров лесопарковых территорий вблизи Минского моря.

На 1 января 2014 года в Минске проживало свыше 1,9 млн человек, или 20,3% жителей республики, тогда как еще лет 55 назад только 6,2%. В 2000 году эта цифра достигла 16,8%. В столице самый высокий удельный вес населения в трудоспособном возрасте (64%), опережающие среднереспубликанские показатели уровня занятости в экономике молодежи и людей старше 55 лет. Здесь расположено более половины всех высших учебных заведений страны, город обеспечивает работой не только минчан, предоставляя рабочие места почти для 100 тыс. жителей других районов.

При сохранении нынешних темпов миграции, уровня рождаемости и смертности численность населения столицы к 2030 году может вырасти до 2 млн 130 тыс. человек, а это уже негативно скажется на функционировании городской среды. Потому и было принято решение о корректировке генплана. Главный тренд - столица перейдет к трудосберегающему типу экономического развития, численность населения Минска не должна превысить 2 млн. человек. При этом ожидается, что к 2030 году на 46 тыс. увеличится количество детей, на 92 тыс. станет больше минчан старше трудоспособного возраста. Изменение демографической ситуации потребует адекватного учета при определении потребностей в объектах образования, здравоохранения, социального обеспечения, формировании рынка труда.

Будет активно развиваться жилищное строительство в городах-спутниках. Наличие крупного источника электроэнергии и тепла, развитой строительной базы, свободных территорий несельскохозяйственного назначения делают наиболее перспективным для застройки Руденск. Население городского поселка возрастет на 70 тыс. человек (до 81 тыс.). На 18 тыс. жителей прирастет Дзержинск (до 41 тыс.), на 14,5 тыс. - Смолевичи (до 30 тыс.). Заславль, Фаниполь и Логойск также ждут изменения. Сделать выбор в пользу этих городов предстоит свыше сотни тысяч граждан, в том числе 50-60 тыс. минчан.

"Сейчас главная задача - создать условия проживания в городах-спутниках, сопоставимые со столицей, а может, и более комфортные, - отметил председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, главный архитектор Минска Павел Лучинович. - То, что Минск разрастается и сюда стремятся переехать все больше жителей других регионов, неизбежный процесс. Но его нужно контролировать. Поэтому возникла идея перераспределить потоки мигрантов, а также тех, кто хочет улучшить свои жилищные условия, в города-спутники".

Решение жилищных проблем минчан

В центре внимания властей также находится вопрос обеспеченности жителей индивидуальными жилыми помещениями. Площадь жилфонда должна увеличиться до 45,3 млн кв.м к 2021 году и 52,3 млн кв.м к 2031 году. То есть к указанному сроку на одного жителя будет приходиться свыше 26 кв.м.

С учетом необходимости переноса части жилищного строительства в города-спутники предполагается поэтапное снижение среднегодовых объемов нового жилищного строительства на территории Минска к 2018 году до 600 тыс. кв.м. Стимулом для переезда может стать введение налога на имущество по кадастровой стоимости. Кроме того, службы будут серьезнее подходить к изучению семейного состава строящих жилье. В связи с тенденцией позднего вступления в брак и рождения первого ребенка ожидается повышение спроса на арендное жилье и квартиры малосемейного типа.

Предыдущим генпланом территориальное развитие Минска на восточном направлении планировалось только с освоением территорий на удалении до 3,3 км от МКАД (жилой район Ноттингем - в прошлом часть бывших военных полигонов). Эти и расположенные восточнее земли Минского района площадью 4,1 тыс. га были включены в 2012 году в состав города, отодвинув городскую черту более чем на 8 км восточнее МКАД. Значительная удаленность района, получившего название Зеленый Бор, повлияла на отнесение его к территориальным резервам с параметрами города-спутника. Отсутствие в этом направлении скоростной пассажирской связи требует сохранения этого статуса.

"В Минске на одного жителя приходится около 22 кв.м общей площади жилья, что является одним из самых низких показателей по стране. Жилищное строительство будет развиваться активно", - отметил Павел Лучинович.

