Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Что туристический Минск может подсмотреть у Харькова

Комментарии 02.07.2016 | 16:34
Светлана Михович

Этот второй по величине город в Украине расположился на востоке страны, здесь производят самолеты и танки, а еще здесь родилась Клавдия Шульженко. Вот, собственно, весь набор знаний, с которым я отправилась в промо-тур рейса Минск-Харьков-Минск, организованный компанией "Белавиа". Прочувствовать всю прелесть этого города за два дня, возможно, не получилось, но понять некоторые важные вещи, которым Минску стоит у Харькова поучиться, все-таки удалось.

Четкая концепция

Минск и Харьков роднит тот факт, что оба города принимали крупные спортивные состязания. У нас еще не скоро забудется чемпионат мира по хоккею 2014 года, а харьковчане смогли добиться возможности принять у себя матчи Евро-2012. Период подготовки любого города к крупным соревнованиям примерно одинаков - в него вкладываются средства, строятся крупные спортивные объекты и гостиницы, развивается инфраструктура. В Харькове к Евро разработали еще и туристический бренд города: Kharkiv - smart city. Это целая стратегия, которая включает в себя работу по продвижению идеи "умного города", в том числе по продвижению узнаваемого логотипа. В Минске тоже были попытки создать свой бренд, но пока они успехом не увенчались. Харьковчане же вложили в разработку своего бренда около 10 тыс. гривен и сейчас продолжают его успешно развивать.

"Концепция smart city хороша тем, что в нее прекрасно вписываются любые интересные горожанам социальные проекты. И об этом свидетельствует расшифровка слова smart: s - social city (социальный город), m - modern city (современный город), a - art city (город искусств), r - research city (город науки) и t - tourist city (туристический город). Это универсальная концепция", - поясняет начальник отдела развития туристической инфраструктуры и имиджевых проектов Департамента международного сотрудничества Харькова Юлия Згурская. Именно она работала с этим проектом с самого начала. Бренд для Харькова разработала немецкая дизайнерская компания, проект осуществлялся по программе развития туризма города, которая финансируется городским советом.

"Был такой период, когда мы практически силой заставляли на всей полиграфии, которая касается туризма в Харькове, печатать логотип smart city. Чтобы он был узнаваем, в том числе и харьковчанами. И до сих пор приходится сталкиваться с тем, что даже студенты, которые учатся на специальности "туризм", не знают туристический логотип своего города. Мы стараемся объяснять им, показывать и очень рады, когда они потом распространяют эту информацию у себя в соцсетях. Бренд становится узнаваемым", - признается Юлия Згурская.

Туризм является составной частью общей стратегии развития города, но к этому вопросу харьковчане подходят очень взвешенно. "Мы изначально понимали, что нам надо определиться с каким-то одним туристическим направлением и его активно развивать. Обычно туристы стремятся к морю, которого у нас, к сожалению, нет. Поэтому мы делаем ставку на конгрессовый туризм", - поясняет Юлия Згурская. И это разумный выбор, учитывая, что после Евро в городе появилось несколько высококлассных отелей с хорошими конференц-залами, где можно с комфортом проводить конгрессы и конференции.

На выбор именно этого направления повлияло и то, что Харьков - действительно город науки, здесь работают 69 высших учебных заведений, представлены практически все высокотехнологичные отрасли: энергомашиностроение, электротехническая промышленность, транспортное и сельхозмашиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиакосмическая промышленность. Именно в Харькове когда-то был создан легендарный танк Т-34, кроме того, здесь впервые в Европе был расщеплен атом.

Проведение матчей Евро-2012 в Харькове стало толчком для развития здесь спорта как составляющей и общественной жизни, и туристического потенциала. Специально перед чемпионатом был создан Департамент спортивных и имиджевых проектов - единственный департамент такого рода в Украине и по сей день. После Евро он не был расформирован, а продолжил активную работу. Среди значимых проектов специалистов департамента - организация различных марафонов, велопробегов, йоги на площади Свободы, самой крупной площади Харькова и одной и самых крупных в Европе.

Сейчас же на площади Свободы расположилась огромная фан-зона Евро-2016, организацией которой также занимался департамент. Как пояснил его директор Алексей Чубаров, на создание такой площадки ушло около $60-70 тыс. Фан-зона разделена на несколько секторов: площадка с огромным экраном, на котором идет трансляция матчей, фуд-зона, а также небольшой коворкинг (пространство для работы). И даже после того, как украинская сборная не прошла в 1/8 финала, тысячи харьковских болельщиков все равно собираются на площади.

"Мы позиционируем себя как спортивную столицу, поэтому постоянно проводим спортивные мероприятия, стараемся придумать что-то новое, интересное и привлечь как можно больше горожан. Когда мы проводили, к примеру, нашу йогу - была занята практически вся площадь Свободы", - подчеркивает Алексей Чубаров.

Самые лучшие горки

Конечно, спортивные мероприятия проводятся и в Минске, и в последнее время - все с большим размахом. А вот чему еще стоит поучиться у харьковчан, так это отношению к своему городу. Забавный пример: проводя экскурсию по Центральному парку культуры и отдыха имени Максима Горького, наш сопровождающий Андрей Кравченко так часто повторял слова "самый лучший", "только у нас", "нигде больше", что это вызывало улыбку. Он так расхваливал аттракцион "американские горки", на которых "нигде больше так не покатаешься", что мы рискнули его опробовать. Нельзя сказать, что это были самые страшные "американские горки" в моей жизни, но патриотизм даже в таких мелочах вызывает уважение. Вторым забавным моментом была настоятельная просьба зайти в бесплатные туалеты в парке, которые даже получили звание самых чистых в Украине.

Харьковский парк Горького, надо признаться, действительно хорош - он был открыт в 2012 году после реконструкции, в которую инвесторы вложили более 20 млн евро. И с тех пор постоянно обновляется. Кстати, по версии издательского дома Facto Edizioni (Италия), выпускающего всемирно известный журнал Games & Parks Industry, парк имени Горького вошел в десятку лучших парков развлечений мира в 2013 году.

Удивила и экскурсия по торговому центру "Французский бульвар". Казалось бы, всего лишь торговый объект, но экскурсовод провела нас по всем его этажам и подробно рассказала про все его возможности. Думаю, не последнюю роль в этом сыграла копия Эйфелевой башни высотой 36 метров, стоящая рядом с ТЦ. Да и сам торговый центр удивляет разнообразием развлечений - тут есть не только кафе и магазины, но и каток, роллердром, скалодром, один из самых больших веревочных парков в Украине. Именно здесь открылись первый в стране 4DX-кинотеатр, а также единственный в Восточной Украине кинотеатр IMAX.

Кстати, посещение и торгового центра, и парка Горького входят в специально созданный уикенд-тур "Город развлечений". Этот тур рассчитан, скорее, не на приезжих туристов, а на самих харьковчан и жителей региона. Но если гости города приедут на какой-нибудь конгресс с женами и детьми, то тоже смогут заказать такой тур.

Рассказывая о туристических возможностях Харькова, Юлия Згурская называет свой город - кмитливе мiсто (сообразительный город). "Это потому, что мы стараемся использовать все возможности, которые у нас есть, и верим, что наш город - самый лучший и он просто не может не понравиться", - подчеркивает она. И ей сложно не поверить. Статистику по количеству туристов Харьков пока не ведет, но цифры туристического сбора в последние годы растут - с 270 тыс. гривен в 2013 году до более 900 тыс. гривен в 2015-м.

Светлана МИХОВИЧ,

БЕЛТА-0-

Все комментарии