Новости темы
"Проект "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА"
Глеб Бенциовский впервые стал на скейт в 13 лет. Признается, что тот день – один из самых ярких в жизни, который предопределил его будущее. Спустя 36 лет Глеб не только уверенно держится на доске, но и является создателем музея, посвященного скейтборду. Корреспонденты "7 дней" побывали в гостях у хозяина внушительной коллекции, чтобы узнать о редчайших экспонатах и философии скейтеров.
"Философию мы постигали на улицах города"
Глеб с улыбкой мысленно возвращается в лето 1988 года так легко, будто оно было вчера, хотя на самом деле в его жизни с тех пор произошло немало важных событий:
– Помню, на каникулах гостил у бабушки в Нальчике. Как же сильно я тогда мечтал о велосипеде! Но он моей семье был не по карману, поэтому бабуля купила скейт, который стоил в разы дешевле.
Собственно, это и перевернуло мою жизнь. Пожалуй, я был единственным в городе подростком на скейтборде. Это все-таки Северный Кавказ, там немного другой менталитет. Все сверстники гоняли на велосипедах. Вполне возможно, я был первым, кто там освоил доску.
Вспоминает Глеб и культовый советский фильм "Курьер", который в первый год проката посмотрело более 50 миллионов зрителей. Картина, по его словам, произвела сильное впечатление. Особенно запомнилась сцена, где главный герой с другом катаются на скейте. Между прочим, на легендарном "Таире", которых в СССР было всего семь моделей, и вторая по счету мелькнула на экране.
– Главный герой Иван пропускает первый рабочий день и встречает друга, которому привезли скейт. Тот предлагает покататься, но Иван отвечает, что ему нужно доставить по нужному адресу рукопись. На что его дружок возражает: "Ну покатаешься и отвезешь", – цитирует часть диалога из фильма Глеб Бенциовский. – Скейт подарил мне возможность самовыражения, поиска единомышленников и новых друзей.
После каникул подросток вернулся в Минск, ведь начинался учебный год. Каково же было его удивление, когда оказалось, что в классе новенький – мальчик из Таджикистана, у которого тоже скейт. Ребята быстро подружились и вечера напролет гоняли вместе на досках. Прогуливали уроки, получали нагоняй от родителей, но были настолько увлечены, что ничего не могло их остановить.
В начале 1990-х события, связанные с развалом Советского Союза, повлекшим экономический кризис, сказались и на молодежи. Глебу и его друзьям на тот момент было по 17-18 лет. У многих остро стоял вопрос не на чем и где покататься, а что надеть, как помочь родителям прокормить семью.
– У нас в тусовке остался костяк пять-десять человек, которые старались не сдаваться. Позже благодаря им в разных городах бывшего СССР зародился постсоветский независимый скейтбординг. Появилась возможность выезжать за рубеж, посещать скейтшопы, участвовать в соревнованиях и так получать новые знания, опыт, прогрессировать, – отмечает он.
"Пройдя 70-летний путь, скейтбординг дебютировал на Олимпиаде"
В начале нулевых Глеб Бенциовский работал в скейтшопе. Собственно, это и стало началом создания единственного в мире музея скейтбординга. В коллекции более 500 экспонатов: от досок из 1950-х, уникальных образцов советской эпохи до более современных скейтов, которые попали в руки нашего героя в разное время. Кроме того, здесь хранится множество других артефактов: значки, экипировка, афиши, аксессуары, документы, иллюстрирующие, как этот вид спорта развивался в мире. К слову, в следующем году музей отметил 20-летие со дня своего основания. Пройти мимо такого места у вас вряд ли получится: 10-метровый скейт-гигант у входа притягивает внимание, несмотря на то что на улице Октябрьской полно уютных кафе, творческих пространств и ярких граффити.
– Идея зародилась в 2005 году. Я видел, как современное поколение скейтеров относится к тому, что мы уважительно называем "скейтбординг". Молодежь покупает доску, делает на ней какие-то трюки, ломает и возвращается, чтобы купить новую. В мое время отношение было совсем другим, наверное, в силу нескольких объективных причин. Например, дороговизны скейтов и их отсутствия в магазинах, – отмечает он. – Мое поколение очень трепетно относилось к доске, мы были с ней единым целым. Во мне это чувство сохранилось и по сей день. Захотелось им поделиться с подрастающим поколением.