Предусмотрено завершение работ в Каменной Горке, Домбровке, Брилевичах, продолжится освоение районов Михалово, Лебяжий, Лошица, Великий лес, "Маяк Минска". Планируется строительство отдельных жилых комплексов, домов, жилых групп и кварталов на свободных территориях и в реконструируемых микрорайонах (жилой квартал Парка высоких технологий, Магистр, Московский квартал, студенческая деревня по пр. Дзержинского, "Парус", "Аквамарин"). Ожидается реконструкция районов существующей среднеэтажной застройки 60-70-х годов (Золотая Горка, район Чкалова и бульвара Шевченко), а также отдельных территорий со сносом малоэтажных домов в районе поселков велозавода, автозавода и тракторного завода, улиц Нововиленской, Гастелло, К. Чорного, Р. Люксембург и др.

Предполагается трансформация отдельных производственных предприятий (Аэропорт "Минск-1", птицефабрика им. Крупской) и некоторых территорий спецназначения - Степянка, район ул. Маяковского и ул. Кальварийская.

Продолжится реконструкция исторического центра. Среди требований откорректированного генплана - исключение проектов, разрушающих историческую планировку города, нарушающих градостроительный масштаб и стилистические качества застройки. "Ранее вопросу создания силуэта города не уделялось достаточно внимания, - считает Павел Лучинович. - Облик столицы создается не только за счет зеленых территорий, но и благодаря формированию городских ансамблей, комплексов. Мы проанализировали территорию, учитывая наше историческое наследие, и больше не будем размещать высотные доминанты в центральной части города".

Остаются актуальными темы популяризации арендных отношений в жилищном секторе, повышения эффективности содержания существующего жилого фонда, качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

Значительное число минчан связывают благополучие своих семей с перспективой проживания в усадебных жилых домах. Однако создание таких кварталов в столице затратно - при строительстве многоэтажек на 10 га можно расселить до 3 тыс. минчан, тогда как при низкоэтажной застройке только 360-380 жителей. Целесообразно продолжить формирование единого для минчан и жителей Минского района рынка усадебного жилья в пристоличье, где уже сегодня каждый второй квадратный метр жилой площади принадлежит минчанам.

Планируется провести реконструкцию районов существующей усадебной застройки со сносом домов в центральной зоне города и выборочным сносом в срединной зоне с размещением высокоплотной многоквартирной застройки, что позволит сформировать облик важных городских магистралей (ул. Орловская, Богдановича, Волгоградская, Брестская, Столетова) и получить дополнительные объемы жилья (бывшие деревни Сухарево, Дружба, Петровщина, Кунцевщина, Дражня, Корзюки). По частным секторам решение будет приниматься отдельными планами детального планирования.

"Легкие" столицы

Озеленение и благоустройство придомовых территорий в районах массового жилищного строительства - еще одно направление развития столицы. Более 2 тыс. га новых парков и скверов появится в западном секторе Минска (Каменная Горка, Кунцевщина, Масюковщина, Домбровка, Запад, Сухарево, Юго-Запад, Малиновка, Брилевичи) до 2030 года. Планируется реконструкция южной части водно-зеленого диаметра реки Свислочи, Лошицкой водно-зеленой системы, необходимо привести в порядок Слепянскую водную систему. Предполагается поднять норматив средней обеспеченности озелененными территориями до уровня не менее 21 кв.м на одного жителя.

"Минск в восприятии жителей и гостей столицы всегда был зеленым городом. Важнейшая задача - сохранение этого наследия. В настоящее время есть большой дефицит зеленых насаждений в западной части столицы", - отметил Павел Лучинович.

К благоустройству, улучшению составляющих городской среды предполагается активно привлекать минчан, будет обеспечиваться архитектурное и ландшафтно-рекреационное многообразие. Приоритетное развитие получат объекты для организации семейного и молодежного отдыха.

Предусмотрено формирование 11 туристических зон - "Минская культурно-туристическая зона", "Лошицкий усадебно-парковый комплекс", "Минск-центр", проспекты Победителей, Независимости, Партизанский, Дзержинского, "Цнянская", "Курасовщина", "Кальвария", "Лошицкая". В приоритете - развитие групп первоочередных туркомплексов "Раковское и Троицкое предместье", "Верхний город", "Привокзальный", "Золотая Горка", "Академия наук", "Национальная библиотека", "Минск-Арена", "Чижовское водохранилище" и "Минское море".

