Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Инфраструктура поддержки предпринимательства в Беларуси масштабна, но малоэффективна

Комментарии 11.05.2012 | 15:34
БЕСПРИЗОРНАЯ НАСЕДКА

Есть деньги, но нет идей? Тогда вам прямиком в банк. Ни один бизнес в Беларуси сегодня не обеспечивает такой доходности, как действующие ставки по депозитам. А если есть идеи, но нет денег? Тогда стоит поискать адрес ближайшего бизнес-инкубатора. Собственно говоря, для этого они и изобретены: помочь трансформировать деловую инициативу в безукоризненный бизнес-план, с которым можно смело идти за банковским кредитом.


В Беларуси сегодня действуют 76 центров поддержки предпринимательства и 16 бизнес-инкубаторов. Все они являются элементами госпрограммы поддержки предпринимательства. Минэкономики регулярно докладывает об открытии очередного форпоста отечественного бизнеса. Но вклад их в национальную экономику пока микроскопичен. В 2011 году инфраструктура поддержки предпринимательства позволила создать 313 рабочих мест. Из стен бизнес-инкубаторов в минувшем году выпорхнули 64 субъекта малого предпринимательства. На фоне 4,5-миллионной армии труда Беларуси - ничтожно малые цифры.

Как работает типичный бизнес-инкубатор? Стоит набрать в поисковике в Интернете вопрос "как начать свое дело в Беларуси?", и, скорее всего, в первой десятке предложенных ссылок будет содержаться адрес одного из отечественных бизнес-инкубаторов. Кроме того, адрес питомника для будущих предпринимателей наверняка сообщат при регистрации юридического лица в райисполкоме. Третий путь - отзывы знакомых.

Здешние клиенты - это типичные стартапы. Первое и несомненное привлекательное достоинство бизнес-инкубатора - новичкам здесь предлагают в аренду площади по льготным ставкам. От 6 до 9 евро за 1 кв.м. Для сравнения: в коммерческих бизнес-центрах стоимость аренды составляет 10-25 евро за 1 кв.м. Начинающий предприниматель бесплатно получит обучающие семинары, познакомится с азами составления бизнес-планов, откроет для себя тонкости маркетинга. Собственно говоря, после этого он уже может отправляться в самостоятельное плавание. Или при желании задержаться под крылом наседки. Теперь уже на платной основе все тот же начинающий бизнесмен может рассчитывать на консалтинговые услуги. Ему подскажут, как приобрести недвижимость, оформить пользование земельным участком, помогут подыскать персонал.

В этом случае описана типичная схема работы одного из первых в стране бизнес-инкубаторов ЗАО "МАП ЗАО" в Колодищах (Минский район). Генеральный директор Сергей Найдович считает, что человек, переступающий порог бизнес-инкубатора, в первую очередь должен иметь внутренний импульс создать нечто новое. Одного желания разбогатеть будет маловато. "К нам иногда приходят люди, которые говорят: у меня есть деньги, хочу их куда-нибудь вложить и заработать. Таким мы честно отвечаем: сегодня на депозитах можно заработать больше, чем на любом предпринимательском направлении, - рассказывает Сергей Найдович. - Если же человек желает вложить средства в производственный или услуговый проект, мы начинаем с ним работать. Но если нет денег, а есть энергия и желание, это тоже наш клиент. Работаем вместе с ним над экономическими расчетами, маркетингом, правовым обеспечением. В банк он идет с уже готовым бизнес-планом".

Средний срок опеки над начинающими предпринимателями составляет около трех лет. Впрочем, строгих правил на этот счет нет. "Если мы видим, что наш питомец поменял "Жигули" на "Мерседес", но при этом все еще просит продлить ему льготную аренду, мы все-таки будем повышать ему ставку. Будем считать, что птенец уже оперился", - замечает Сергей Найдович.

Оценить эффективность работы бизнес-инкубатора достаточно сложно, признается глава ЗАО "МАП-ЗАО". С 1998 года через этот бизнес-инкубатор прошли около 700 юридических лиц. Сергей Найдович склонен считать, что все они до сих пор остаются в бизнесе. Те, у кого дела идут хорошо, в бизнес-инкубатор повторно не обращаются. У кого не сложилось - тем более о себе не напоминают.

