Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Минтранс Беларуси работает над изменением процедуры допуска перевозчиков на рынок такси

Комментарии 21.02.2013 | 13:37
Беларусь готовится принять чемпионат мира по хоккею в 2014 году, в связи с чем назрела необходимость строительства и реконструкции объектов гостиничного и ресторанного бизнеса, усовершенствования сферы услуг, развития транспортной инфраструктуры. Подготовка автотрасс и Национального аэропорта Минск, обновление автомобильного подвижного состава, расширение парка воздушных судов национального авиаперевозчика входят в число основных задач Министерства транспорта и коммуникаций на текущий год. Ожидается, что в Беларусь хлынут потоки иностранных туристов и болельщиков, с доставкой которых заминок и неприятностей возникать не должно. Теоретически востребованность такси в период проведения чемпионата и накануне возрастет в разы, что при правильной организации процесса может принести государству немалый доход. Произойдут ли изменения на рынке соответствующих услуг, что планируется предпринять для того, чтобы не ударить в грязь лицом перед всем миром, готовы ли сами перевозчики к едва ли не главному событию будущего года? Корреспондент БЕЛТА попытался прояснить эти актуальные вопросы.

По мнению начальника управления автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Министерства транспорта и коммуникаций Юрия Коровайкина, служба такси однозначно должна претерпеть изменения в лучшую сторону по всей республике. В транспортном ведомстве при нормотворческом процессе не делают актов выборочного действия для каких-то регионов, работа таксистов должна быть налажена на более высоком уровне и в столице, и в областях.

Специалисты Минтранса подготовили проект указа об изменении процедуры допуска на рынок такси перевозчиков. В случае одобрения документа на высшем государственном уровне среди изменений может оказаться отмена лицензирования и введение карточек допуска на каждый автомобиль, которые будут выдавать местные исполкомы. Это нужно для предоставления последним возможности контролировать и регулировать рынок, а также наведения порядка, поскольку исполком на своей территории по закону отвечает за организацию перевозок, в том числе такси. Юрий Коровайкин подчеркнул, что проект разработан, однако детально обсуждать его рано, поскольку процедура согласования не завершена.

Помимо этого, готовятся предложения по внесению дополнений в ряд других нормативных правовых актов по совершенствованию деятельности таксистов, которые помогут ликвидировать негативные явления при перевозках, наблюдаемые в настоящее время. В частности, это касается повышения профессионального и образовательного уровня водителей, ужесточения требований к их внешнему виду, принятия кардинальных мер по исключению работы нелегалов. "Рынок такси должен быть цивилизованным, над этим и работает Минтранс", - заметил специалист.

Юрий Коровайкин также рассказал, что представители одного из белорусских институтов разрабатывают бизнес-план по созданию в Беларуси крупного перевозчика-такси. Он уточнил, что такое предприятие может быть организовано не только в Минске, и Минтранс изучает ситуацию на этом поле деятельности. По предварительным расчетам, как ранее было озвучено руководством Минтранса, автомобильный парк компании-перевозчика может составить от 1 тыс. единиц. После появления бизнес-плана будет определена стоимость проекта, что поможет реалистично оценить возможности. "Вопрос этот серьезный, поскольку затрагивает большие инвестиции", - признал специалист. Проект должен финансироваться за счет средств инвестора - местного или иностранного, - что предусмотрено белорусским законодательством.

"Мы будем пытаться ускорить этот процесс, но сроки его выполнения зависят от многих факторов. Предположим, в течение ближайшего времени бизнес-план будет подготовлен, но еще предстоит работа с потенциальными инвесторами", - сказал Юрий Коровайкин. В целом организация крупного государственного перевозчика-такси требует больших усилий по созданию нормативной базы, привлечению денежных ресурсов, отработке технологии работы. Транспортное предприятие - источник повышенного внимания, где обязательно должен применяться замкнутый цикл подготовки и выполнения перевозок, включая элементы безопасности.

Кстати, по информации Министерства по налогам и сборам, белорусские таксисты в текущем году обязаны будут заменить устаревшие кассы. В соответствии с законодательством такие устройства подлежат замене по истечении шести лет с даты первой регистрации. В 2011 году был введен мораторий на применение этой нормы, который истекает 1 июля 2013 года. С целью сокращения расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на замену кассового оборудования было принято решение о продлении моратория до 1 октября 2015 года. Оно закреплено постановлением правительства и Национального банка Беларуси от 11 декабря 2012 года №1139/16. Однако этот перенос не затрагивает используемые в автомобилях-такси кассовые аппараты, совмещенные с таксометрами. В ближайшее время замене будут подлежать в основном аппараты модели ТАЭ-3Ф, не соответствующей действующим стандартам кассового оборудования.

