Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

Комментарии 12.03.2015 | 18:04

В последнее время в Гродно и регионе для развития туризма сделано достаточно много: разработаны новые туристические маршруты, в том числе водные и велосипедные, мобильный гид, созданы несколько туристических сайтов, на наиболее значимые культовые, культурные и туристические объекты нанесены QR-коды, установлены десятки туристических указателей и знаков. Город постепенно облагораживается, при этом сохраняя свое имя и историю. Это имя у него есть: Гродно - королевский город. Так называют его сами горожане, и, пожалуй, не стоит даже проводить ребрендинг, о котором столько говорят. Грамотно восстановленный королевский замок может стать наилучшим брендом Гродно.

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

Разговоры о реставрации Старого замка ведутся уже не один десяток лет. Еще в советское время, в 1985 году, для этого проводились археологические изыскания, а в 1992 году в мастерской столичного архитектора Владимира Бачкова был разработан эскизный проект реставрации. Сегодня Старый замок находится в крайне плачевном состоянии и неотложно требует финансирования. Там ветшает абсолютно все: остатки древних крепостных стен размываются и рассыпаются, зафиксированы трещины в стенах дворца и пристроек, состояние фундаментов в отдельных местах вызывает опасения, изношены окна, полы, коммуникации. Внешний вид замка крайне непривлекателен. Очевидно, что дальше тянуть некуда - предстоит или капитальный ремонт, или реконструкция, что примерно одинаково затратно.

По программе "Замки Беларуси" до 2014 года к работам не приступали, сроки сдвинули до 2018 года. В прошлом году к проекту вернулись, из средств областного бюджета выделили первые Br2 млрд уже на реконструкцию. В сентябре прошлого года специалисты института "Гродногражданпроект" приступили к работам, главным специалистом на объекте и научным руководителем проекта был назначен Владимир Бачков, для которого исследование и проектирование гродненского замка стало делом жизни; пожалуй, он сегодня один из немногих, кто знает все детали предстоящей работы. В этом году еще Br5 млрд выделено на завершение проектирования первой очереди реконструкции.

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

Десять веков истории
  
История, судьба замка впечатляет. Уже в XI веке на Замковой горе существовала средневековая русская крепость, владел ею Всеволод, потомок Ярослава Мудрого. В 1116 году он женился на Агафье, дочери Владимира Мономаха, у них родились сыновья Борис, Глеб и Мстислав. В XIІ веке на территории крепости построили первую каменную церковь, но в 1183 году ее уничтожил пожар. Детинец отстроили заново: из кирпича возвели стены и княжеские хоромы, а галереи и иные постройки внутри двора оставались деревянными. Специалисты отмечают, что в новом ансамбле заметна была профессиональная рука мастера, знакомого с византийской культурой.

В конце XIІІ - XIV веках крепость видоизменилась: над нынешней брамой появилась круглая каменная башня, на месте первой церкви была возведена так называемая Верхняя.

После опустошительного набега крестоносцев в 1396 году и большого пожара 1398 года великий князь литовский Витовт построил на горе готический замок, на этот раз целиком из камня. От прежней постройки остались круглая башня, Верхняя церковь и фрагменты каменной части бывших княжеских хором у стены. Именно таким мы видим замок на гравюре Маттиаса Цюндта 1568 года.

В XVI веке замок стал резиденцией короля Речи Посполитой Стефана Батория. В 80-х годах по проекту королевского архитектора Санти Гуччи замок был полностью перестроен. Его ренессансный внешний вид запечатлен на гравированной Томашем Маковским панораме Гродно 1600 года. Дворец в эти годы украшался аттиком и щипцами, на втором этаже располагались роскошные королевские покои, из которых можно было пройти через закрытую галерею в каплицу над брамой и башню. Деревянными тогда были только некоторые жилые и хозяйственные постройки внутри замка, а также мост. Согласно утвержденному архитектурному решению, замковый комплекс планируется восстанавливать именно в том виде, в котором он существовал при Стефане Батории, частично будут реставрированы и законсервированы руины объектов XІІ-XV веков.

Позже замок еще неоднократно страдал от войн, перестраивался. Его внешний облик становился проще, пока в XІX веке окончательно не лишился декора. Он стал в то время вспомогательным для нового дворца (Нового замка). Тот, построенный в XVІІІ веке, в свою очередь был резиденцией последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.

