Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Базар против рынка

Комментарии 27.12.2012 | 10:36
В правительстве создана комиссия по изучению вопроса ограничения монополии крупных торговых сетей. Поводом для этого стало обращение к премьер-министру Михаилу Мясниковичу трех руководителей бизнес-сообществ. Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов и глава Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин направили письмо на имя премьер-министра, в котором выразили озабоченность "фактом захвата розничного рынка страны предприятиями с иностранными владельцами". В правительстве, видимо, встревожились.

Обращение, написанное представителями бизнес-структур, и впрямь впечатляет. Во-первых, рынок розницы захватывают иностранцы. Во-вторых, торговые сети своими гипермаркетами выдавливают с рынка магазины шаговой доступности. В-третьих, сети демпингуют, низкими ценами опять-таки нанося ущерб маленьким магазинам. В-четвертых, ритейлеры чуть ли не вредят отечественным производителям, заставляя отпускать в розничную сеть товары дешевле. В-пятых, они подрывают экономическую стабильность предприятий, долгими месяцами не расплачиваясь за поставленный товар. Наконец, сетевики не дают принять закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания". В общем, правительству нужно срочно "провести системный анализ ведущих 10 торговых сетей страны на предмет исходящих от них угроз финансовой системе страны и наличия признаков финансовых пирамид". А для начала следует ввести особый порядок открытия новых магазинов сетями, которые имеют более 10 торговых объектов, а в законе предусмотреть ужесточение условий открытия сетевых объектов.

Вопросы, которыми задались представители бизнес-союзов, безусловно, важные. Но ведь сфера розничной торговли - публичная, затрагивающая не только тех, кто стоит за прилавком, но и население. Мы все - покупатели, у нас в розничной торговле тоже есть свои интересы: приемлемые цены, широкий ассортимент и комфортные условия для покупки. И очень хорошо, что ситуация с розницей обсуждается публично, это поможет принять на правительственном уровне самое взвешенное решение.

Ситуация в белорусской розничной торговле выглядит несколько иначе, чем это описывается в письме. Прежде всего, в Беларуси до сих пор нет ни одной иностранной розничной сети. Ни "Ашан", ни "Уол-Март", ни "Максима" с "Карфур" в наших краях не прописались. И даже если в составе учредителей какой-либо сети присутствуют физические или юридические иностранные лица, это не противоречит национальному законодательству. Отметим также, что любая наша сеть - это белорусское предприятие, зарегистрированное в Беларуси и здесь же уплачивающее налоги.

Очень непросто разглядеть в стране и засилье гипермаркетов. Только две белорусские сети работают исключительно в формате огромных магазинов. И у одной - два "гипера", у другой - три. Остальные сети состоят в основном из магазинов в спальных районах площадью до 700 квадратов.

Самым серьезным обвинением становится утверждение о затягивании сроков оплаты за товар. Но, по словам исполнительного директора Ассоциации розничных сетей Татьяны Закжевской, 80% договоров на поставку товаров в продовольственные магазины сетей от белорусских производителей оплачиваются в срок до 45 дней. С производителями молочной, мясоколбасной и хлебной продукции, уверяет сопредседатель ассоциации Андрей Зубков, сети рассчитываются еще быстрее - в срок до 15 дней. Количество договоров со сроком оплаты свыше 60 дней составляет не более 0,4%, и происходит это только на неликвидные товары исключительно по согласованию с производителями.

Виктор Маргелов сообщил СМИ: "Если розничные сети начинают контролировать 25-30% розничного товарооборота в каком-то регионе, у них появляется возможность уничтожения своих конкурентов. Пользуясь своей разветвленной сетью, они могут снижать цены на самые востребованные товары и тем самым разорять конкурентов - малые торговые организации". А другому источнику он сказал, что если не будет в ближайшее время предпринято мер по выравниванию условий для игры на рынке и крупных торговых сетей, и малых предпринимателей, то резко сузится ассортимент в малых магазинах и ухудшится его качество. "Мы будем ездить в гипермаркеты за хлебом и стоять там по несколько часов в очередях, - цитируют слова председателя Республиканской конфедерации предпринимательства. - Только за последние полтора года, по официальным данным, доля торговли на рынках снизилась с 35% до 17%". Это и есть ключевой вопрос.

В мире действительно существуют антимонопольные ограничения для крупных торговых сетей. Повсеместно признано, что один оператор не имеет права получать более 30% всего товарооборота. Но в России, например, считают, что у одного ритейлера должно быть не более 35% рынка. А в соседней Литве та же "Максима" имеет уже более 38% рынка, и законодатели страны пока не видят причин ограничивать конкуренцию среди операторов. В общем, будем надеяться, что вскоре, с принятием закона о торговле, появятся подобные пороговые значения и в Беларуси. Но на сегодняшний момент доля 10 крупнейших сетей республики, по данным Татьяны Закжевской, не превышает 26% от общего товарооборота. У крупнейшего оператора страны, по словам Андрея Зубкова, нет и 10%. Именно поэтому в Ассоциации розничных сетей уверены, что в Беларуси далеко не исчерпаны возможности для развития сетевой розничной торговли.

