Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Быть с потребителем всегда и всюду. Нефтехимия Беларуси научилась выполнять невыполнимые задачи

Комментарии 30.09.2024 | 10:56
Отечественный нефтехимический комплекс намного ближе к обывателю, чем может показаться на первый взгляд. Это не только нефть, дающая топливо для наших автомобилей, газ, согревающий наши дома, минеральные и азотные удобрения, обогащающие почвы для обильных урожаев. Из продукции нефтехимии создают еще и одежду, стройматериалы, игрушки, изделия медицинского назначения и предметы личной гигиены, а это уже совершенно иной уровень доверия потребителя к производителю. Сегодня отраслевые предприятия снабжают покупателей продукцией экстра-класса, обладают широкой клиентской базой, дают работу многотысячным коллективам, помогают развиваться регионам страны и укрепляют имидж Беларуси на мировом рынке. Благодаря чему это стало возможным и как именно каждое предприятие приноровилось решать, казалось бы, невыполнимые задачи?

Рост импортозамещения

Сегодня нефтехимический комплекс республики развивается стабильно, шаг за шагом приближаясь к достижению амбициозных задач: освоению производства импортозамещающих видов продукции, повышению качества и степени новизны уже выпускаемых позиций, росту общего благосостояния предприятий, а значит - и людей, работающих на них.

"В нашем портфеле - ряд знаковых проектов, реализация которых будет иметь значительный экономический эффект для всей страны, - не сомневается заместитель начальника производственно-технологического управления концерна "Белнефтехим" Михаил Михайлов. - Сегодня на одном из наших предприятий ведется обкатка производства нетканого материала "Спанлейс", применяемого при изготовлении влажных салфеток. Казалось бы, ерунда, но на полках белорусских магазинов по-прежнему много зарубежных аналогов, в то время как этот проект позволит увеличить долю отечественных салфеток и нарастить поставки сырья для производства данных товаров в дружественные нам государства. А вот еще пример: на этом же заводе продолжается работа по налаживанию выпуска перекиси водорода и хлората натрия. И таких инициатив мы воплощаем массу".

Нельзя в этом контексте не упомянуть и еще один грандиозный замысел - создание производства полипропилена на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, аналогов которому в стране нет. Для осознания всей масштабности проекта достаточно принять во внимание, что полипропилен входит в тройку полимеров по потреблению наряду с полиэтиленом и поливинилхлоридом, но в Беларусь пока все еще завозится из-за рубежа. Скоро мы заместим и эту позицию, гарантируя себе качество и бесперебойность поставок товара.

Отголоски пандемии

Подобных инициатив на заводах нефтехимического комплекса не одна и не две - каждое крупное предприятие реализует собственный инновационный проект, а иногда и несколько. Возьмем, допустим, "СветлогорскХимволокно". Сегодня предприятие - один из ведущих в Европе производителей синтетических нитей и волокон, мировой лидер в производстве спецволокон "Арселон" и углеродных волокнистых материалов на гидратцеллюлозной основе, крупный производитель широкого спектра нетканых материалов. И о чем это говорит стороннему читателю? О главном - движении вперед. Завод с такой славой не прекращает поступательного развития: известно, что в 2024 году здесь был запущен участок по производству полиэтиленовой пленки… Об актуальном побеседуем с ведущим специалистом по продажам предприятия Галиной Пономаренко.

"Полагаю, в данном контексте важно рассказать о двух наших последних значимых проектах. Один из них мы запустили в 2022 году, когда весь мир пытался прийти в себя после эпидемии коронавирусной инфекции, - вспоминает сотрудница "СветлогорскХимволокно". - В то время в числе самых востребованных на рынке товаров оказались одноразовые перчатки, использовавшиеся повсеместно. Мы наладили их выпуск, и на данный момент у нас функционируют две производственные линии: по выпуску нитриловых перчаток и латексных".
Пандемия закончилась, но спрос на перчатки сохраняется. Их закупают медицинские учреждения, представители бьюти-индустрии, ветеринарные клиники, клининговые компании, пищевой сектор и обычные люди.

