Моди 3.0: перспективы и возможности белорусско-индийского сотрудничества
Юрий Ярмолинский
Спустя месяц после финала общенациональных выборов в Индии и формирования нового правительства возглавивший его в третий раз подряд (исторический рекорд со времен Дж.Неру) Нарендра Моди после двухлетней паузы посетил с официальным визитом Москву. Там он встретился с президентом Владимиром Путиным в формате традиционного (22-го по счету) ежегодного двустороннего саммит. Эксперты позиционировали это событие как встречу лидеров двух самых быстрорастущих (по версии S&P Global) в производственном плане экономик: третье и четвертое место в мире по ВВП ППС (первое у КНР, второе у США). Поэтому логично, что в повестке доминировали вопросы именно экономики и торговли. Поставлена цель к 2030 году довести товарооборот до $100 млрд (в 2023-м - около $65 млрд). Будет подготовлена программа развития стратегических направлений экономического сотрудничества с расширением торговли в нацвалютах, достижением функциональной совместимости систем финансовых сообщений.
Как пояснил корреспонденту БЕЛТА заместитель начальника управления внешней политики Белорусского института стратегических исследований Юрий Ярмолинский, сотрудничество с Индией интересно и Беларуси, поэтому соответствующие задачи ставит перед правительством Президент Александр Лукашенко. Аналитик рассказал, какое место сейчас занимает в меняющемся мире Индия и какие направления сотрудничества для стран Союзного государства есть в перспективе.
Российско-индийская повестка
Внимание уделено взаимодействию на Дальнем Востоке, в Арктике, а также борьбе с терроризмом. Предусмотрено создание совместного рабочего органа в целях развития судоходства на Северном морском пути, расширение связности через МТК Север - Юг, а также коридор Ченнаи - Владивосток. Стороны создадут рабочую группу по трансферу технологий в военно-технической сфере.
К успеху российской дипломатии причисляют отсылку в итоговом заявлении саммита на необходимость мирного разрешения ситуации вокруг Украины через дипломатию и участие обеих сторон конфликта. Со стороны Нью-Дели это знаковый жест с точки зрения постулирования такого миротворческого формата.
Вместе с тем индийские эксперты отмечают, что даже долгие дискуссии и личная химия между лидерами в итоге не материализовались в новые крупные соглашения и контракты. Для этого нужно согласованно сбалансировать структуру и диверсифицировать двусторонние торгово-экономических связи вне рамок российского сырьевого энергетического экспорта. Хотя признается, что взаимодействие с Индией остается важной частью российской стратегии "поворота на Восток", позволяя разрушать нарратив о международной изоляции.
Индия и Большая Евразия
Большая Евразия считается неотъемлемой частью расширенной периферии Индии. По версии З.Бжезинского, она представляет собой "великую шахматную доску", где ведется борьба за доминирование в регионе. Индийские эксперты полагают, что географически это пространство является ядром конструируемого РФ нового международного порядка, опирающегося на уравновешивающие друг друга три ведущие мировые державы - Россию, Индию и КНР.
Концепция внешней политики РФ позиционирует Индию как важную часть Большой Евразии с точки зрения обеспечения там безопасности и стабильности, а также усиления экономического взаимодействия. Однако региональное соперничество Индии и Китая является вызовом для российского видения этого проекта.
Сложные отношения Нью-Дели и Пекина создают проблемы и для эффективного функционирования ШОС, членство в которой Индия рассматривала как дополнительный инструмент антитеррора и "ворота" в Центральную Азию. Несмотря на потенциал экономического сотрудничества в этой организации, проблемы, связанные с безопасностью и связностью, по-прежнему сохраняются.
Нерегулярное присутствие премьер-министра Моди на саммитах глав государств ШОС только подчеркивает прагматичное отношение к этому блоку. Особенно такая селективность контрастирует на фоне участия индийского лидера в недавнем саммите G7 в Италии, хотя Индия не является членом "семерки".
