Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Доходы от расходов

Комментарии 24.02.2012 | 13:14
Придорожный сервис Беларуси планируют сделать привлекательным для туристов

Придорожный сервис наряду с туризмом может стать для Беларуси одним из серьезных источников поступления валюты. Желающих оценить красоту природы нашей страны и ее достопримечательности среди иностранцев сегодня достаточно. Однако качество предоставляемых придорожными объектами услуг, несмотря на некоторое улучшение, все еще не дотягивает до международных стандартов. Зарубежные гости не хотят платить за плохое обслуживание. В итоге валютные потоки, которые могли бы осесть в Беларуси благодаря приезжим туристам, проходят мимо. А значит, теряет и экономика. Как преломить ситуацию и сделать придорожный сервис привлекательнее, обсуждали недавно в Минске на совместной коллегии Минтранса, Минторга и Минспорта и туризма.

Дискуссия в таком формате была организована не случайно: проблем накопилось немало, совместными усилиями решать их получается  быстрее. Это отметил министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо, открывая заседание коллегии. "Начиная с 2011 года Минтранс совместно с другими министерствами и ведомствами ведет непрерывный диалог по вопросам дальнейшего развития придорожного сервиса, - напомнил он. - Вошло в практику делиться мнениями и проблемами во время совместных совещаний".

В январе во время одного из заседаний Президиума Совмина Министерство транспорта и коммуникаций подверглось жесткой критике со стороны правительства при рассмотрении вопросов развития придорожного сервиса на республиканских автодорогах. Перед Минтрансом, облисполкомами и другими госорганами были поставлены четкие задачи и задано направление работы на 2012 и последующие годы. "Все должны понимать важность проводимой нами работы по причинам значительного изменения ситуации в целом, - подчеркнул Иван  Щербо. - Речь идет об интеграционных объединениях, в которые вступает Беларусь, открытии дополнительных рынков для товаров и услуг, увеличении транзитного передвижения туристов и грузов по территории нашей страны". Помимо этого, уже достаточно скоро - в 2014 году - в Беларуси пройдет чемпионат мира по хоккею, который привлечет огромное число туристов.

Сегодня в Беларуси работает 1091 объект придорожного сервиса, в том числе почти 400 АЗС, 441 объект общественного питания. Их сеть постоянно обновляется. Ежегодно количество объектов общественного питания на автодорогах прирастает в среднем на 6,5%. За 2011 год их открыто 43. Наиболее динамично развивается инфраструктура придорожного сервиса в Минской и Витебской областях. Однако, несмотря на положительные тенденции, есть и обратная сторона медали: придорожные точки расположены на автодорогах неравномерно и концентрируются преимущественно вблизи городов. К примеру, на трассе М1 в Кобринском, Березовском, Ивацевичском районах есть участки автодорог, на которых объекты питания располагаются друг от друга на расстоянии в 60-70 км, хотя по нормам это расстояние должно составлять 30-40 км. А на дороге из Пинска в Лунинец такие объекты вообще отсутствуют.

>Помимо этого, далеко не все придорожные объекты могут предложить туристам широкий комплекс услуг, ограничиваясь только предоставлением питания. Хотя на рынке услуг выигрывают сегодня те, кто может обеспечить комплексное обслуживание своих клиентов.

Именно по этому принципу развиваются большинство придорожных объектов за рубежом, подчеркнул министр торговли Валентин Чеканов. Популярностью пользуется придорожный сервис, который объединяет объекты общественного питания и торговли, АЗС, стоянки, пункты оказания ремонтных услуг и так далее. По мнению министра, Беларуси следует взять курс на развитие именно таких объектов. "Они должны быть комплексными, чтобы водитель здесь мог не только покушать, но и отдохнуть, принять душ, переночевать, а в случае необходимости - отремонтировать свой автомобиль, - отметил он. - К сожалению, таких объектов пока недостаточно". Крайне мало на дорогах и пунктов сувенирной продукции. А ведь все эти объекты создают у туристов общее представление о стране.

В Минторге считают, что для повышения привлекательности придорожного сервиса нужны комплексные меры - по улучшению внешнего вида торговых залов, отношения к клиентам со стороны обслуживающего персонала.