В развитых странах на тысячу человек населения приходится тысяча квадратных метров торговых площадей. В Беларуси - 416 квадратов. Министерством торговли ставится задача на первом этапе довести эту цифру хотя бы до 600 квадратных метров. Во многих регионах за последние годы этот показатель удалось улучшить. Но сделано это, конечно же, не за счет киосков на рынке. Не будем забывать также и о том, сколько людей вовлечено в национальную экономику благодаря развитию операторов ритейла. Так, только "Евроопт" за последние пять лет принял на работу 13 тыс. человек в различных регионах страны. Причем на работу престижную и хорошо оплачиваемую: средняя зарплата в сети сегодня составляет более Br4,5 млн., плюс сотрудникам предоставляется мощный соцпакет.

Или другой нюанс - к чему жалеть о снижении доли торговли на рынках? Может, минчане и жители других регионов страны уже забыли, как выглядит перемороженное подсолнечное масло. Или о том, что происходит с пролежавшими денек на морозе бананами. Наверное, в памяти стерлись немытые, ведь помыть то негде, руки продавца, протягивающие вам куриную тушку.

Вопрос почти риторический, но почему на открытии любого сетевого магазина в любом из районных центров собираются толпы людей? Да потому, что мы, покупатели, ждем этого события. Ждем прихода в наш конкретный город продавца розницы, который сумеет снизить цену, а не загнуть ее повыше. И очень не случайно в Ассоциации розничных сетей говорят о том, что белорусский ритейл выступает в роли рыночного регулятора стоимости товаров, ограничивая аппетиты как производителей, так и других продавцов. Огромные партии, закупаемые операторами сетевой торговли, снижают и стоимость импорта, в макроэкономических масштабах помогая стране экономить валюту.

Наконец, экономика нашей страны - открытая. И если бы не адекватный уровень цен в сетях, весь запад Беларуси отоваривался бы в Польше, север - в Литве, восток - в Смоленске, а юг - в Украине. Мелкая розница все равно страдала бы без покупателя, а валюта уходила бы к соседям.

Отметим также, что именно благодаря росту сетей в стране неуклонно растет товарооборот розничной торговли. А одновременно - производство продуктов. Не случайно, наверное, период бурного роста сектора ритейла совпал с не менее удачным периодом для производителей продовольствия, и эта взаимосвязь очевидна.

Еще один немаловажный нюанс - социальная ответственность бизнеса. Кто-нибудь видел в Беларуси небольшой магазин, предоставляющий скидки на постоянной основе социально незащищенным слоям населения? В сетях же социальные программы в порядке вещей: одна из крупнейших сетей Беларуси предоставляет 5% скидки для ветеранов войны и многодетных семей, по согласованию с исполкомами льготные дисконтные карты выдаются пенсионерам и инвалидам и просто людям, которые оказались в беде. В масштабах всей страны, как признался директор этой сети, это многие миллиарды рублей ежемесячно, но сеть сознательно идет на такие издержки.

Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин, один из авторов письма, заявил, что мелкий бизнес в стране не развивается. Действительно, трудно говорить о качественном развитии, когда 90% ипэшников и 70% малых предприятий - торговые. Но заставлять нас, покупателей, отправляться за покупками на рынок, потому что там клиентов не хватает, - явный перебор. И уж точно развитию мелкого бизнеса подобные усилия не поспособствуют.

В районных центрах и без того есть сильное противодействие приходу на рынок розницы новых игроков. Еще бы! Магазины содержит десяток-другой местных бизнесменов. Ясно, что "особый порядок открытия" новых объектов для торговых сетей стал бы большим праздником на их улице. А жители этих райцентров за крупными покупками по-прежнему ездили бы в большие города.

Главное же, что любая торговая сеть никогда не была антагонистом магазинам шаговой доступности. Они и сами активно развивают этот формат, понимая, что за пачкой соли и батоном в "гипер" люди не поедут. Да и не должны ехать! Построй в Минске хоть сотню, хоть тысячу гипермаркетов, а вечером за сахаром да молоком люди все равно будут забегать в магазин у дома.

Так в чем проблема? "Пользуясь своей разветвленной сетью, они могут снижать цены на самые востребованные товары". Хорошенькое, надо сказать, преступление! Только мы, покупатели, сетевым операторам этот факт ставим в заслугу, а не в вину.

В конце концов, мелкая розница существует во всем мире. Тысячи и тысячи маленьких магазинчиков в той же Европе торгуют продукцией фермеров, мини-пекарен, небольших мясных цехов и колбасных производств. Есть здесь и товары от крупных производителей - конечно же, по ценам выше, чем в сетевой торговле. Но это предложение специальное, для тех, кому лень ехать за бутылкой вина или пачкой кофе в гипермаркет. И нигде не пытаются угробить сетевой бизнес ради того, чтобы лабазники могли продолжать держать высокие цены.

В Министерстве торговли, Минэкономики, правительстве тенденции экономического развития страны в целом и розничной торговли в частности, несомненно, знают и видят. И антимонопольные меры, конечно же, войдут в статьи готовящегося закона о торговле. Но как бы кто ни надеялся, эта антимонополия уже никогда не приведет Беларусь к монополии лабазников.
Все комментарии