14 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", передает корреспондент БЕЛТА.
Проектом предусматривается изложение в новой редакции закона "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", внесение точечных корректировок в Кодекс о земле и законы "О нотариате и нотариальной деятельности", "Об основах административных процедур", "Об изменении кодексов".
В частности, до 1 января 2028 года продлевается установленная законом "Об изменении кодексов" и истекающая в 2025 году возможность реализации права заинтересованных лиц на легализацию фактов самовольного занятия земельных участков (их частей), фактов нецелевого использования земельных участков либо фактов предоставления земельных участков с нарушением установленного порядка (при обязательном соблюдении при этом совокупности ранее установленных законодателем условий возможности такой легализации). Вводится экстерриториальность государственной регистрации (за госрегистрацией недвижимости заявитель сможет обратиться в любое агентство независимо от места нахождения недвижимости без дополнительной оплаты за такую опцию).
Закрепляется общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним в целях обеспечения принципа достоверности, актуальности и целостности единого регистра недвижимого имущества. При этом устанавливается срок для исполнения такой обязанности не более шести месяцев с момента наступления события или совершения действия, с которыми законодательство связывает наличие оснований для госрегистрации (с возможностью установления иными законодательными актами специальных, более длительных или сокращенных, сроков). В проекте особо оговаривается, что государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним на основании "старых документов", т.е. выданных до вступления в силу соответствующего положения закона, осуществляется до 1 января 2031 года.
Предусматривается возможность удостоверения договора двумя или более регистраторами одной либо разных территориальных организаций по госрегистрации, что позволит осуществить соответствующую процедуру в согласованные единый день и единое время у разных регистраторов в режиме видеоконференцсвязи без совместного очного присутствия сторон сделки. Устанавливается обязательность внесения в регистр недвижимости сведений о совместной собственности супругов (бывших супругов) при государственной регистрации возникновения или перехода права собственности на объект недвижимого имущества, подлежащий отнесению в соответствии с законодательными актами к совместной собственности.
Устанавливается обязанность внесения в регистр недвижимости сведений о наличии рассматриваемого в установленном порядке земельного спора в отношении земельных участков на основании информации, поступающей из местных исполнительных комитетов и (или) судов (что позволит минимизировать случаи заключения сделок с земельными участками, являющимися предметами неразрешенных споров). Впервые закрепляется правило о том, что в случае признания недействительной (установления факта ничтожности) сделки с недвижимым имуществом недействительной является также (автоматически) государственная регистрация такой сделки и основанных на ней прав, ограничений (обременений) прав (т.е. после оспаривания в суде сделки не будет требоваться оспаривания госрегистрации сделки и основанных на ней прав, что сократит временные и материальные затраты заинтересованных лиц и в определенной части снизит нагрузку на суды).
Устанавливается оптимальный исчерпывающий перечень оснований для отказа регистратором в удостоверении документов, являющихся основанием для госрегистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление гражданина на ее совершение, что позволит на практике сократить количество споров о правомерности таких отказов. Впервые вводится обязательное досудебное обжалование решений, действий (бездействия) регистратора в ГУП "Национальное кадастровое агентство", одновременно исключается возможность подачи жалобы в территориальное агентство по месту нахождения недвижимости, что будет способствовать более качественному рассмотрению жалоб заинтересованных лиц и снизит нагрузку на суды.
Существенно оптимизируется порядок взаимодействия между нотариусами и регистраторами. В частности, устанавливается, что уже в момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, нотариус через специальный электронный сервис будет направлять соответствующее сообщение в организацию по госрегистрации, на основании которого в регистре недвижимости автоматически будет проставлена отметка, препятствующая другому нотариусу или регистратору осуществлять параллельные удостоверительные действия с этим же объектом недвижимости.
Госрегистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а равно внесение исправлений в регистр недвижимости, осуществляемые на основании документов, выданных или удостоверенных нотариусом и направленных им в организацию по госрегистрации, выводится из категории административных процедур (такая регистрация будет осуществляться без заявления заинтересованных лиц, только на основании электронных копий нотариальных актов и соответствующего уведомления нотариуса, направляемых в обязательном порядке регистратору в день совершения нотариального действия), что снимет с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о госрегистрации без возложения при этом на них обязанности по оплате такой услуги нотариуса. Прием направленных нотариусом документов и направление сведений о размере платы за осуществление госрегистрации будут осуществляться регистратором в течение одного часа со времени поступления таких документов в систему.
При принятии решения о совершении регистрационных действий на основании направленных нотариусом документов регистратор не выясняет, истребованы ли нотариусом согласия лиц (разрешения органов), отказы лиц, если такие согласия (разрешения), отказы в соответствии с законодательством необходимы для совершения сделки, не выясняет иные обстоятельства, имевшие значение для нотариального удостоверения сделки, что направлено на недопущение дублирования функций нотариуса и регистратора. В день осуществления госрегистрации регистратор направляет нотариусу свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, составленное по общему правилу в виде электронного документа, для передачи (направления) его правообладателю, кандидату в правообладатели. При этом удостоверенная нотариусом или регистратором форма внешнего представления такого электронного документа получит равную юридическую силу с оригиналом. Эффект такого взаимодействия - снижение количества заинтересованных лиц, не обратившихся за регистрацией недвижимого имущества после совершения нотариальных действий; повышение удобства для заявителей за счет исключения необходимости самостоятельно обращаться в организации по регистрации; максимальное обеспечение полноты и достоверности регистра недвижимости; корректное определение плательщика имущественных налогов.-0-
- Сергеенко: все попытки изолировать Беларусь на мировой арене терпят неудачу
- Сергеенко: в жесткой борьбе мы отстояли право белорусского народа самостоятельно определять свою судьбу
Проектом предусматривается изложение в новой редакции закона "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", внесение точечных корректировок в Кодекс о земле и законы "О нотариате и нотариальной деятельности", "Об основах административных процедур", "Об изменении кодексов".