Намечен комплекс работ по экологическому обустройству, реабилитации деградирующих водных объектов, меры по повышению качества питьевой воды и санитарной надежности городского водопровода, совершенствованию систем дождевой канализации, сбора и переработки отходов.

Транспортная инфраструктура и платные парковки

Будет повышаться плотность улично-дорожной сети, не исключена возможность принятия мер в отношении использования личных автомобилей. В центральной зоне потребуется приоритетное развитие системы общественного транспорта и ограничение движения машин. Целесообразно введение режима платной парковки, в том числе на внутриквартальных территориях, а также увеличение в структуре автомобильного парка авто с двигателями Евро 4-5. Улицы Минска предполагается разгрузить за счет строительства сети перехватывающих парковок, многоуровневых стоянок.

"Нужно создать такие условия для минчан, чтобы для них было выгоднее и комфортнее передвигаться на общественном транспорте", - считает Павел Лучинович. Уровень автомобилизации на 2030 год установлен из расчета 370 машин на 1 тыс. жителей. Предполагается интенсивное развитие велосипедных дорожек.

Для решения задач инженерно-транспортного обслуживания предполагается эффективное использование подземного пространства.

В новом генплане говорится о строящейся третьей линии метро, о будущем участке четвертой кольцевой линии, которая замкнет все три линии и значительно разгрузит город. Согласно представленной информации, протяженность линий метрополитена увеличится с 37,6 до 56,8 км, а количество пересадочных станций - с одной до шести. Будет зарезервирован коридор для прокладки линий на период 25-30 лет. Получат развитие городские электрички, трамвайная сеть. Предусмотрено устройство вылетных (загородных) трамвайных линий к Национальному аэропорту "Минск" с попутным обслуживанием жилых районов Ноттингем, Зеленый Бор и микрорайона Сокол, а также на Логойск с обслуживанием населенного пункта Боровляны, спорткомплекса "Раубичи", рекреационных зон "Острошицкий городок" и "Силичи".

Развитие транспортных коммуникаций с городами-спутниками, строительство второй МКАД также относятся к перспективным направлениям.

Приоритет сферы услуг и вынос производств за пределы Минска

Стратегия в экономике предполагает изменение отраслевой структуры города в пользу сферы услуг и наукоемких видов деятельности, повышение производительности труда, углубление внутри- и межотраслевой кооперации, ужесточение требований в части охраны и защиты окружающей среды. Возможны передислокация предприятий за пределы Минска, закрытие неперспективных предприятий. В качестве основных площадок для переноса производств выступают территории в городах-спутниках.

Новые субъекты экономической деятельности в подавляющем большинстве будут появляться в секторе малого и среднего бизнеса. Уже сейчас почти 60% субъектов хозяйствования имеют численность персонала не более 15 человек. С учетом прогрессивных тенденций к 2030 году занятость в производственном секторе может сократиться до 27,7%. Развитие получат промышленные и научно-технические кластеры, бизнес-инкубаторы, технопарки.

В традиционных производственных зонах расположена только третья часть рабочих мест, остальные рассредоточены по офисно-деловым объектам или арендуемым помещениям. При этом сохраняется дисбаланс расселения экономически активного населения и рабочих мест. Например, в центре столицы рабочих мест в 5 раз больше, чем проживает жителей. В поясе, прилегающем к МКАД, обратная ситуация. Потому во Фрунзенском и Московском районах планируется строительство офисных объектов и иной недвижимости.

Крупнейший промышленный, торговый, научный и культурный центр Беларуси нуждается в достойной огранке. Одна из самых компактных европейских столиц обладает огромным потенциалом саморазвития, нельзя допустить ее перенаселения. Сохранить комфортные условия проживания и усовершенствовать инфраструктуру в соответствии с требованием времени - вот основные задачи новой градостроительной концепции. "Пять городов - в одном" - таким видят власти Минск через 15 лет: городом здоровья и высоких социальных стандартов, знаний и наукоемких технологий, международных коммуникаций, привлекательным для предпринимательства и инвестиций.

Надежда МАТВЕЕВА,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии