Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Белорусское творчество в итальянских красках

Комментарии 30.05.2011 | 09:51
Монументальные работы заполнят брутальное пространство белорусского павильона на биеннале в Венеции

Современное белорусское искусство во всей красе предстанет перед посетителями Международной выставки современного искусства в Венеции (la Biennale di Venezia) во второй раз. Впервые национальная экспозиция развернулась там в 2005 году. Выставка была сформирована итальянской фирмой совместно с посольством Беларуси в Италии при поддержке Министерства культуры Беларуси. Однако работа над экспозицией началась поздно, когда руководство форума уже утвердило концепцию, распределило экспозиционные площадки и практически завершило составление общего каталога. В белорусском зале в 2005 году были представлены живописные полотна - концептуальный проект "Двенадцать", посвященный выдающимся личностям XX века, а также уникальные художественные произведения из венецианского стекла.

В нынешнем году творческие силы Беларуси вновь готовятся покорять престижный международный форум. Чем они собираются удивлять публику на этот раз, рассказала корреспонденту БЕЛТА директор Музея современного изобразительного искусства, комиссар национального павильона Наталия Шарангович.


На 54-й международной выставке современного искусства в Венеции Беларусь представит современную интерпретацию оформления текста Kodex. Экспозицию реализовали пять художников: Юрий Алисевич, Артур Клинов, Константин Костюченко, Виктор Петров и Денис Скворцов. Их творческие поиски, эксперименты и составят композицию, аранжированную средствами объемной пластики, тональной и цветовой графики, медиатворчества. В целом проект можно считать графическим: качество, характерное для национального искусства последних десятилетий, наполнено современными средствами графической выразительности, движениями тела, звуками, объемной пластикой, светом и монохромией.

Также над павильоном работал специально приглашенный архитектор Михаил Шиков. "Пространство павильона сложное. Во всей Европе для выставок концептуального искусства любят использовать старые заводы, заброшенные здания, имеющие брутальную структуру: каменные стены, высокие потолки, старые перекрытия. На фоне этой брутальности очень хорошо "звучат" произведения искусства, далекие от классических норм, которые сами по себе предполагают решение концептуальной темы и воздействие на зрителя принципиально новыми средствами, отличными от изображения красоты в привычном понимании", - пояснила Наталия Шарангович.

"Когда заходишь в белорусский павильон, поражаешься его размерам (площадь около 170 кв.м. - Прим. БЕЛТА), но, собственно, он и был выбран из-за того, что дает возможность "увидеть" воздух, которого в помещении с избытком", - продолжила собеседница. Пространство позволило архитектору задействовать в работе масштабные произведения искусства в прямом смысле этого слова. "Мы хотели сделать выставку именно современных концептуальных и нетрадиционных скульптур. Это не будет выставка живописи или скульптуры в современном понимании, выставка малых форм, которые часто проходят в Беларуси. Все фигуры экспозиции будут монументальными", - отметила Наталия Шарангович. По ее мнению, белорусская экспозиция соответствует заявленной теме 54-й биеннале - "Illuminations" ("Освещения"), в которой переплетаются темы просветительства, новаторства, объединения людей и национальной идентичности сообществ.

Так, скульптура архитектора, художника и литератора Артура Клинова длиной 5,5 м и высотой более метра сродни человеческому росту. Особенность мастерства Артура Клинова заключается в том, что он творчески перерабатывает знакомые и знаковые архитектурные памятники, придавая им совершенно иные характеристики. Соломенная "Тайная вечеря" в авторском исполнении будет поднята на определенную высоту в павильоне, чтобы на нее можно было смотреть издалека. Скульптура Константина Костюченко, работа которого будет представлена у входа в павильон, отражает влияние графичности как сильной стороны белорусского искусства на объемно-пространственное мышление. "Распятие" (именно так называется скульптура), разрешение религиозной темы современными способами, представляет собой ствол дерева, расписанный словами из Библии, и две большие руки, как бы вырастающие их этого ствола. "В скульптуре есть что-то мистическое, как будто эти руки пытаются объять весь мир", - отметила комиссар национального павильона. Скульптура будет установлена на прозрачном подиуме высотой 3 м, благодаря чему у зрителя сложится впечатление, что фигура летит в пространстве.

Графическую основу всей композиции составят работы Юрия Алисевича, а творчество Виктора Петрова, основателя фестивального движения перформанса в Беларуси, создаст в павильоне собственное пространство и время. Виктор Петров представит графическое оформление собственного текста и перформансы. Работа режиссера и графика Дениса Скворцова замыкает процесс оформления актуального иллюминованного текста современными средствами.

"В нашем павильоне органично сочетаются различные виды современного искусства. Это и тонкая графика в нетрадиционном понимании, и видеоарт, который представит Денис Скворцов. Мы продемонстрируем публике весь спектр направлений современного искусства, которое развивается в Беларуси. В каком-то смысле это даже прорыв. Нет, не для Венеции, - это очень важно для Беларуси. Важно на весь мир заявить о том, что у нас есть современное концептуальное искусство, - считает Наталия Шарангович. - Возможно, после открытия национального павильона в Венеции белорусы начнут по-новому смотреть на выставки молодых авторов, относиться к ним с меньшей опаской и большим интересом, будут поддерживать не только классическое, признанное всеми творчество, но также новаторское, экспериментальное".

Белорусский павильон официально откроется в Венеции 3 июня, а широкая публика начнет посещать его с 4 июня. Экспозиция будет работать до конца ноября. В нынешнем году в биеннале принимает участие рекордное число стран - 87 (в 2009 году их было 77). Впервые в Венецию приедут представители Андорры, Саудовской Аравии, Бангладеш и Гаити. Комиссар белорусского павильона также добавила, что белорусская экспозиция уже полностью готова и машиной отправлена в Венецию.

Мечты о реализации белорусского проекта в Венеции стали реальностью благодаря Министерству культуры Беларуси, которое выступило главным инициатором его организации, при финансировании ОАО "Приорбанк". Над проектом экспозиции трудилась группа специалистов под руководством куратора павильона, ректора Белорусской государственной академии искусств Михаила Борозны, решением организационно-технических вопросов, подготовкой художественного проекта занимался Музей современного изобразительного искусства. Проект помогли воплотить в реальность Министерство иностранных дел Беларуси, посольства Беларуси в Италии и Италии в Беларуси.

Наталия Шарангович заверила, что после окончания работы павильона выставка вернется в Беларусь и будет экспонироваться в Минске. "Для нас принципиально важно, чтобы белорусы могли познакомиться с павильоном не только по фотографиям. Существует интерес к этой экспозиции, и не хотелось бы, чтобы ее обсуждали за глаза", - добавила она.

Венецианская биеннале - один из самых известных форумов мирового искусства, международная художественная выставка. Биеннале проводится с 1895 года раз в два года с участием международного жюри. С 1975 года, помимо современного искусства и архитектуры, в структуру Венецианской биеннале входят кинематограф, современный танец и музыка.
Все комментарии