Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Какие электронные услуги станут доступны белорусам в ближайшем будущем, рассказали в НЦЭУ

Комментарии 04.12.2025 | 17:33
Светлана Караневич
В Беларуси активно развивается система электронных услуг, направленных на упрощение взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами. Сегодня доступен широкий спектр сервисов, позволяющих решать важные вопросы в цифровом формате - от подачи налоговой отчетности до оформления различных справок. Центральную роль в этом процессе играет электронная цифровая подпись (ЭЦП), которая обеспечивает безопасность и подтверждение личности при работе с электронными документами. Национальный центр электронных услуг выступает ключевым партнером в выдаче ЭЦП и внедрении новых цифровых решений, делая электронные сервисы еще более доступными и удобными для всех пользователей. Начальник отдела электронной коммерции республиканского унитарного предприятия Национальный центр электронных услуг Светлана Караневич в пресс-центре БЕЛТА рассказала, какие услуги белорусы могут получить на портале "Е-Паслуга" уже сейчас, а также о планах центра по дальнейшей оцифровке сервисов.

Важнейший вопрос для организаций и индивидуальных предпринимателей - где можно использовать электронную цифровую подпись. Это высокотехнологичный инструмент, предназначенный для определенных целей. По словам Светланы Караневич, ЭЦП используется примерно в 30 разных информационных системах, а возможно, и больше. Это и электронный документооборот внутри страны, и регистрация предприятий, подача таможенных деклараций, отчетностей в "Белгосстрах", ФСЗН и другие организации.

Организации ежедневно используют этот инструмент для выполнения различных производственных задач. Большинство держателей электронной цифровой подписи - именно организации. Это связано с тем, что сейчас немало сервисов, доступных с применением ЭЦП, ориентированы на организации, а для граждан таких сервисов меньше. Поэтому одна из главных задач - расширение сервисной карты услуг с доступом через ЭЦП.

Работа Национального центра электронных услуг связана с единым порталом электронных услуг "Е-Паслуга". Авторизовавшись на портале с помощью ЭЦП, можно получить доступ к личному кабинету и воспользоваться около 800 разного рода электронных сервисов и услуг.

"Все электронные услуги на портале по сути являются запросами информации в различных государственных информационных системах. Госорганы активно интегрируют свои системы с нашим порталом, выступая источниками данных для услуг. Министерство по налогам и сборам активно сотрудничает с нами: с порталом интегрированы три информационных ресурса - расчет налогов, реестр плательщиков и учет доходов физических лиц. В налоговой сфере реализованы 23 электронные услуги и около 25 административных процедур", - отметила начальник отдела.

Кроме МНС, активно сотрудничают с НЦЭУ Государственный таможенный комитет, Министерство внутренних дел, Министерство антимонопольного регулирования и торговли и другие ведомства. "Практически нет таких министерств и ведомств, которые не участвовали бы в общей задаче по цифровизации страны и не привлекали свои ресурсы для внедрения новых электронных услуг на портале", - подчеркнула она. 

В последние годы государство уделяет большое внимание переводу административных процедур в электронную форму. В распоряжении премьер-министра №119р перечислены конкретные административные процедуры с указанием сроков их исполнения и ответственных органов. "Это распоряжение стало мощным стимулом для ускоренной цифровизации в стране, чему все мы очень рады. Благодаря этому наблюдается значительный рост электронных услуг, появляющихся в последние годы", - заметила Светлана Караневич.

Если в 2024 году на портале была добавлена 151 новая электронная услуга, то в этом году появилось около 140 новых электронных услуг и административных процедур. Все они доступны с использованием электронной цифровой подписи, обратила внимание представитель центра.

На портале услуги предоставляются как с так называемой строгой аутентификацией, так и с нестрогой. Однако владельцы электронной цифровой подписи всегда имеют преимущество и могут получить абсолютно все услуги, независимо от уровня требуемой аутентификации.