В свою очередь одни работающие на рынке республики перевозчики автотакси в беседе с корреспондентом БЕЛТА отметили, что ожидают приближения чемпионата мира по хоккею-2014 и грядущих изменений в законодательстве, совершенствуя методы работы, другие - не реагируют на приближающиеся события вовсе.

В руководстве столичного ООО "Вектор Сервис" поделились, что уже сейчас предприятие усиливает контроль за качеством обслуживания клиентов. Проводятся опросы пассажиров для выяснения, на достаточно ли высоком уровне предоставляются услуги. При приеме новых работников с личными автомобилями в последнее время также предъявляются повышенные требования к их транспортным средствам - они должны быть без видимых внешних повреждений и с небольшим сроком эксплуатации. Запросы к водителям остались пока прежними: стаж управления авто более двух лет плюс прохождение курсов вождения такси.

Представители компании рассказали, что наслышаны об изменениях, которые должны последовать в законодательстве, но только на уровне слухов. "Возможно, будет решено, что на рынок такси будут выходить только автомобили возрастом не более десяти лет с даты выпуска одной марки и цвета", - предположили на предприятии, отметив, что такие меры практически было бы сложно реализовать - потребности столицы в настоящее время удовлетворяют тысячи не очень новых такси, и заменить такое количество машин означает трату огромных средств. ООО "Вектор Сервис" работает в Минске с 2007 года. В его штате насчитывается около 50 водителей. Примерно 10% эксплуатируемых автомобилей состоят в парке компании, остальные являются собственностью водителей. В перспективе предприятие планирует расширять свою деятельность.

В руководстве же ПЧУП "Спецлегмонтаж", минского перевозчика автомобилями-такси с более чем десятилетним опытом, заявили, что их ни о чем не спрашивают, не уведомляют, в связи с чем предприятие не располагает никакой информацией о планируемых переменах на рынке. Ужесточать требования к персоналу у них пока не предполагается, специально готовить или совершенствовать парк такси также намерения нет. На предприятие работают около 100 водителей на личных автомобилях.

Всего, по данным Транспортной инспекции Минтранса, в настоящее время в Беларуси действует 9 517 специальных разрешений или лицензий на право перевозок пассажиров в автомобилях-такси, из которых 965 выданы юридическим лицам, а остальные - индивидуальным предпринимателям. В том числе в Минске выдано 3 422 лицензии (юрлицам - 450).

Транспортная инспекция совместно с сотрудниками ГАИ, ИМНС и другими осуществляющими контроль и надзор в сфере автотранспорта органами госуправления на регулярной основе проводит комплекс контрольно-профилактических мероприятий за соблюдением перевозчиками автотакси законодательства о транспортной деятельности. В минувшем году проведено 5,4 тыс. проверок и проконтролировано более 24,6 тыс. транспортных средств. В итоге выявлено 6,3 тыс. законодательных нарушений, к административной ответственности привлечены 3,4 тыс. человек, а сумма взысканных штрафов превысила Br1,5 млрд.

Наиболее распространенными нарушениями являются допуск к работе водителя, не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр, и игнорирование контроля технического состояния автомобиля перед выездом на линию. Часто отмечается также перевозка пассажиров с выключенным или отсутствующим таксометром, несоответствие автомобилей установленным требованиям внешнего и внутреннего оформления, а также санитарного состояния транспортных средств. Это говорит о недостаточном уровне самоконтроля субъектами транспортной деятельности  и необходимости сохранения механизма надзора госструктурами. По материалам проведенных Транспортной инспекцией проверок, Минтранс в 2012 году принял решение о прекращении 180 и приостановлении действия семи лицензий субъектов, занимающихся перевозками пассажиров в автомобилях-такси.

В Транспортной инспекции подчеркнули, что особое внимание уделяется выявлению работающих на рынке такси без лицензий. При проведении совместно с сотрудниками инспекций Министерства по налогам и сборам мероприятий по определению фактов безлицензионной деятельности установлено более 870 таких случаев.

С марта 2012 года Транспортная инспекция приступила к реализации целевого комплекса контрольно-профилактических мероприятий "Столичное такси", основной целью которого определено наведение порядка в сфере перевозок пассажиров одноименным видом транспорта. Эта работа продолжается с учетом поручений Минтранса.

Как констатируют в Министерстве транспорта и коммуникаций, в Беларуси в сфере перевозок пассажиров в такси накопился ряд проблем, требующих решения на законодательном уровне. Этот сегмент рынка является полностью частным и наиболее сложно регулируемым по причине практически свободного доступа сюда физических лиц, работающих без всякого на то разрешения. Минтранс с 2010 по 2012 год вносил предложения по реформированию законодательства в области транспортной деятельности в сфере такси, инициируя ужесточение некоторых мер. До сих пор внесенные предложения не находили поддержки у определенных органов государственного управления. Но в ближайшее время, остается надеяться, перемены к лучшему все же произойдут.
Все комментарии