Еще один проект, которым гордится завод, - запуск производства полиэтиленовой соэкструзионной пленки, обладающей довольно широким диапазоном возможного использования.

"Основное преимущество этой пленки - ее многослойность. Готовая пленка состоит из нескольких различных либо одинаковых слоев, что позволяет варьировать ее потребительскими характеристиками и расширять ассортимент выпускаемой продукции, - пояснила Галина Пономаренко. - По сравнению с однослойными пленками многослойные обладают более высокими показателями прочности при ударе и проколе при одинаковой толщине".

Мы можем оценить результат выполненного "СветлогорскХимволокно" проекта, отправившись, например, в магазин за покупками. Полиэтиленовый пакет, купленный на кассе, будет изготовлен как раз из подобной пленки. А еще она активно применяется в разных отраслях народного хозяйства, в том числе в пищевой промышленности при обертке продуктов.

Глубина переработки нефти доходит до 90%


Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу в следующем году исполнится 50 лет, и к юбилею предприятие, кажется, решило подойти во всеоружии. В 2022 году здесь была введена в эксплуатацию новая установка, позволяющая перерабатывать тяжелые нефтяные остатки, т.е. получать из нефти больший выход светлых нефтепродуктов. Вникнуть в производственную специфику нам помогла инженер-технолог отдела главного технолога Мозырского нефтеперерабатывающего завода Ирина Пилипович.  
"Автомобильные бензины АИ-92-К5, АИ-95-К5, АИ-98-К5 и АИ-100-К5, дизельное топливо летнее, зимнее и арктическое, мазут, дорожный битум, сжиженные газы, медицинский кислород - таков наш самый общий ассортиментный перечень. Признаться, довольно достойный, - замечает инженер-технолог. - Вместе с тем почивать на лаврах никто не намерен: завод постоянно совершенствуется, модернизируя и расширяя производство. Все нововведения направлены на получение продуктов с улучшенными показателями качества и более глубокую переработку нефти. Наши начинания уже увенчались успехами".

О многих из них мы уже рассказали. Разве что забыли уточнить, что Мозырский НПЗ не имеет конкурентов в республике в производстве перечисленного Ириной Пилипович бензина АИ-100-К5, хорошо знакомого водителям гоночных спорткаров. В целом продукция завода заточена под потребности внутреннего рынка, хотя немало предприятие и экспортирует, составив приличный клиентский список.

Гарант качества - собственное сырье

"Термоизоляционные жакеты представляют собой изделия из нескольких слоев, которые устанавливаются на теплообменники, клапаны, части труб, насосы и тем самым снижают теплопотери, - рассказывает о сути инновационного продукта родного "Полоцк-Стекловолокно" специалист по продажам предприятия Валентина Аникейчик. - Жакеты являются быстросъемными, что очень удобно в эксплуатации. Они защищают рабочих от жара при ремонте труб, увеличивают срок службы оборудования, обладают водоотталкивающими свойствами, многоразовы, легко монтируются и демонтируются".

Признаться, для отечественного рынка товар не нов - ряд изготовителей предлагает такие же или очень похожие изделия. Однако "Полоцк-Стекловолокно" в отличие от конкурентов сырье не закупает, а шьет из собственного, что позволяет гарантировать качество продукта. Изготовленные из термостойких материалов терможакеты могут использоваться при постоянной температуре до 350 градусов и позволяют значительно увеличить экономию затрат на производство и закупку тепловой энергии. Среди постоянных покупателей таких изделий - предприятия химического комплекса и субъекты жилищно-коммунального хозяйства. В перспективе термоизоляционные жакеты "Полоцк-Стекловолокно" рассчитывает поставлять и на экспорт.

Специалист по маркетингу управления реализации полоцкого завода Анастасия Кузьмич добавляет: продолжается активная работа над запуском производства еще одного инновационного продукта - фольгированных тканей. Этот вид теплоизоляции применяется в транспортном машиностроении, в качестве изоляции в холодильных установках на промышленных предприятиях, для утепления и изоляции на строительных объектах. К слову, перспективные виды продукции, отвечающие потребностям рынка, производственникам подсказывают сотрудники местного научно-практического центра.