Вместе с тем Президент Беларуси на астанинском саммите ШОС, говоря о создании Большой Евразии, в числе основных факторов назвал единство, сплоченность и консолидацию на этом пространстве.
Индия в меняющемся мире
Согласно экспертным прогнозам, к 2050 году население Индии составит 1,67 млрд человек против 1,32 млрд в КНР и 380 млн в США. Если ВВП Индии будет расти всего на 5% в год (что ниже ее среднегодовых темпов в 6,3% с 1990 года), а США - на 2,3%, то индийская экономика догонит американскую.
Вхождение Индии в высшую лигу глобальной геополитики, во многом обусловленное структурными сдвигами в международном порядке, успешно оседлала индийская дипломатия. Демография, территория, стратегическое положение в регионе, равноудаленность от основных центров силы лишь подчеркивают ее потенциал как страны-медиатора и разработчика международных правил.
Сегодня Индия, несмотря на все застарелые внутренние проблемы, больше, чем любая другая крупная держава, амбициозно и уверенно смотрит в свое будущее. Именно такое самосознание определяет ее внутреннюю и внешнюю политику.
В центре внимания Нью-Дели - собственное развитие. Хотя партнерские отношения имеют значение, внешние обязательства страны формируют ее насущные потребности, а не идеология. Такой прагматичный подход проявляется, например, в тесных связях с Западом и одновременном стратегическом партнерстве с РФ в условиях украинского кризиса. Индия никому не отдает однозначного предпочтения, но при этом всем раздает реверансы.
При этом в силу своей национальной традиции Индия никуда не спешит. Сиюминутная конъюнктура не работает. В основе такой философии лежит стратегическое терпение и автономия, фокус на решении внутренних задач. В диалоге с партнерами (особенно в сфере бизнеса) индийцы могут выжидать годами, диктуя свои условия. Особенно тем, кто в моменте не может ответить адекватно. В этом они схожи с китайцами, которые могут долго сидеть на берегу реки, чтобы увидеть проплывающий мимо "труп" своего врага.
Личный опыт общения с индийскими коллегами только усиливает ощущение относительно возросших у них самооценки, уверенности в себе, национального достоинства и самосознания.
Беларусь-Индия. Основные вехи - 2024
В январе глава государства при постановке задач новому послу в Индии Михаилу Касько констатировал деградацию двусторонних отношений, хотя и определил эту страну как "непростое направление". Было поручено еще раз определиться на плановой основе с основными направлениями сотрудничества, выработать четкий план с акцентом на нашу полезность этой стране.
Позднее в поздравлении с Днем Республики (26 января) Александр Лукашенко обозначил заинтересованность в дальнейшем укреплении взаимодействия до уровня стратегического партнерства и готовность к реализации совместных проектов в различных отраслях.
В марте эти посылы усилил глава МИД Беларуси во время визита в Индию, передав в адрес премьер-министра Моди послание нашего Президента о путях развития двусторонних отношений. В свою очередь в апреле посол Касько вручил в МИД Индии проект дорожной карты по развитию ключевых направлений сотрудничества на 2024-2026 годы.
В июне глава государства, поздравляя Моди с победой на выборах, выразил надежду на углубление белорусско-индийских отношений в дружественном и взаимовыгодном ключе. Подтверждена решимость вывести их на уровень стратегического партнерства на основе упомянутой дорожной карты. Белорусский лидер также возобновил приглашение премьер-министру Индии посетить Беларусь, о чем было договорено в Нью-Дели еще в сентябре 2017 года.
В этом же месяце в Минске прошел первый раунд межмидовских консультаций по консульским вопросам. Стороны обсудили визовую политику, вопросы защиты прав и интересов физических и юридических лиц, а также возможности миграции трудовых ресурсов.
В июне глава белорусской дипмиссии провел встречу в минторге и промышленности Индии. Рассмотрены вопросы организации 12-го заседания белорусско-индийской межправительственной комиссии (МПК) по сотрудничеству в области экономики, торговли, промышленности, науки, технологий и культуры. Речь шла и о расширении межрегионального сотрудничества между белорусскими областями и индийскими штатами.