– Буквально неделю назад привез несколько уникальных досок из Казахстана. Друзья помогли их выкупить на барахолке. Переправка в Минск стоит очень дорого. Поэтому я встретился с товарищами в Сибири, где судил соревнования по сноубордингу, и передал доски одному из спортсменов, который там выступал. Собственно, он и доставил их в Беларусь. Так что путь они проделали неблизкий, – рассказывает Глеб и вспоминает, как в его экспозиции появился олимпийский скейт. – Пройдя более чем 70-летний путь, скейтбординг дебютировал на Олимпиаде в 2020 году. В музее есть уникальный экспонат, который посвящен этому знаменательному событию. На этой доске каталась в Токио член национальной сборной Бразилии Дора Варелла. Она лично передала нам артефакт.
Во время экскурсии по музею можно увидеть, на чем катались пионеры мирового скейтбординга до 1958 года, пока не появился первый промышленный скейт. В руках Глеба Бенциовского заборная на вид доска с двумя половинками роликов-четверняшек. Есть в музее и первый советский скейтборд "Рула", который считается предолимпийской моделью 1980-го. Можно заметить и брата-близнеца той самой доски Коли Базина из "Курьера", которая занимает почетное место в разделе "СовСкейтПром".
"Первая белорусская доска была изготовлена в Пинске"
Особая гордость коллекционера – первый белорусский скейтборд, "Асфальтовый серфер "ТНП 010", который завод "Кузлитмаш" (в прошлом "Кузмаш") серийно запустил в 1984 году. То, что старт производства первых в Беларуси роликовых досок начался именно в Пинске, Глеб Бенциовский доказал лично.
– Совместными усилиями с представителями завода "Кузлитмаш" мы изучили архивы и смогли доказать: первый белорусский борт был выпущен именно на этом предприятии в Пинске. Сама же идея родилась у одного из сотрудников завода за три года до ее реализации во время заграничной командировки, – поясняет Глеб.
Все экспонаты в музее по-своему ценны для его создателя. Каждый скейт – отдельная история, которых в копилке коллекционера великое множество. Содержание пространства, пополнение экспозиции новыми артефактами ложится на семейный бюджет, ведь финансовой поддержки со стороны у проекта нет. Однако увлеченного человека, который всю жизнь посвятил скейтбордингу, это не останавливает: в скором будущем в экспозиции появятся новые артефакты, родом из 1960-х.
Сегодня 49-летний Глеб Бенциовский не только первоклассно стоит на скейте, имея многолетний опыт за спиной, но и с радостью обучает этому молодежь.
– На самом деле все зависит от специализации катания. Начинающим по классике важно защитить локти, запястья, колени. Если мы говорим про катание в рампе с выполнением трюков, то обязательно наличие шлема. В самом скоростном стиле – даунхилле – понадобится мотокомбез, ведь скейтбордисты разгоняются от 70 до 150 км/ч, – поясняет Глеб.
Он подчеркивает: если уж ребенок решил ездить на скейте, то родителям нужно подумать о покупке хорошей доски:
– В среднем цена составляет 250 рублей. Для профи – 400 рублей. Важно понимать, что дешевое не значит качественное.
– Важно, чтобы дека, то есть сама доска, которая изготавливается из шпона канадского дерева, была свежей. Если приходите в магазин за новым скейтом, обязательно уточняйте, какого года доска. Она должна издать звонкий щелчок, отпрыгивая от земли, – поясняет Глеб. – Сухая доска, которая была давно заготовлена, так делать не сможет. Она более ломкая, что очень опасно для скейтбордиста.
Сегодня в музее, который Глеб Бенциовский создал почти 20 лет назад, хранится более 850 экспонатов, из которых более 500 артефактов – скейты разных эпох и стран.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
и предоставлены героем публикации