День машиностроителя - праздник, который символизирует силу человеческого разума, искусства и труда, воплощенных в металле и механизмах. Это отрасль, где инновации становятся движущей силой прогресса, а технологии открывают новые горизонты для развития экономики и общества. В преддверии этого важного события поговорили с Тарасом Мурогом, генеральным директором предприятия, которое уверенно задает направление в машиностроительной отрасли, - "БКМ Холдинг".О новинках техникиЗа последние два года "БКМ Холдинг" выпустил пять новых единиц техники. "Если мы говорим про 2023 год, это была постановка в серию полностью низкопольного трамвая Т811, который мы видим в Минске. Жаль, конечно, что в Минск он пошел не первым. Изначально он пошел в российские регионы, но потом получилось и с Минском заключить контракт. Думаю, жители столицы по достоинству оценили комфорт низкого пола, потому что не надо залазить в трамвай по крутым ступенькам. Кроме того, особенность этого продукта состоит в том, что он полностью состоит из компонентов Союзного государства - степень локализации в нем 93%", - рассказал Тарас Мурог.
"БКМ Холдинг" разработал рельсовую тележку, которая и позволяет сделать пол на 100% низким. "Весь талант наших конструкторов, технологов, производственников сконцентрирован в этом инновационном продукте", - подчеркнул гендиректор.
В классе особо больших машин "БКМ Холдинг" изготовил 18-метровый электробус для Санкт-Петербурга с 240 км пробега и ночной зарядкой. "Мы были первые, кто изготовил такую машину, и сейчас она успешно эксплуатируется в Санкт-Петербурге", - отметил Тарас Мурог.
Уже в этом году холдинг презентовал трехсекционный трамвай модели Т856. "В первом полугодии мы сертифицировали и поставили на производство. Он прошел все виды сертификации и уже начались поставки в Нижний Новгород. Уже поставлены три единицы. Трехсекционный трамвай - это машина повышенной вместимости, она перевозит огромное количество пассажиров. Очень надеемся, что город Минск тоже рассмотрит вопрос использования таких трамваев для транспортировки пассажиров в "Северный берег" - достаточно удаленный район. Ведем переговоры об этом. Туда строится дорога, и мы хотели бы, чтобы там были трамвайные пути. Наш опыт и аналитика показывают, что трамваи лучше с точки зрения оперативности и подвоза пассажиров вне зависимости от пробок. В обычный трамвай влезает пассажиров практически в два раза больше, чем в электробус. Это очень серьезное преимущество", - обратил внимание Тарас Мурог.
Сейчас "БКМ Холдинг" ведет разработку и к концу года поставит на Белорусскую атомную станцию четыре пригородных электробуса. "Это тоже абсолютно новый продукт. На нашем и на союзном рынке такого продукта нет. Мы разрабатываем его с перспективой быть представленными, в том числе в Российской Федерации. В ближайшем будущем в планах сделать трамвай с увеличенным автономным ходом, чтобы сократить затраты муниципальных бюджетов. Этот вопрос также активно прорабатываем с Казахстаном", - рассказал гендиректор предприятия.
Контактная сеть - достаточно затратная вещь. Из-за этого некоторые города отказываются от троллейбусов, потому что содержать, эксплуатировать провода, подстанции и так далее - это практически то же самое, что иметь полноценное энергохозяйство. "И мы сделаем трамвай, который, как и троллейбус, сможет, опустив пантограф, проехать порядка 20 км на батареях. Этот трамвай будем уже делать в следующем году", - отметил руководитель.
Кроме того, "БКМ Холдинг" активно занимается совместно с российскими коллегами внедрением беспилотности. "Трамвай - идеальный продукт, на котором это можно внедрять, эти технологии, здесь и сейчас. Первые шаги по системе активной помощи водителю уже сделаны в городе Минске на 20 трамваях. Стоит первый уровень системы ADAS, то есть распознавание предметов, людей, красного света, ограничения скоростей. Мы работаем над тем, чтобы добиться полной беспилотности и запустить в итоге беспилотный трамвай", - поделился планами Тарас Мурог.
Он отметил, что для проведения испытаний и экспериментов пока рассматривают Мозырь, потому что именно там можно реализовать эту идею быстрее всего. "Сегодня любое диспетчерское депо по желанию может в режиме удаленно, через Wi-Fi, считывать любую информацию, которая потребуется и будет оговорена техническим заданием. Напряжение батареи, картинки с камер - все-все. Вопросы внедрения искусственного интеллекта, как во всех остальных сферах, - это вопрос больше юридический, чем технический. На сегодняшний день компетенции у нас уже есть. Техника не оснащена искусственным интеллектом, но она технически подготовлена к его внедрению", - подчеркнул гендиректор.
Какие рынки открывает "БКМ Холдинг"В 2023-2024 годах была задана очень высокая планка по экономическим показателям. "В 2023 году мы работали 100% на экспорт. У нас только один троллейбус был собран для внутреннего рынка. В 2024 году тоже преимущественно работали на экспорт, в Российскую Федерацию. В 2025 году нет такого наполнения финансами на российском рынке. У нас есть заключенные контракты, которые пока, к сожалению, стоят на паузе из-за отсутствия финансирования. Но мы переориентировались и активно работаем на наши областные города. Законтрактованы мы с Витебском, Могилевом, Гродно, Гомелем. То есть в четыре области будем поставлять. Планируем закончить год не хуже, чем в предыдущие", - отметил Тарас Мурог.
Кроме России, "БКМ Холдинг" работает с Казахстаном. В этом году удалось осуществить поставку трамвайного вагона для модернизации Т701. "Это один из продуктов, который появился и стал в серию в 2024 году. Это новый кузов от трамвая Т811, который можно использовать как капитальный ремонт тележки от других трамваев. Достаточно интересная история с точки зрения бюджета, потому что получается, ты имеешь два новых трамвая по цене одного низкопольного. Три пробных трамвая получили достаточно высокую оценку. Ведем переговоры о модернизации еще 17 трамваев. И сейчас участвуем в тендере на поставку в Павлодар 22 низкопольных трамваев. Очень сложно конкурировать на этом рынке, но мы зашли на него", - сказал гендиректор.
БЕЛТА.-0-