По самым грубым подсчетам, на восстановление замка понадобится $100 млн - сейчас это Br1,5 трлн. Много? Да. Но ведь никто не говорит, что надо сделать за год. Да и источники могут быть не только бюджетными. Можно создать специальный фонд, аккумулировать в нем часть средств, зарабатываемых областью, например, на оказании туристических услуг. Одни только агроусадьбы региона принесли за 2014 год Br12,6 млрд, экспорт туруслуг составил $11,7 млн, в целом же туризм принес в бюджет области в разы больше. Представляется возможным привлечь деньги ЕС, а также спонсорские средства и пожертвования. Возможно, многие компании города захотят увековечить свое имя на кирпичиках замка, подобное можно увидеть, например, на краковском Вавеле.

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

В музей - по новому мосту

Будущая реконструкция замка разбита на три очереди, в соответствии с которыми будет вестись и проектирование. Как рассказал научный руководитель проекта Владимир Бачков, в первую очередь включены реконструкция брамы, барбакана и закрытой галереи, а также средней башни, каменицы при ней и мерной избы. Часть объектов первой очереди нужно воссоздавать практически с нуля. Вторая очередь предполагает реконструкцию дворца и дома администратора, третья - воссоздание мысовой части замкового комплекса с подземным павильоном. Пока речь идет только о первой очереди, ее проектирование хотят завершить к сентябрю. Специалисты не исключают, что очередность самих работ может измениться в силу того, что замок будет функционировать как музей до тех пор, пока это будет возможно.

Предстоящие работы имеют внушительные масштабы, но все же уступают проектам Мирского и уж тем более Несвижского замка, что добавляет оптимизма и надежды на успех. В границы работ входит вся Замковая гора, это более 31,2 тыс. кв.м площади. Согласно расчетам, площадь застройки составит 7,6 тыс. кв.м, еще 4,4 тыс. кв.м замостят под проезды, тротуары и т.п. Общая площадь будущей музейной экспозиции составит 5,7 тыс. кв.м.

Что уже сделано и что предстоит сделать в первую очередь? Произведено детальное визуальное обследование технического состояния замка, принят ряд принципиальных решений, выполнены некоторые подготовительные работы. Первоначально предполагалось, что сразу же снимут слой земли в 1,5-2 м, чтобы вернуться на уровень XVI века, проведут археологические изыскания, обязательные для такого объекта, но, как рассказал главный инженер "Гродногражданпроекта" Рышард Кацынель, от этого решения пока отказались из-за дороговизны (потребовалось Br2 млрд) и необходимости обеспечить работу музея. Инженерное обследование стен и фундаментов будет осуществляться по мере их раскрытия. Пока заложены шесть шурфов в наиболее важных местах. "Мы сделали два шурфа по фиксации следов барбакана, уточнили его трассу и состояние фундамента. Затем уточнили состояние фундаментов средней башни, глубину их заложения, сопряжение со стеной. Оказалось, что во время предвоенного ремонта трассы стены была несколько изменена", - говорит Владимир Бачков. Впереди - снятие штукатурного слоя на довольно больших площадях (одновременно будут искать следы сграффито, излюбленного приема Санти Гуччи), разборка поздних стен и перегородок, проемов, заложенных позднее XVI века, раскрытие пазух и сводов на объектах первой очереди. Кроме того, необходимо откопать подвалы в пристройке к браме. Много вопросов с примыканием барбакана ко дворцу, галерее, браме, необходимо точно определить его границы. Вызывает серьезные опасения техническое состояние стены галереи, в которой стыкуются кладки разных периодов.

Для того чтобы посетители не мешали строителям и наоборот, параллельно существующему планируется возвести временный пешеходный мост. Посетители будут входить в замок рядом с брамой - через специальную арку. А по существующему мосту через браму, внутри которой разберут поздние закладки, пойдет строительная техника. "Инженеры говорят, что найдут способ протащить туда технику. Обычный самосвал пройдет точно. Выдержит и мост. Другое дело, что потом надо будет заниматься самим мостом, предстоит откопать четвертый каменный пролет, который пока засыпан землей, и построить между ним и брамой деревянный пролет для правильного сопряжения", - объясняет специалист.

