В преддверии начала работы коллективной экспозиции Беларуси на Международной выставке Vietnam Expo - 2023 (7-9 декабря) и белорусско-вьетнамского бизнес-форума (7 декабря), организуемых Национальным центром маркетинга (НЦМ) в Хошимине, эксперты центра рассказали корреспонденту БЕЛТА о том, как выстраиваются торгово-экономические отношения Беларуси и Вьетнама, чем интересен данный рынок нашей стране, какая отечественная продукция там может быть востребована, а также о перспективах ее продвижения.
Экономика Вьетнама является одной из самых быстрорастущих среди азиатских стран. По данным МВФ, в 2022 году рост реального ВВП республики составил 8%, в результате чего ВВП достиг $406,5 млрд, что сделало страну 35-й экономикой мира и 4-й экономикой Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) после Таиланда, Сингапура и Малайзии. По прогнозам экспертов, к концу 2023 года рост реального ВВП Вьетнама составит 4,7% (ВВП - $433,4 млрд), в 2028 году - 6,8% (ВВП - $657,3 млрд).
Сфера услуг является доминирующей в структуре экономики Вьетнама. По данным Главного статистического управления страны, на долю услуг по итогам 2022 года пришлось 41,3% ВВП. Далее следовали промышленность и строительство (38,2%), затем - сельское, лесное и рыбное хозяйство (11,9%).
"По информации Международного торгового центра (ITC), по итогам 2022 года Вьетнам замыкал двадцатку крупнейших импортеров товаров в мире. Доля страны в мировом объеме импорта в стоимостном выражении составила 1,4%. В 2022 году импорт товаров во Вьетнам увеличился на 8,5% по сравнению с 2021 годом и составил $358,7 млрд. В десятку основных статей импорта (помимо продуктов переработки нефти) Вьетнама в 2022 году вошли следующие категории товаров: электрические машины и оборудование (из них 58,5% - электронные интегральные схемы), оборудование и механические устройства (17,5% - вычислительные машины и их блоки), пластмассы и изделия из них, черные металлы, средства наземного транспорта (35,4% - легковые автомобили), оптические, фотографические, кинематографические, измерительные инструменты и аппараты, трикотажные полотна, органические химические соединения, хлопок", - рассказали в НЦМ.
Импорт услуг Вьетнама вырос в прошлом году по сравнению с предыдущим годом более чем на 30% и составил $25,6 млрд. Основными видами импортированных услуг являлись транспортные услуги и поездки (48,9%), включая туристические услуги (18,8%).
"В октябре 2016 года вступило в силу солашение о зоне свободной торговли между государствами - членами ЕАЭС и Вьетнамом, что содействует формированию благоприятной среды для развития двусторонней торговли. Вопросы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества рассматриваются в ходе заседаний белорусско-вьетнамской межправительственной комиссии, 15-е заседание которой состоялось 23 марта 2022 года в формате видеоконференции", - сообщили в центре.
В целях взаимного ознакомления с возможностями и потребностями двух стран организовываются деловые форумы, выставочно-ярмарочные мероприятия, визиты. "Так, в 2009-2018 годах проведено 12 крупных белорусско-вьетнамских бизнес-форумов (шесть - в Беларуси, шесть - во Вьетнаме). В 2011-2022 годах организовано шесть национальных экспозиций Беларуси в Ханое и Хошимине", - добавили эксперты центра.
В этом году 7 декабря в Хошимине запланировано проведение белорусско-вьетнамского бизнес-форума в рамках коллективной экспозиции Беларуси на Международной выставке Vietnam Expo - 2023, организатором которой выступит НЦМ.
Вьетнам является одним из ключевых партнеров Беларуси в Юго-Восточной Азии. "Беларусь рассматривает страну как плацдарм для закрепления на рынке всего региона и стремится к развитию отношений во всех сферах взаимодействия", - отметили в НЦМ.
Согласно данным ITC, товарооборот между странами по итогам 2022 года составил $70,8 млн. "При этом экспорт Беларуси значительно превалирует над импортом: $53,8 млн и $17 млн соответственно. Сальдо двусторонней торговли сложилось традиционно положительным для Беларуси в размере $36,8 млн", - сообщили в центре.