В июле в Астане вновь назначенный глава МИД (закрепленное должностное лицо за Индией) встретился со своим индийским коллегой. Помимо тематики в ШОС и подготовки контактов на высшем и высоком уровне стороны условились вскоре провести в Минске 12-е заседание МПК, приурочив к нему мероприятие для деловых кругов. Позднее глава белорусской дипломатии, не уточняя деталей, сообщил о наличии ряда проектов и договоренностей с индийской стороной, выразив уверенность в их близкой реализации.
В июле спикер Палаты представителей Национального собрания Игорь Сергеенко на полях Х Парламентского форума БРИКС в Санкт-Петербурге в ходе встречи со своим индийским коллегой Омом Бирлой уже говорил о роли парламентской дипломатии в развитии в торгово-экономических связей, в том числе по линии взаимодействия в рамках БРИКС.
Оптимистично насчет перспектив возобновления отношений с Индией на недавнем совещании по вопросам развития промышленности высказался Президент Беларуси: "Все идет нормально!"
Ключевые выводы
Индия - противоречива и самодостаточна, знает себе цену и априори не считает себя кому-то должной. Никакие договоренности ничего не стоят, пока не совпадут с ее национальными интересами. Любую поддержку индийцы воспринимают как должное по праву более старшего партнера.
Говоря математическим языком, Индия - это нелинейная функция с многими неизвестными, но всегда - константа.
В Нью-Дели смотрят на любые внешние связи через призму обеспечения развития и безопасности своей страны. Национальные интересы являются приматом морали индийских элит, которые являются продуктом и выгодоприобретателем процесса глобализации.
По версии Моди, ключевой сакральный принцип ведения бизнеса: "когда вы помогаете развиваться Индии, Индия гарантирует ваше развитие". Его подтверждает местный экономист Амит Бхадури, полагая, что успехи экономического развития следует соотносить со способностью государства накормить, одеть и дать образование наиболее бедным слоям населения (оценочно - более 250 млн человек).
Поэтому чтобы выстроить исконно стратегические отношения, нужно не только брать, но и давать, поскольку индийцы, в силу тысячелетнего культурного опыта, привыкли видеть "двойное дно" под любыми словами и играть в долгую. В то же время опыт России показывает, что даже статус "особого и привилегированного стратегического партнера" сам по себе не дает особых преимуществ.
Часть индийских элит пока помнит наследие индийско-советской дружбы, но по мере смены поколений прагматизм вытесняет ностальгию. Это выдвигает на повестку важность понимания нюансов мировоззрения новой генерации управленцев и стратегов, сформировавшихся как личности и профессионалы уже в постсоветское время.
Российско-индийское сотрудничество, особенно на Дальнем Востоке, в сфере ВПК, по зоне свободной торговли с ЕАЭС находится в зоне сопутствующих рисков, производных от нестабильной международной обстановки. Проверку на прочность достигнутые в Москве договоренности могут пройти уже в октябре на саммите БРИКС в Казани - маркером станет позиция Индии по вопросу единой валюты этого объединения.
Беларуси готовить почву под стратегическое партнерство надо с расширения взаимодействия на базовых уровнях. Здесь нужны инвестиции, прежде всего в глубокое понимание современной Индии, а именно - в подготовку разнопрофильных специалистов-индологов с междисциплинарными компетенциями. По мере осознания собственной значимости в новом миропорядке индийцы становятся все более требовательными с точки зрения глубины экспертных знаний партнеров о своей стране и погруженности в местные реалии.
Следует согласиться с тезисом о том, что у Беларуси уровень отношений с Индией должен быть не ниже, чем с Китаем. Однако было бы ошибочным воспринимать эту страну линейно - как простой источник инвестиций, технологий и рынок сбыта. Эта страна нечто большее, радикально выходящее за фокус стереотипного евроцентричного ракурса, что требует нешаблонных подходов и инструментов к выстраиванию двусторонних связей.-0-