Гора вопросов

А что же сама Замковая гора? Выдержит ли? Не преподнесет ли сюрпризов, как это было с расположенной на подобном склоне Коложской церковью в 1853 году, когда часть ее просто рухнула в Неман? Надо ли будет укреплять склон? "Замок здесь все-таки стоял столько веков. Если будут возникать проблемы, мы их будем решать. В этом плане за замком следим пристально. В прошлые годы отмечались подвижки брамы и галереи в сторону Немана, мы выставляли маркеры, явление прекратилось, но остались трещины в стенах галереи и брамы, и особенно пристройки к браме. Нас сильно беспокоят потрескавшиеся своды, надо снимать штукатурный слой и принимать решения. Пока не совсем ясна причина, возможно, там нарушен гидрологический режим. Полное заключение мы сделаем после того, как исследуем все произошедшие изменения", - объясняет Владимир Бачков.

По его словам, проблематично, что выступающая средняя башня замка будет опираться на откос слишком крутого заложения. Но с главной трудностью строители столкнутся при работах третьей очереди. "Серьезная проблема связана с тем, что трасса набережной еще перед войной была выпрямлена, без учета того, что замок будет воссоздаваться. Так же повторили ее в ходе последнего ремонта. Но замок имеет выпуклый контур, и особенно критично выползает на набережную его средняя и мысовая части. Исторически же подошва горы была выпуклой. И я пока не знаю, как мы укрепим этот склон", - сказал специалист.

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

По мотивам Санти Гуччи   

Воссоздать старинные стены - задача непростая, но воссоздать элементы фасадов, декор, внутреннюю отделку, потолки, двери, окна, интерьеры - множество различных деталей, которые несомненно присутствовали в замке в эпоху Ренессанса - задача сложнейшая. К сожалению, подробных описаний внутренних помещений или их зарисовок не сохранилось, отдельные упоминания деталей можно встретить в инвентарях. Еще до войны польские специалисты нашли фрагменты углового и среднего эркеров, обрамления оконного профиля, оконный карниз, ступень, архивольт ризалита, позже - фрагмент колонны ризалита, и это все.

"Мы ориентируемся на достойный уровень. Проделана титаническая работа: собрана и изучается библиография из более чем 220 источников, исследуем наследие Санти Гуччи, так называемые аналоги. Это более 1,5 тыс. изображений. Мы должны точно попасть в стиль и время автора, должны сделать так, как это сделал бы сам Гуччи. Для этого мы должны изучать его творчество, а также проблематику по целому ряду направлений, причем каждое - диссертабельное", - говорит Владимир Бачков. Например, только изразцовых печей в замке было больше 25 типов, каминов - больше 15 видов. А резные потолки, а полы, обои, мебель, гобелены, предметы внутреннего убранства...

Разработка интерьеров для будущего замка идет параллельно созданию строительных чертежей. Инвентарные описания, натурное исследование дают представление о том, что во дворце должны быть белые стены из полированного гипса, деревянные резные потолки и софиты со стукковой лепниной, мраморные полы в часовне, а перегородка в спальне короля серо-золотистая...Так по крупицам и собирается будущий облик.

"У Санти Гуччи была своя мастерская в Пинчове, были помощники и последователи, целая краковско-пинчовская пластическая школа. Именно этот пластический язык мы изучаем для того, чтобы применить его в Старом замке", - сказал архитектор. До того, как строить Старый замок в Гродно, Санти Гуччи многое успел. В его послужном списке - маскароны для краковской ратуши (1557), перестройка замка в Яновце (1563-1570), надгробия Сигизмунда Августа и Анны Ягеллонки в каплице на Вавеле (1575). В конце XVI века им перестроены капитульный дом в Кракове, дворец Стефана Батория в Лобзове, дворец Мышковского в Ксенже Вельком, замок в Баранове, Мариацкая каплица на Вавеле в мавзолее Стефана Батория. Эти объекты, расположенные на территории Польши, и стали предметом пристального внимания специалистов. Если же для реконструкции недостаточно будет работ Гуччи, планируется рассмотреть близкие аналоги представителей Польши, Италии и других стран Северного Возрождения. Всего предстоит воссоздать более 600 типов полностью утраченных фрагментов фасадов и интерьеров, архитектурных деталей и декора.

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

Королевский замок может стать лучшим брендом Гродно

Для Гродно восстановление замка - своего рода дело чести. Вряд ли стоит ждать, что для кого-то извне замок будет важнее, нежели для самого областного центра и его горожан. Однако если область поставит восстановление замка в число приоритетов и будет предпринимать шаги в сторону достижения этой цели, то, несомненно, придет и помощь. Как говорится, "кто не хочет - ищет оправдания, кто хочет - ищет возможности". Думается, что начавшаяся работа на строительным проектом - свидетельство того, что Гродно выбирает второе.
 
Татьяна ВИШНЕВСКАЯ,
БЕЛТА.

Все комментарии