Одной из главных проблем отрасли остается неэффективное развитие системы безналичных расчетов. Только 50% торговых объектов на автодорогах предоставляют возможность оплаты услуг с использованием банковских пластиковых карточек. В связи с этим первый заместитель министра торговли Александр Забелло предложил подготовить дополнения в соответствующее постановление правительства и Нацбанка, чтобы обязать все объекты придорожного сервиса устанавливать платежные терминалы для безналичной оплаты услуг. "В Европе к этому привыкли, там все имеют и пользуются пластиковыми карточками. Мы должны принять меры, чтобы все объекты на трассе имели платежный терминал, - добавил он. - Помимо этого, нам надо ставить вопрос перед Нацбанком об оплате таких услуг за иностранную валюту, чтобы каждый, кто к нам приезжает, смог без проблем расплачиваться и не искать, где обменять свои деньги".

Все эти проблемы требуют скорейшего решения, особенно с учетом вхождения Беларуси в Единое экономическое пространство. ЕЭП открывает новые возможности для развития придорожного сервиса, в том числе в части привлечения в Беларусь крупных зарубежных компаний. Потенциальные инвесторы уже проявляют интерес к созданию объектов сервиса на территории республики, рассказал первый заместитель директора департамента "Белавтодор" Минтранса Юрий Масюк. Такие проекты готовы выполнять российские нефтеперерабатывающие компании "ТНК-ВР", "Татнефть", "Газпромнефть". В случае их прихода на белорусский рынок конкуренция в сфере услуг придорожного сервиса возрастет. Организации отрасли должны будут привлекать потребителей дополнительными услугами и качеством обслуживания. И это только на руку государству.

В "Белавтодоре" уверены, что Беларусь имеет все предпосылки для мощного рывка в создании по-настоящему современной сети придорожного сервиса на республиканских дорогах в ближайшие 3-4 года. К концу 2015 года на автодорогах страны запланировано введение в эксплуатацию более 100 новых объектов питания. Важно помочь их развитию, и для этого необходимо не только усовершенствовать законодательную базу, но и свести к минимуму бюрократические проволочки. Именно они зачастую становятся причиной затягивания подобных проектов. Из-за нерасторопности чиновников бизнесмены иногда не выдерживают и вовсе отказываются от запланированных работ.

Все это сдерживает развитие отрасли, считает и заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга. "Если приняли норму, ждем полгода или год, пока она реализуется, а ведь сегодня бизнес настолько динамично развивается и требования времени таковы, что мы должны быстрее на все реагировать", - уверен он. В качестве примера замминистра привел опыт Германии, которая, проанализировав, что туристы оставляют слишком мало денег в объектах сервиса на одной из главных трасс страны, приняла решение о круглосуточной работе таких объектов. Эта инициатива пошла на пользу: дела у придорожных магазинов и кафе пошли в гору.

Помимо этого, Германия уделяет большое внимание информационному обеспечению отрасли. Там работают специальные радио- и видеоканалы, которые дают возможность пользователям транспортных магистралей и автодорог заказать ту или иную услугу (ночлег, техпомощь) по пути следования. "В этой части нам можно было бы подумать и посмотреть, как подтянуться, - сказал Чеслав Шульга. - Сетевой мир самый мобильный и объемный, но насколько мы используем его для того, чтобы привлечь туриста в придорожный сервис? Нужно оценить возможности вывода белорусского придорожного сервиса в интернет-пространство".

>Не хватает на белорусских дорогах информационных знаков, которые выступают путеводителями для приезжих гостей. Замминистра предложил в 2012 году обустроить такими знаками на коричневом фоне все автомобильные дороги, связывающие Минск с областными центрами, а в 2013 году - все дороги республиканского значения.

Во время заседания совместной коллегии министерств каждый из его участников предложил свой рецепт улучшения качества услуг и привлекательности придорожного сервиса. Осталось реализовать задуманное. И времени для этого осталось совсем немного: в 2014 году Беларусь примет чемпионат мира по хоккею, и к этому моменту придорожный сервис страны должен выглядеть достойно.
Все комментарии