По данным Национального банка Беларуси, двусторонний торговый оборот услуг с Вьетнамом в 2021 году составил $20,9 млн (рост более чем на 55% по сравнению с 2020 годом), в том числе экспорт - $20,3 млн (рост почти на 70%), импорт - $0,7 млн (рост более чем в два раза). Положительное сальдо составило $19,6 млн.
Вьетнам занимает 42-е место среди стран - рынков сбыта товаров, экспортируемых Беларусью. В 2022 году объем белорусского экспорта во Вьетнам составил $53,8 млн. "Более 60% всего объема экспорта Беларуси в рассматриваемую страну в стоимостном выражении составляют калийные удобрения. Также в десятку основных видов продукции в 2022 году вошли: молоко и сливки, молочная сыворотка, лекарственные средства, измерительные или контрольные приборы (первая крупная поставка за пятилетний период), мыло, углерод, электрические машины и оборудование, тракторы, части и принадлежности моторных транспортных средств, инструменты и приспособления из недрагоценных металлов, орехи и плоды", - рассказали в Национальном центре маркетинга.
Согласно карте экспортного потенциала (ITC Export Potential Map), общий экспортный потенциал Беларуси на рынке товаров Вьетнама составляет $42 млн, при этом потенциал не реализован на 85% ($36 млн).
В настоящее время в список продукции с наибольшим нереализованным экспортным потенциалом для Беларуси на рынке товаров Вьетнама входят: лесоматериалы хвойных пород, распиленные или расколотые вдоль, толщиной более 6 мм ($1,8 млн), части тушек и субпродукты домашних кур мороженые ($1,6 млн), жмыхи соевого масла ($1,4 млн), сухое обезжиренное молоко ($0,8 млн), электрические проводники ($0,8 млн), профили полые из алюминиевых сплавов ($0,7 млн) и др.
"Привлечение агента или дистрибьютора является одним из наиболее популярных способов ведения бизнеса во Вьетнаме для иностранной компании, что обусловлено простотой регулирования отношений с посредником и низкой административной нагрузкой, которая ложится на экспортера. Участие в местных торговых выставках и ярмарках также является действенным способом налаживания местных связей и ознакомления с рынком", - сообщили в НЦМ.
В стране быстрыми темпами растет рынок электронной коммерции, в частности в сегменте "бизнес-потребитель" (B2C), государство является одним из лидеров в Юго-Восточной Азии по объему интернет-экономики.
Территория Вьетнама значительно дифференцирована: политический центр находится на севере страны в Ханое, промышленный хаб с центром в Хошимине расположен на юге страны. После присоединения Вьетнама к ВТО и принятия на себя обязательств в рамках Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности государство приняло дополнительные меры по защите прав в данной сфере, в частности разработало Национальную стратегию в области интеллектуальной собственности до 2030 года.
"В бизнес-среде рекомендуется избегать прямого спора с собеседником, а также придерживаться спокойной, взвешенной манеры ведения переговоров. Для сопровождения сделки рекомендуется привлекать специалиста со знанием вьетнамского языка, а также истории и менталитета страны", - обратили внимание в центре.
Вьетнам обладает одной из самых стабильных экономик в регионе Юго-Восточной Азии. Стратегически выгодное расположение страны, а также участие в одном из крупнейших интеграционных объединений - АСЕАН - обеспечивает доступ экспортеров к крупным рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.
"Учитывая стабильный рост и улучшение благосостояния населения, Вьетнам является крупным рынком с точки зрения внутреннего спроса. Благоприятные инвестиционные условия, доступ к квалифицированной рабочей силе, а главное - низкие затраты на производство делают Вьетнам перспективным местом для переноса своего производства в отношении иностранных компаний. Наличие заключенного соглашения о зоне свободной торговли товарами делает Вьетнам более открытым для государств - членов ЕАЭС", - констатировали эксперты НЦМ.
БЕЛТА.-0-