Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Батька и Лула. Каковы перспективы белорусско-бразильских отношений?

Комментарии 12.08.2023 | 12:03
Сергей Мусиенко

Легендарный политический долгожитель Луис Инасиу да Силва, известный по прозвищу Лула, официально добавил себе это имя, чтобы участвовать под ним в выборах целых шесть раз: в 1989 году 44-летний претендент проиграл во втором туре, 1994 и 1998 годах - снова проигрыш. Наконец, на выборах в 2002 году да Сильва был избран президентом, набрав во втором туре 61,3% голосов.

Лула не получил даже среднего образования, вырос без отца, рано начал работать. Его большая харизма, опора на профсоюзы и социальные программы помощи бедным завоевали сердца людей.

В 2000-х годах в Бразилии произошли огромные экономические преобразования. Принципиальным изменением Лула в экономической политике стало свертывание программы приватизации. По его инициативе был разработан целый комплекс социальных программ: Bolsa Familia ("Семейный пакет") - программа, по которой государство платит небольшую денежную помощь родителям, следящим за успеваемостью детей в школе, а также за состоянием их здоровья; FUNGEF - программа, согласно которой муниципалитет получает от государства деньги на образование детей из неблагополучных семей.

Когда Лула покидал свой пост, его рейтинг составлял 80% и по определению СМИ он был "самым популярным политиком на земле".

Александр Лукашенко стал Батькой в 1994 году, без политтехнологов, благодаря симпатиям народа. Тоже остановил приватизацию, тоже проводит социальную политику.

Совместная декларация Президента Беларуси Александра Лукашенко и Президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силва была подписана 22 марта 2010 года в Рио-де-Жанейро во время официального визита. Потенциал сотрудничества и перспективы были понятны уже тогда, но должного развития они не получили.

Бразилия рассчитывает на роль Президента Беларуси в разрешении ситуации в регионе

Александр Лукашенко и Луис Инасиу Лула да Силва. Фото из архива, 2010 год
Александр Лукашенко и Луис Инасиу Лула да Силва. Фото из архива, 2010 год

В 2011 году Президенту Бразилии врачи поставили диагноз "рак горла". Однако Лула победил болезнь. Правда, позже, проведя почти два года в камере федеральной полиции и пропустив выборы 2018 года. Все обвинения в его адрес были сняты. Дух его остался не сломлен.

Лидер Партии трудящихся и экс-президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва победил на выборах главы государства в октябре 2022 года. "Я считаю, что у меня был процесс возрождения в бразильской политике. Меня пытались похоронить заживо, и теперь я здесь, чтобы править страной", - сказал он после победы на выборах. За попыткой цветной революции не дать ему вступить в должность мы с волнением наблюдали. Наш Батька тоже имел дело с цветной революцией.

Лукашенко поздравил Луиса Лулу да Силву с переизбранием Президентом Бразилии

Александр Лукашенко сделал все, как обещал во время официального визита - в 2010 году было открыто наше посольство в Бразилии. В 2011-м открылось бразильское посольство в Минске. Сотрудничество продолжалось, но его темп был не тот.

Александр Лукашенко и Луис Инасиу Лула да Силва. Фото из архива, 2010 год
Александр Лукашенко и Луис Инасиу Лула да Силва. Фото из архива, 2010 год

И вот наш Президент в 2023 году предложил Бразилии определить дорожную карту развития отношений и пригласил Президента Бразилии посетить с визитом Беларусь.

Лукашенко предлагает Бразилии определить дорожную карту развития отношений и пригласил Лулу да Силву в Минск

На 2023 год Бразилия занимает 8-е место по объему ВВП, являясь одной из наиболее значимых экономик мира и крупнейшей в Латинской Америке. Бразилия входит в топ-10 торговых партнеров Беларуси: только за январь-июнь текущего года объем двусторонней торговли составил $393,4 млн. Основной позицией белорусского экспорта традиционно выступают калийные удобрения. В январе-мае 2023 года только торговля услугами достигла $97,6 млн (рост в 5,1 раза к аналогичному показателю 2022 года). Благодаря работе нашего МИД в 2022 году на бразильский рынок поставлялись порядка 70 товарных позиций.