Наводим мосты с розницей


Возможно, самое яркое предприятие отрасли - лидская "Лакокраска". О специфике выпускаемой здесь продукции нетрудно догадаться из названия - это краски, эмали, лаки, грунтовки, растворители - всего свыше 2,3 тыс. ассортиментных единиц. Начальник управления продаж и маркетинга предприятия Андрей Милевский уточняет, что производственная мощность "Лакокраски" составляет 128 тыс. тонн в год, что позволяет обеспечить потребности белорусского авиастроения, машиностроения, нефтехимии, приборостроения, винодельческой промышленности, строительства и энергетической отрасли. Уже понятно - востребованность продукции лидского завода колоссальная.
"Мы активно осваиваем выпуск новых для нас товарных позиций: это деревозащитные составы, антисептики, эмали без запаха. При создании новых материалов специалисты трудятся над улучшением их свойств, уделяют внимание экологичности составов и снижению содержания летучих органических соединений, применяют материалы с сухим остатком не менее 80%, разрабатывают новые антикоррозионные покрытия для защиты металлоконструкций на срок более 10 лет", - посвящает в технологические нюансы лакокрасочного производства Андрей Милевский.

Сегодня лидский завод намерен стать как можно ближе к своему потребителю, активно взявшись за развитие розничного сегмента. Один из сделанных шагов - запуск интернет-магазина с реализацией товаров по ценам производителей. При этом "Лакокраска", по словам начальника управления продаж и маркетинга, не намерена терять и постоянных покупателей своей продукции - организации системы Министерства промышленности и Министерства архитектуры и строительства. Впереди у лидского завода - выполнение следующих пунктов инвестиционных программ, направленных на диверсификацию продукции и замену иностранных товарных позиций белорусскими аналогами в рамках достигнутых с ведомствами договоренностей.

Спортинвентарь, одежда, шины, ковры и даже транспорт - всюду используется наша продукция

Производство сетей, веревок, канатов, лент, шин, ковров, деталей для автомобилестроения и железнодорожного транспорта, трубопроводов - перечислить все сферы, где находят применение выпускаемые филиалом "Завод Химволокно" ОАО "Гродно Азот" товары, и пытаться боязно. Но еще проще запутаться, когда выпускаемую гродненской компанией продукцию начинают перечислять профессионалы: полиамид, полимерные композиционные материалы, нить полиамидная техническая, нить полиамидная текстурированная, кордные ткани для шинной промышленности - и это лишь верхушка айсберга.

На вопрос об освоении инновационных видов продукции экономист по сбыту Юлия Петакова отвечает уверенно: "Обязательно". Для этих целей составлены соответствующие программы, предусматривающие разработку, в частности, новых полиамидов с другими компонентами для последующего создания уникальных материалов, потребность в которых испытывает рынок.

"Проекты нацелены на улучшение технических свойств и характеристик наших изделий, которые являются продуктами переработки. В общем и целом все наши усилия направлены на то, чтобы конечное изделие обладало более высокими свойствами при использовании", - резюмировала маркетолог отдела маркетинга и реализации Лариса Шпак.

Наделяет воздух смыслом

Предприятие особой стратегической значимости - так можно описательно охарактеризовать столичный завод "КРИОН", единственное специализированное производство в Беларуси по выпуску продуктов разделения воздуха, а именно кислорода, азота и аргона как в жидком, так и в газообразном состояниях, занимающееся также изготовлением пищевых, сварочных и технических газовых смесей. Среди клиентов "КРИОНа" - больницы и заводы по всей стране. Свою значимость для республики на минском производстве осознают в полном объеме, и подкачать не намерены: ведущий специалист отдела маркетинга и продаж Диана Полищук рассказала, что совсем недавно предприятие завершило модернизацию. Завод приобрел вместительный резервуар для хранения кислорода, в том числе медицинского. "Про запас", - поясняет сотрудница "КРИОНа". Пандемия, вызвавшая разительную потребность в продукции завода, научила быть готовой ко всему.

