Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Кампания по выборам в местные Советы депутатов в Беларуси проходит в условиях растущей конкуренции

Комментарии 18.02.2014 | 16:23
Светлана Савко

Кампания по выборам в местные Советы депутатов в Беларуси близится к, пожалуй, самому яркому своему этапу - агитации, которая продлится с момента регистрации кандидатов в депутаты до 22 марта включительно. На депутатские портфели претендуют 22 тыс. 784 человека, средний конкурс на округ составил 1,2. Таким же он был на минувших выборах в местные советы в 2010 году. Но стоит ли, основываясь на этих данных, говорить о невысокой активности нынешней кампании или тем более считать местные выборы чем-то вроде технической процедуры? За комментариями по этому поводу корреспондент БЕЛТА обратилась как к организаторам выборов, так и к непосредственным их участникам.

Текущая избирательная кампания по выборам в местные Советы депутатов отличается от предыдущей, на первый взгляд, незначительно, однако есть моменты, на которые стоит обратить внимание. Так, значительно вырос конкурс на место в областных советах - с 1,8 до 2,3. Председатель ЦИК Лидия Ермошина акцентировала внимание на этом, подводя итоги начальных этапов избирательной кампании. Ее участники демонстрировали высокую готовность, предоставляя необходимые пакеты документов буквально через неделю после начала выдвижения. Еще на старте по отдельным избирательным округам в облсоветы существовала достаточно большая альтернатива.

В этой связи Лидия Ермошина давала оптимистичные прогнозы по поводу активности избирательной кампании, и они так или иначе оправдались. Больше всего кандидатов выдвинулось путем сбора подписей граждан - более 60%, хотя это самый трудоемкий способ. Зарегистрировав инициативную группу, претендент на место депутата по большому счету ходит от двери до двери, презентуя свою кандидатуру на пост народного избранника. Подписей нужно сравнительно немного: в областной совет - 150, в районный - 75, в сельский и поселковый - 20, но их сбор есть не что иное, как самовыдвижение. Выбрать именно такой путь, когда нужно встречаться лицом к лицу с избирателями, могут только самые уверенные в себе и пробивные претенденты на депутатские мандаты. В свою очередь трудовые коллективы (на их счету около 30% выдвиженцев) выставляют для участия в выборах самых ответственных и проверенных людей с безупречной биографией, хорошо зарекомендовавших себя на родном предприятии, в организации. На селе, в небольших городах трудовые коллективы служат основным резервом пополнения депутатского корпуса.

Нельзя не отметить, что претенденты на пост депутата в местных Советах депутатов стали чаще пользоваться несколькими способами выдвижения. Если в 2010 году только 2,8% претендентов выдвигались двумя субъектами, то в этом году - уже 4,3%. Примечательно, что на предыдущих выборах лишь один потенциальный кандидат в депутаты выдвигался одновременно и путем сбора подписей, и от партии, и от трудового коллектива, а на нынешних выборах таких 12 человек. Конкуренция между потенциальными кандидатами в депутаты растет, и они стремятся использовать максимум предоставляемых законодательством возможностей, чтобы пройти регистрацию и получить удостоверение кандидата в депутаты.

Политические партии Беларуси выдвинули около 3% кандидатов в депутаты. Секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николай Лозовик не склонен однозначно оценивать эту цифру как показатель низкой активности партий в целом, учитывая не столь высокую их представленность на местах по сравнению с теми же трудовыми коллективами. Секретарь ЦИК обратил внимание, что 10 из 15 зарегистрированных в Беларуси партий заявляли о себе в межвыборный период, зарабатывая тем самым бонусы для предстоящих избирательных кампаний. Затишье со стороны оставшихся пяти партий большим грехом, по его мнению, не является, однако на выборах таким партиям приходится несколько сложнее, поскольку избиратели меньше их знают. Электоральная статистика ЦИК в полной мере активности избирательной кампании не отражает, необходимо учитывать много нюансов. Так, в конкретной партии могут уделять подготовке к выборам большое внимание, но на общем фоне этого будет практически не видно, отметил Николай Лозовик.

В полной мере покажут себя претенденты на депутатские места уже будучи зарегистрированными кандидатами в депутаты, когда начнется агитация. Хотя, по словам секретаря ЦИК, и здесь необходимо учитывать особенности местной избирательной кампании. Если речь идет о выборах в сельские, поселковые советы, то говорить об оживленной агитации не приходится - будущие кандидаты в депутаты и без того едва ли не каждый день встречаются со своими избирателями, хорошо знают их проблемы. Что касается городов, то здесь целесообразно развернуть полномасштабную агитацию. Сформировать свой избирательный фонд зарегистрированным кандидатам будет не лишним, считает Николай Лозовик. Согласно обновленному избирательному законодательству, агитационные расходы кандидатов берут на себя местные территориальные и окружные избирательные комиссии. Они изготовят информационные буклеты и вместе с приглашением посетить избирательный участок разошлют их избирателям. При этом за кандидатами в депутаты сохранено право бесплатного использования государственных СМИ для предвыборных выступлений, опубликования программ. Избирательные фонды они смогут использовать для покупки дополнительных площадей в газетах, эфирного времени на телевидении и радио, печати агитационных материалов.

Председатель Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич отметил, что текущая избирательная кампания проходит традиционно. "Активность проявляют те, кто всегда ее проявлял. Выборы идут, как всегда. Участвовать в них никто не мешает", - сказал он. ЛДП выдвинула около 160 человек в областные и Минский городской советы депутатов. В сельских и поселковых советах, по мнению Сергея Гайдукевича, должны работать живущие на подведомственных территориях люди. Но это не значит, что местные проблемы выпадают из поля зрения партийных депутатов. Будучи в областном Совете депутатов, они так или иначе курируют эти вопросы.

"Партии, которые кричат, что выборов нет, делают наоборот. Выставляют людей в рай- или сельсоветы - туда, где их никто не знает. А потом говорят, что выборов нет. Так у кого их нет? Авторитетом в Беларуси пользуются партии, которые постоянно участвуют в избирательных кампаниях, не призывая к их бойкоту. Отношение к лозунгам "Долой!" у белорусов настороженное. Наш народ думает по-другому", - сказал председатель ЛДП.

Сергей Гайдукевич уверен, что гражданское общество в Беларуси поступательно развивается. Численность ЛДП растет и достигает уже 45 тыс. человек. Но в дальнейшем, по мнению председателя ЛДП, необходимо вводить избирательную систему, переходить к голосованию по партийным списка и создавать провластную партию, что соответствует мировой практике и поспособствует сохранению стабильности в стране.

Все комментарии