Так, после памятного визита нашего Президента в 2010 году парк воздушных судов авиакомпании "Белавиа", нашего национального перевозчика, пополнился самолетами Embraer 195-E2, Embraer 195, Embraer 175. Их у нас сейчас больше, чем Boeing. Самолеты получили хорошие отзывы пилотов, в период санкций проблем с их техобслуживанием нет. Сохраненный, несмотря ни на что, Минский завод гражданской авиации №407 может выполнять техническое обслуживание и ремонт воздушных судов Embraer, стать региональным сервисным центром. В Беларуси возможно продлевать летную годность, ресурс самолетов, проводить сервисное обслуживание, ремонт различных типов самолетов. Может, освоим сборку своих самолетов совместно с компанией Embraer?

Embraer 195-E2. Фото из архива
Embraer 195-E2. Фото из архива

У некоторых может сложится впечатление, что Бразилия - это только карнавал, знаменитый пляж Копакабана и гонки "Формулы-1", кофе и футбол. Конечно же, это не так.

Страна с населением порядка 220 млн человек (седьмая по численности) и территорией 8,5 млн кв.км (пятая по площади) - мощная технологическая, аэрокосмическая держава с космодром Алкантара, атомной энергетикой (АЭС имени адмирала Алваро Алберто) и большим потенциалом, который, однако, искусственно сдерживают США.

"Вместе мы сила!" Лукашенко передал Президенту Бразилии хоккейную джерси сборной Беларуси

За прошедшие после визита годы Беларусь тоже стала космической и атомной державой, обладающей ядерным оружием. Поэтому научно-техническое сотрудничество для нас с Бразилией может быть приоритетным в разных областях, в том числе атомной и космической.

Почему Беларусь настоящая космическая держава и какой вклад в это внес Лукашенко? Разобрали по фактам

Инфраструктурные проекты для Бразилии имеют важное значение, особенно строительство дорог. Железная дорога со всей инфраструктурой на север страны откроет огромные логистические возможности и позволит осваивать недра Бразилии.

Производство ниобия в Бразилии составляет 95% от мирового. Литий, металл, известный как "белое золото", необходим для энергетического перехода, происходящего во всем мире. Бразилия до недавних пор была в шестерке производителей лития, в 2022 году в Бразилии было произведено 112,8 тыс. т металла. Литий недаром называется "новой нефтью" - полный спектр его технологических применений необычайно широк. Завод канадской Sigma Lithium в Бразилии при выходе на полную мощность будет производить в 270 тыс. т концентрата лития в год. Он будет поставляться для батарей электромобилей американской Tesla, германского концерна Volkswagen.

Бразилия впервые начала экспорт зеленого лития (нулевого углерода) в Китай как ключевого компонента в производстве аккумуляторов для электромобилей.

Производство машин в Бразилии в 2022 году составляло 2,37 млн шт. Большинство крупных глобальных компаний представлено в Бразилии: Fiat, Volkswagen Group, Ford, General Motors, Toyota, MAN SE, Mercedes-Benz, Hyundai, Volvo, BMW, Geely, JAC Motors, Audi и т.д. Также есть новые национальные автомобильные компании, такие как Troller, Marcopolo S.A., Randon S.A., Excalibur и др.

Одним из ключевых условий создания автопроизводств иностранных фирм в Бразилии было постепенное замещение компонентами своего производства. Из чего и вырос бразильский автопром. Кстати, внедрение электрокаров столкнулось с проблемой: в Бразилии почти 50% всего спроса на топливо удовлетворяет биоэтанол (спирт). В июне 2023 года на гибридные авто пришлось 84,5% всех проданных машин в Бразилии, в то время как доля электрокаров составила 0,5%.