В частности, до 1 января 2028 года продлевается установленная законом "Об изменении кодексов" и истекающая в 2025 году возможность реализации права заинтересованных лиц на легализацию фактов самовольного занятия земельных участков (их частей), фактов нецелевого использования земельных участков либо фактов предоставления земельных участков с нарушением установленного порядка (при обязательном соблюдении при этом совокупности ранее установленных законодателем условий возможности такой легализации). Вводится экстерриториальность государственной регистрации (за госрегистрацией недвижимости заявитель сможет обратиться в любое агентство независимо от места нахождения недвижимости без дополнительной оплаты за такую опцию).
Закрепляется общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним в целях обеспечения принципа достоверности, актуальности и целостности единого регистра недвижимого имущества. При этом устанавливается срок для исполнения такой обязанности не более шести месяцев с момента наступления события или совершения действия, с которыми законодательство связывает наличие оснований для госрегистрации (с возможностью установления иными законодательными актами специальных, более длительных или сокращенных, сроков). В проекте особо оговаривается, что государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним на основании "старых документов", т.е. выданных до вступления в силу соответствующего положения закона, осуществляется до 1 января 2031 года.
Предусматривается возможность удостоверения договора двумя или более регистраторами одной либо разных территориальных организаций по госрегистрации, что позволит осуществить соответствующую процедуру в согласованные единый день и единое время у разных регистраторов в режиме видеоконференцсвязи без совместного очного присутствия сторон сделки. Устанавливается обязательность внесения в регистр недвижимости сведений о совместной собственности супругов (бывших супругов) при государственной регистрации возникновения или перехода права собственности на объект недвижимого имущества, подлежащий отнесению в соответствии с законодательными актами к совместной собственности.
Устанавливается обязанность внесения в регистр недвижимости сведений о наличии рассматриваемого в установленном порядке земельного спора в отношении земельных участков на основании информации, поступающей из местных исполнительных комитетов и (или) судов (что позволит минимизировать случаи заключения сделок с земельными участками, являющимися предметами неразрешенных споров). Впервые закрепляется правило о том, что в случае признания недействительной (установления факта ничтожности) сделки с недвижимым имуществом недействительной является также (автоматически) государственная регистрация такой сделки и основанных на ней прав, ограничений (обременений) прав (т.е. после оспаривания в суде сделки не будет требоваться оспаривания госрегистрации сделки и основанных на ней прав, что сократит временные и материальные затраты заинтересованных лиц и в определенной части снизит нагрузку на суды).
Устанавливается оптимальный исчерпывающий перечень оснований для отказа регистратором в удостоверении документов, являющихся основанием для госрегистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление гражданина на ее совершение, что позволит на практике сократить количество споров о правомерности таких отказов. Впервые вводится обязательное досудебное обжалование решений, действий (бездействия) регистратора в ГУП "Национальное кадастровое агентство", одновременно исключается возможность подачи жалобы в территориальное агентство по месту нахождения недвижимости, что будет способствовать более качественному рассмотрению жалоб заинтересованных лиц и снизит нагрузку на суды.
Существенно оптимизируется порядок взаимодействия между нотариусами и регистраторами. В частности, устанавливается, что уже в момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, нотариус через специальный электронный сервис будет направлять соответствующее сообщение в организацию по госрегистрации, на основании которого в регистре недвижимости автоматически будет проставлена отметка, препятствующая другому нотариусу или регистратору осуществлять параллельные удостоверительные действия с этим же объектом недвижимости.
Госрегистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а равно внесение исправлений в регистр недвижимости, осуществляемые на основании документов, выданных или удостоверенных нотариусом и направленных им в организацию по госрегистрации, выводится из категории административных процедур (такая регистрация будет осуществляться без заявления заинтересованных лиц, только на основании электронных копий нотариальных актов и соответствующего уведомления нотариуса, направляемых в обязательном порядке регистратору в день совершения нотариального действия), что снимет с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о госрегистрации без возложения при этом на них обязанности по оплате такой услуги нотариуса. Прием направленных нотариусом документов и направление сведений о размере платы за осуществление госрегистрации будут осуществляться регистратором в течение одного часа со времени поступления таких документов в систему.
При принятии решения о совершении регистрационных действий на основании направленных нотариусом документов регистратор не выясняет, истребованы ли нотариусом согласия лиц (разрешения органов), отказы лиц, если такие согласия (разрешения), отказы в соответствии с законодательством необходимы для совершения сделки, не выясняет иные обстоятельства, имевшие значение для нотариального удостоверения сделки, что направлено на недопущение дублирования функций нотариуса и регистратора. В день осуществления госрегистрации регистратор направляет нотариусу свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, составленное по общему правилу в виде электронного документа, для передачи (направления) его правообладателю, кандидату в правообладатели. При этом удостоверенная нотариусом или регистратором форма внешнего представления такого электронного документа получит равную юридическую силу с оригиналом. Эффект такого взаимодействия - снижение количества заинтересованных лиц, не обратившихся за регистрацией недвижимого имущества после совершения нотариальных действий; повышение удобства для заявителей за счет исключения необходимости самостоятельно обращаться в организации по регистрации; максимальное обеспечение полноты и достоверности регистра недвижимости; корректное определение плательщика имущественных налогов.-0-
Фото Сергея Шелега