В этом году появились новые уникальные сервисы, включая новые административные процедуры по постановке на учет в налоговом органе. "Оцифрованы процедуры по выдаче гражданами приглашений для иностранцев, по разрешению на временное проживание в Республике Беларусь, по зачету излишне уплаченных сумм налогов, к примеру, или по возврату таких излишне уплаченных сумм. Все это административные процедуры, для получения которых нужно заполнить заявление на портале, после чего оно в электронном виде направляется в уполномоченный орган для рассмотрения. Таким образом, автоматизируется процесс взаимодействия граждан и организаций с государственными структурами. Теперь нет необходимости лично приходить в ведомство с документами, записываться на прием и выполнять другие формальные действия - все можно сделать онлайн, не выходя из дома", - рассказала Светлана Караневич.

Чем больше услуг оцифровывается на портале, тем больше взаимодействий упрощается для пользователей и уполномоченных органов, продолжила она. "На портале также появилась возможность получать электронные справки - о занимаемом помещении, месте жительства и составе семьи, а также о месте захоронения родственников, - привела пример она. - Кроме того, весной появились административные процедуры по въезду и пребыванию в зоне отчуждения. Это стало особенно актуально перед Радуницей, когда многие стремятся посетить места захоронения родственников, находящиеся в таких зонах. Для доступа необходимы специальные пропуска, и оцифрованные процедуры значительно облегчают получение этих пропусков".

Также на портале появились административные процедуры в сферах охраны природы, таможенного дела и труда и социальной защиты. Многие ведомства стремятся до конца года выполнить требования этого распоряжения и перевести административные процедуры в электронный формат.

Среди ожидаемых и планируемых к внедрению на портале услуг - регистрация граждан по месту жительства или пребывания, а также постановка детей на учет в детские сады и выдача направлений в них. "Последние процедуры находятся на завершающем этапе разработки программного обеспечения и, надеемся, будут доступны уже в январе. Через портал молодые родители смогут поставить детей на учет в детский сад", - пояснила начальник отдела.

Кроме того, планируется запуск процедур по отчуждению квартир и домов, учету нуждающихся в улучшении жилищных условий, регистрации договоров найма и других востребованных процессов. Они часто требуют личного посещения органов, но после перевода в электронный формат значительно упростят и ускорят взаимодействие.

Административная процедура - это формальное выражение, но по сути это любое действие из повседневной жизни. "Например, регистрация домашнего питомца тоже считается административной процедурой. Если нужно вырубить дерево под окном, которое мешает на первом этаже, потребуется разрешение - это административная процедура. К административным процедурам относятся также установка зарядных станций для автомобилей, регистрация брака, развода и установление отцовства или материнства", - пояснила Светлана Караневич. 

По ее словам, первоначально распоряжение №119р распространялось на период с 2021 по 2025 год, а теперь в него вносятся изменения, фиксирующие процедуры, которые нужно перевести в электронную форму в 2026-2027 годах. "Процессы перевода административных процедур в цифровой формат будут продолжаться до тех пор, пока максимум процедур в стране - порядка 1 тыс. - не окажутся доступными в электронной форме. Эти процедуры касаются различных взаимодействий в бизнесе и повседневной жизни как юридических лиц, так и граждан, поэтому темпы цифровизации будут только расти в ближайшие годы", - рассказала она.

Кроме веб-версии портала существует мобильное приложение с тем же названием "Е-Паслуга", где доступны все 800 электронных услуг и административных процедур. Преимущество мобильного приложения в том, что для аутентификации можно использовать электронную цифровую подпись, хранящуюся на ID-карте. Достаточно иметь смартфон с поддержкой NFC, включить функцию и приложить ID-карту к тыльной стороне устройства - тогда происходит считывание данных и авторизация в личном кабинете. "Имея такую возможность, можно легко получать электронные услуги, взаимодействуя с государством", - резюмировала Светлана Караневич.

БЕЛТА.-0-
Все комментарии