Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Гендерные предрассудки и их преодоление

Комментарии 19.08.2011 | 13:37

В Беларуси принят Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства

Беларусь добилась немалых успехов в выравнивании социального статуса мужчин и женщин. Этот факт, кстати, признан и на международном уровне. Достигнуто действительно многое, но построение и продвижение сбалансированной гендерной политики - процесс долговременный. Гендерные предрассудки довольно глубоко укоренились в общественном сознании, на рынке труда и в распределении семейных ролей. Их "прополка" - дело не одного дня, а то и не одного поколения.

Согласитесь, женщины несут на своих хрупких плечах основную тяжесть неоплачиваемого домашнего труда. Для неполных семей, возглавляемых мамами, высока вероятность попадания в категорию малообеспеченных. Женщины в большей степени сталкиваются с проблемами на рынке труда (притом что женщин в стране больше, в том числе среди работающих, а образовательный уровень их выше, чем мужчин). Руководящие кресла занимают преимущественно мужчины. Спрос нанимателей первоочередно ориентирован на применение мужской рабочей силы. И у безработицы по-прежнему сохраняется женское лицо. При декларируемых равных правах на труд мужчины зарабатывают в среднем на 20% больше. Женщины чаще, чем мужчины, вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу либо потому, что у них нет других возможностей занятости, либо потому, что такая работа позволяет им сочетать труд с семейными обязанностями. Насилие в семье в отношении женщин остается, увы, нередким явлением.

Справедливости ради следует признать, что немало нерешенных проблем и у мужчин. Из-за недооценки обществом значимости отцовства уменьшилось их влияние на воспитание детей в семье, не в полной мере проявляется ответственность пап за социализацию детей. В результате при расторжении брака сыновья и дочери чаще всего остаются с матерями. Отцы-одиночки нарекают на то, что не имеют тех же прав, которые есть у женщин в аналогичных ситуациях. Да и жертвами семейного насилия (психологического, финансового и физического) все чаще становятся представители сильного пола (во всяком случае, на это указывают результаты соцопросов).

Законодательно принцип равноправия обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, реализации права на труд и вознаграждение за него, общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин. Но несмотря на существующие довольно продвинутые правовые нормы, фактическая ситуация в гендерной сфере требует дальнейших усилий.

Цель Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденного постановлением Совета Министров от 16 августа текущего года №1101, состоит в недопущении проявлений дискриминации по признаку пола и создании условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию личностного потенциала женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности. Следует отметить, что в ходе реализации мероприятий трех предыдущих планов (на 1996-2000, 2001-2005 и 2008-2010 годы) в стране целенаправленно принимались правовые, организационные, административные меры, направленные на выравнивание гендерного статуса женщин и мужчин, и эта работа будет продолжена.

Новый национальный план включает несколько разделов, которые отражают приоритетные векторы общереспубликанских гендерных действий. Это обеспечение условий для полноправного участия женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности; обеспечение равных прав в социально-экономической сфере; обеспечение равного доступа к социальной защите и здравоохранению; профилактика и предотвращение торговли людьми и насилия на гендерной почве; развитие системы гендерного образования; гендерная статистика и научное обеспечение.

Как известно, важным критерием степени достижения реального равенства полов является уровень участия женщин в государственном управлении. По докладу ООН 2009 года, в рейтинге стран по индексу развития с учетом гендерного фактора Беларусь занимает 52-е место среди 182 стран и первое место в СНГ. Наша республика входит в число 27 стран, которые достигли показателя по участию женщин в процессе принятия решений свыше 30%. Так, в Национальном собрании более 32% составляют женщины, в местных Советах депутатов всех уровней - 45,5%. И в абсолютном, и в относительном выражении за последние пять лет увеличилась занятость женщин в органах исполнительной власти.

Планом предусмотрена подготовка в 2012 году проекта Концепции обеспечения гендерного равенства в Республике Беларусь. Будет проработан вопрос о целесообразности принятия Закона "Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Республике Беларусь". И в случае положительного вердикта в 2014-2015 годах он будет подготовлен.

Общепризнанно, что необходимо развивать партнерское взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной властей с институтами гражданского общества. Одной из точек соприкосновения станут экспертные рабочие группы по вопросам реализации гендерной политики с привлечением общественных объединений, которые будут созданы при местных исполнительных и распорядительных органах. Кстати, женщины в Беларуси являются активными участниками общественного движения - они составляют 56,7% от общей численности членов общественных объединений. Всего же в республике функционируют более 30 женских общественных объединений.

Продолжится и международное сотрудничество по тематике гендерного равенства - планируются к реализации проекты в рамках страновых программ ЮНФПА и ЮНИСЕФ для Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Одна из характерных особенностей нашей страны - высокий уровень занятости женщин и их высокий образовательный уровень. Так, 54,6% работающих женщин имеют высшее и среднее специальное образование, аналогичный показатель среди мужчин - 37,1%. При этом женщины в настоящее время составляют около 53% в структуре зарегистрированной безработицы.
В стране принимаются специальные меры, направленные на обеспечение занятости женщин. Они включены в отдельный раздел ежегодно утверждаемой Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь. Важнейшими направлениями работы в этой сфере являются самозанятость и развитие женского предпринимательства. В частности, в прошлом году женщины составили 46,6% безработных, получивших ссуды и субсидии для организации предпринимательской деятельности. Как результат, доля женщин среди безработных постепенно снижается (в 2008 году этот показатель был 65,5%, в 2010-м - 52,6%). Уменьшается и продолжительность женской безработицы (в 2008 году - 5 месяцев, в 2010-м - 4,8 месяца).