"Ведется работа по возможной организации производства дыхательных смесей в небольших баллонах для индивидуального пользования - для всех желающих. Инновационная продукция будет ориентирована не только на людей, страдающих от проблем с дыхательной системой, но и на фанатов спорта, путешественников, проводящих много времени в дороге, жителей мегаполисов, - подсказала ведущий специалист отдела маркетинга и продаж "КРИОНа".

Специфика производства подразумевает направленность на внутренний рынок, поскольку перевозить на дальние расстояния газы в любом физическом состоянии довольно проблематично (они имеют свойство испаряться). Тем не менее белорусского потребителя минскому заводу более чем достаточно - производство не простаивает. Более того, как заявляет работница "КРИОНа", на пятки наступают конкуренты, намереваясь отвоевать свой кусок рынка. Подобное соперничество подталкивает предприятия повышать и без того достойное качество продукции, а значит покупатель от этого только выигрывает.

С наукой в авангарде

Надо понимать: все перечисленное было бы невозможно без плотного сотрудничества промышленности и науки, ведь создают внедряемые производственниками инновации ученые, а продукция нефтехимии сегодня остается одной из самых наукоемких. Вот отечественные химики и наладили коммуникацию с ведущими предприятиями нефтехимического комплекса Беларуси, а их взаимодействие выливается в реальные проекты, результаты которых сегодня можно видеть на рынке.

"За последние четыре года я отмечаю существенный рост интереса именно к инновационным наукоемким разработкам в отрасли нефтехимии. Ряд поставщиков продукции для белорусского нефтехимического комплекса по разным причинам покинули наш рынок, и возникла необходимость их товары заменить своими аналогами, - заострил внимание во время нашей беседы директор Института химии новых материалов Национальной академии наук Александр Рогачев. - Однако цель научных сотрудников несколько шире, чем просто удовлетворить сиюминутную потребность промышленных предприятий Беларуси. Стоит задача разработать стратегию на более долгосрочный период, которая будет предусматривать выпуск импортозамещающей продукции с наименьшими усилиями с позиции как сведения до минимума времени на разработку, так и сокращения затрат на производство".

Не только создавать, но и совершенствовать - таким принципом сегодня руководствуются ученые-химики нашей страны, ломая голову над улучшением характеристик уже выпускаемой продукции. Да, Беларусь зарекомендовала себя среди стран СНГ как обладатель передовых разработок в сфере термостойких полимеров, которые вместе с тем нуждаются в улучшении и повышении эксплуатационных характеристик. А появление абсолютно новых видов продукции представляет собой значительно более длительный процесс. Так, белорусам по-прежнему интересно направление полимеров и функциональных добавок к ним, разрабатывают ученые и достаточно перспективные материалы для аддитивных технологий (технологии 3D-печати), базирующиеся на отечественных полимерах.

"Композиционные материалы на основе полимеров с различными функциональными добавками, улучшающими эксплуатационные свойства, - основное направление нашей работы сегодня. Безусловно, мы ведем еще и международное сотрудничество: в проработке порядка 10 проектов со специалистами государств СНГ, налажено взаимодействие и с учеными Китая и Индии", - рассказал руководитель Института химии новых материалов.

По всей видимости, кратким резюме экспресс-интервью с ученым может стать вывод, что работа кипит не только в производственных цехах, но и в научных лабораториях. Это логично, поскольку отсутствие одного исключает другое. А что же в целом?

Индивидуальные способы решить сложные задачи, предложенные экономикой, нашло каждое предприятие нефтехимической отрасли. Расширение ассортиментной линии, повышение качества выпускаемых товаров, работа с клиентской базой, поиск надежных партнеров и всевозможные комбинации перечисленных элементов - формулы разные, но результат единый для всех: стабильная работа и поступательное развитие, несмотря на любые турбулентности. И от назначенного курса никто отклоняться не настроен.

Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
БЕЛТА-0-
Все комментарии