ЗАО "МАП-ЗАО" - частное предприятие. В общей инфраструктуре поддержки предпринимательства негосударственные структуры составляют 75%, еще 16% - коммунальные предприятия, 9% - предприятия республиканской собственности. Основные доходы бизнес-инкубаторам приносят услуги по аренде и консалтингу. Законодательство не устанавливает для субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства специальных льгот, однако каждый бизнес-инкубатор может рассчитывать на получение гранта из региональных бюджетов в рамках госпрограммы по поддержке бизнеса. Льгота достаточно эфемерная, поэтому каждый такой субъект для подстраховки должен иметь так называемый якорный бизнес, приносящий стабильные доходы. Если таких доходов нет, судьба бизнес-инкубатора зависит от многих случайностей. К примеру, в Бресте местный бизнес-инкубатор так и не смог свести концы с концами и закрылся. В идеале бизнес-инкубатор должен предоставлять своим клиентам разнообразные офисные услуги: пользование оргтехникой, средствами телекоммуникаций (телефон, телефакс, Интернет), централизованную службу секретариата, предоставление переговорной комнаты. Далеко не сразу фирма-новичок в состоянии содержать своего бухгалтера. Таким образом, для начинающего предпринимателя помощь, получаемая в бизнес-инкубаторе, - серьезная экономия на издержках. Но получает ли стартующий предприниматель собственно бизнес-навыки? Далеко не всегда. Особенно бурно растет число бизнес-инкубаторов в Минске. Сегодня их уже восемь - это половина от общего их количества в Беларуси. Разгадка инкубаторного бума проста: крупные столичные госзаводы охотно запрашивают статус бизнес-инкубатора, решая одновременно несколько проблем. Избавляются от головной боли по поводу пустующих и неэффективно используемых площадей, ведь министерство спросит за это строго. А выхлопотанный статус бизнес-инкубатора дает возможность претендовать на средства из госпрограммы и в то же время привлекать арендаторов низкими ставками. Никаких других услуг такие псевдоинкубаторы пока предложить не могут. По этому пути пошли столичные предприятия ЗАО "Минский инструментальный завод", ПРУП "Завод "Эталон", ОАО "Завод "Электроника", ОАО "Завод средств комплексной автоматизации".

"Часто бизнес-инкубаторы заявляют широкий набор услуг, но далеко не всегда их оказывают, - говорит директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич. - В штате этих структур элементарно не хватает специалистов. Низкая зарплата не позволяет привлечь квалифицированных бизнес-тренеров. Два-три человека, напрямую занимающихся стартапами, не в состоянии качественно обеспечить каждому из клиентов маркетинговые исследования, консалтинговые и бухгалтерские услуги, правовую помощь, поддержку в субконтрактации".

Надо понимать, что клиентура бизнес-инкубаторов - народ большей частью малоплатежеспособный. Порог чаще всего переступают вчерашние студенты, безработные, словом, люди, которые решились начинать с нуля. Бюджетные средства, выделяемые национальной инфраструктуре поддержке предпринимательства, в общем-то невелики. В 2011 году госпрограмма отпустила на эти цели Br2,133 млрд.

Жанна Тарасевич убеждена, что бюджетная помощь центрам и бизнес-инкубаторам может быть увеличена. Но распределяться она должна на принципиально иной основе. "Госзаказ бизнес-инкубаторам должен содержать конкретную цифру количества бизнесов (юридических лиц), которые обязуется создать эта структура. Госзаказ также может включать количество новых рабочих мест в регионе", - говорит она.

Декрет №6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности", по сути, носит чрезвычайный характер. Ибо льготы он предоставляет беспрецедентные. Аналог освобождению от налогов на 7 лет в европейской практике найти трудно. Красноречивое подтверждение тому, какую важность придает власть развитию частной инициативы. Такая же решительность объективно потребуется и в модернизации инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране.
Все комментарии