Может, начнут производить гибридные автомобили, работающие на спирту и электричестве? Это стоит учесть белорусским производителям, особенно производителям тракторов. Исследование энергетических показателей трактора BELARUS при работе на топливе с добавками этанола уже давно проведены.

BELARUS - бренд Беларуси. Вспоминаем, как строился МТЗ и к чему привел визит Лукашенко в 1995 году

Следует обратить внимание и на то, что практически все бразильские грузовые машины идут с автоматической подкачкой шин, как у нас в войсках.

К нашему БЕЛАЗу есть большой интерес. Безусловно, конкурентоспособная продукция, но надо учитывать, что конкурировать придется с Caterpillar, который уже десятки лет со своими производствами присутствует в Бразилии. Конечно, нужны новейшие электросамосвалы и сервис БЕЛАЗ. Большой спрос на тихие грузовики, так как рудники расположены недалеко от городов. Очень актуален тихоходный белорусский большегрузный автомобиль.

Символ и гордость Беларуси. Как БЕЛАЗ стал национальным достоянием и почему его пытаются сломить санкциями

Технологии горизонтального бурения при добыче нефти на земле для Бразилии востребованы и актуальны. В Бразилии нефтедобыча ведется быстрыми темпами на океанском шельфе государственной компанией Petrobras, примерно 3 млн баррелей в сутки. На глубоководную добычу приходится 91% добываемой компанией нефти, в том числе 80% на ультраглубоководную (на глубине до 7 тыс. м) Такого опыта у нас, конечно, нет. Но вот горизонтальное направленное бурение на земле и геологоразведка - этот наш практический опыт, и он может быть востребован. Наш крупнейший в Европе комплекс гидроразрыва пласта и интеллектуальная система "Цифровое месторождение" в Речицком районе, несомненно, конкурентоспособны.

Такая продукция наших предприятий, как корд, для крупных шинных производителей Бразилии имеет подходящее качество: БМЗ - металлокорд, "Гродно Азот" - синтетический корд. Лидская "Лакокраска" и "Могилевхимволокно", Полоцкие полимеры и стекловолокно, хлопчатобумажные изделия и лен от "Беллегпрома", белорусский солод - вся эта продукция востребована. Нам, помимо прочего, интересны бразильские полуфабрикаты обуви и кожи.

Актуален научный обмен и обмен технологиями в сферах животноводства и растениеводства, ветеринарии.

Беларусь может помочь Бразилии в защите и восстановлении лесов Амазонки.

Конечно, расширение экспорта бразильского кофе, на сегодня это $2,9 млн. Современные мощности с экспертами мирового уровня по обжарке и по переработке кофе под Минском мы создали. Увеличение объемов завязано и на строительство своего порта на Балтике.

В строительство бразильских железных дорог крупно инвестируют китайцы. Это громадный рынок, поскольку большая часть Бразилии вообще не имеет железных дорог. Наше участие может заключаться в оснащении железнодорожных станций, подготовке специалистов для обслуживания железных дорог.

Белорусский государственный университет транспорта в Гомеле мог бы готовить иностранных студентов для конкретных проектов. Нужны обмены на уровне Минобразования и других технических вузов. Бразилия, бывшая колония Португалии, жить и учиться в которой престижнее, чем в бывшей метрополии. В Беларуси уже обучаются студенты из Бразилии.

Для активной работы по обмену специалистами требуется сильный потенциал наших португалоязычных профессионалов, целевое обучение в вузах. В свое время с подачи МИД Беларуси в Минском государственном лингвистическом университете воссоздана португалоязычная группа, которая все эти годы готовит специалистов под перспективный рынок Бразилии - единственной страны в Латинской Америке, говорящей на португальском.

В структуре футбольного клуба "Динамо-Минск" уже работают бразильские инструкторы по футболу, в наших клубах играют на постоянной основе бразильские футболисты.

Надежда на интенсивное продолжение сотрудничества есть.

К сожалению, антинародные санкции сильно тормозят даже то взаимодействие, которое мы имеем, но надежда на страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) есть.-0-

Все комментарии