Вместе с тем проблема женской занятости не теряет своей остроты. Поэтому будут шире внедряться гибкие формы занятости работников с семейными обязанностями - речь идет об использовании неполного рабочего дня (недели), совмещении (делении) рабочего места, электронной занятости (через Интернет), сезонной, временной работе, работе по гражданско-правовым договорам. Будет продолжено стимулирование нанимателей, создающих рабочие места в сельской местности для трудоустройства женщин. Да и в целом предусматривается совершенствование системы мер, стимулирующих нанимателя к использованию труда и приему на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов; впервые ищущие работу в возрасте до 21 года; люди предпенсионного возраста и др.). Людям, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до трех лет, будет предоставлена возможность прохождения в этот период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучающих курсов за счет средств госслужбы занятости.

Высокий уровень занятости женщин домашним трудом, уходом за детьми и пожилыми членами семьи требует дальнейшей оптимизации совмещения женщинами профессиональной и семейной ролей, развития гибких форм трудовой деятельности, расширения возможностей переобучения, получения новой профессии, а также привлечения мужчин к равному участию в выполнении семейных обязанностей. Реализация этих и других мер будет способствовать повышению конкурентоспособности женщин в социально-экономической сфере.

И, конечно же, важный блок вопросов касается сферы здравоохранения. Особое значение придается улучшению репродуктивного здоровья женщин и мужчин, планированию семьи, охране материнства и детства. При 122 женских консультациях работают кабинеты планирования семьи, организованы приемы андрологов, открыто 47 кабинетов детского гинеколога, 20 консультаций "Брак и семья", 42 центра, дружественных подросткам. За последние 10 лет число абортов во всех возрастных группах снизилось практически в 4 раза. Беларусь опережает страны СНГ и многие страны Восточной Европы по снижению уровня материнской смертности. А показатель младенческой смертности находится на среднеевропейском уровне. Достигнуты немалые успехи в профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, планируется в 2015 году снизить данный показатель до 2%.

Планом предусматривается разработка и реализация комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья матери за счет развития высокотехнологичных видов медицинской помощи. Планируется обеспечить всеобщий охват женщин маммографическим обследованием. Получит развитие система оказания психологической помощи и реабилитационных услуг, а также услуг в области восстановительной хирургии женщинам с онкологическими заболеваниями молочной железы.

Особое внимание будет уделено информационно-пропагандистской работе по формированию у населения навыков самосохранительного поведения, по вопросам женского и мужского здоровья (онкологические заболевания репродуктивной системы, профилактика инфекций, передающихся половым путем, контрацепция).

В Беларуси разрабатывается механизм государственного социального заказа, в том числе в части реализации гендерной политики. Будет усилена соцзащита семей, воспитывающих детей-инвалидов, через разработку и внедрение услуги по предоставлению "социальной передышки".

Общей проблемой на пути достижения целей гендерного равенства является насилие в отношении женщин. Меры по предупреждению насилия в семье предусмотрены Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года "Об основах деятельности по профилактике правонарушений". Территориальные центры социального обслуживания населения в каждом административном районе страны предоставляют целый спектр социальных услуг населению, в том числе женщинам, пострадавшим от насилия.

Однако законодательство не позволяет в полной мере предупреждать и пресекать случаи домашнего насилия. В связи с этим его совершенствование является одним из приоритетных направлений деятельности. Будет проработан вопрос о целесообразности принятия Закона "О противодействии домашнему насилию". Расширится сеть "кризисных комнат" для оказания помощи жертвам торговли людьми и пострадавшим от насилия. Предусматривается проведение социологического исследования по проблеме семейно-бытового насилия и разработка практических рекомендаций по его профилактике, совершенствованию деятельности социальных служб, предоставляющих услуги жертвам насилия.

В формировании взглядов и представлений о роли и месте женщин и мужчин в семье, обществе велика роль средств массовой информации, а также системы гендерного образования и просвещения, гендерных исследований. Кстати, будет проведена экспертиза учебников и учебных материалов, издаваемых для учащейся молодежи, в части соблюдения принципа равенства прав и возможностей мужчин и женщин. Необходимо содействовать публичному обсуждению вопросов гендерного равенства в ходе информационно-просветительских мероприятий. Требуется более широкое вовлечение дополнительных ресурсов неправительственных объединений, международных организаций, что позволит эффективно перераспределить усилия в решении вопросов обеспечения равенства прав и возможностей.

Таким образом, на мой взгляд, гендерное национальное законодательство дает фору общественному восприятию: на нормативном поле Беларуси созданы условия для реализации в стране равноправия мужчин и женщин. Дело - за трансформацией общественного сознания, искоренением гендерных стереотипов, связанных с идеей превосходства и доминирования одного пола над другим. Одним словом, как бы ни тяжело было поворачивать маховик гендерного общественного недоосознания, а придется. Ведь гендерное равенство является необходимым условием развития общества и одной из основных современных задач в области реализации прав человека, достижения социальной справедливости. Значимость этой задачи подтверждается включением обязательства по достижению гендерного равенства в Цели развития тысячелетия, которых 192 государства - члены ООН, в том числе Республика Беларусь, обязались достичь к 2015 году.

Все комментарии