ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 5 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости

Воспитатель со стажем: любовь к Родине начинается с семьи, детсада, своего двора

Опубликовано:

Логотип БелТА
Общество
03 октября 2025, 16:28

Воспитатель со стажем: любовь к Родине начинается с семьи, детсада, своего двора

С воспитателем Светланой Чуйковой мы буквально разминулись на входе в Дошкольный центр развития ребенка №98 Гродно. Вместе с ватагой веселых детей она выходила на игровую площадку во двор, умело управляясь с малышами, которые к ней так и липли. Но вместе с тем слышали ее просьбы, как говорят, с первого раза: моментально разбежавшись по площадке, так же быстро собрались, чтобы вместе сфотографироваться, а к концу прогулки аккуратно собрали игрушки и гуськом отправились в свою группу.

А уже через несколько минут Светлана Николаевна, такая же улыбчивая, бодрая от прохладного свежего воздуха, доверив ребят молодой коллеге, делилась с корреспондентом БЕЛТА своей профессиональной историей. История эта, начавшаяся в непростые 1990-е с прихода в тогда еще детский сад молодого специалиста, в эти дни отмечена очередной успешной вехой - областной премией "Лидер наставничества", учрежденной областной организацией Белорусского профсоюза работников образования и науки и областной организацией РОО "Белая Русь".

"Воспитателем мечтала стать с самого детства, - рассказала Светлана Чуйкова. - В старших классах были размышления на тему, не пойти ли на учительскую специальность, это казалось солиднее. Но к моменту подачи документов сомнения отбросила: раз тянет работать с маленькими детьми, значит, это и есть мой выбор. Так я стала учащейся Гродненского педагогического колледжа".
Годы учебы она и сегодня считает самыми лучшими: интересными и полезными. Классические методики, которым обучали опытные преподаватели, и сегодня не устарели, считает она. Скорее наоборот, они становятся все более актуальными. Светлана их освоила на отлично и получила красный диплом.

"И тут же столкнулась с первой серьезной проблемой, - вспоминает она. - Это было начало 1990-х, и, представьте (хотя сегодня это и представить сложно), распределения на первое рабочее место мы не получили. Кто-то нашел себе место сам, другие пошли работать куда смогли, а я со своими отличными оценками в дипломе отправилась в центр занятости. Два месяца жила на пособие, пока мне не позвонили и не предложили должность воспитателя в детсаду №98. Счастью не было предела".

Работа в саду началась, можно сказать, с испытания, вспоминает Светлана Николаевна. Девушке поручили самую трудную группу, где малыши часто вредничали. Авторитет молодому воспитателю дался непросто. Но - получилось. И с этого момента все пошло по восходящей. Творческий подход, желание и умение достучаться до каждого и, главное, искренняя любовь к детям - все это укрепляло профессионализм. Как и высшее образование по специальности "дошкольное воспитание", которое Светлана Чуйкова получила в ГрГУ им. Я.Купалы.

Сегодня ее стаж - 32 года. За это время ее первые выпускники не только выросли и повзрослели, но и привели уже в центр развития ребенка (такой сейчас статус у бывшего детсада) своих детей. "А как изменились за три десятилетия ваши воспитанники?" - спрашиваем у педагога. И получаем ответ: "Дети стали намного более развитыми, продвинутыми. В 1990-е годы они, как правило, к приходу в садик знали немного: интернета не было, родители были больше заняты зарабатыванием средств на содержание семьи, меньше уделяли внимания малышам. Теперь же почти все занимаются развитием своих детей, и чтобы их чем-то реально удивить, заинтересовать, нужно найти творческий подход, подать им новые знания нестандартно. Например, не просто объяснить, почему осенью желтеют листья, а показать на прогулке, собрать букет, подать это как маленькое чудо. Тогда не только знания появляются, но и взгляд на мир становится иным. Идем гулять, и все наперебой ищут самый красивый листочек".
С другой стороны, широкий доступ к интернету для детей создает свои проблемы, считает педагог. Понятно, что нужно думать об их здоровье. Но и не только. Например, родители одной девочки как-то посетовали, что пятилетняя дочка вдруг стала почти все время прыгать по квартире, как зайчик, стала меньше общаться, часто отвечать мимикой и междометиями. Как оказалось, причина в мультике, который она смотрела часами и стала в итоге копировать киношного зайца. Родители откорректировали пребывание ребенка у экрана, и проблема ушла. "Поэтому мы стараемся научить ребенка вечным ценностям, доброте, поддержке, сочувствию. Например, пожалеть ровесника, попросить прощения за проступок".

Утро в группе четырехлеток, которую сейчас ведет Светлана Чуйкова, начинается с приветствия. Ритуал такой: на входе в группу висит плакат с изображениями вариантов - можно помахать ручкой, похлопать друг друга ладошками, пожать руку или даже просто улыбнуться. Каждый ребенок выбирает то, что хочет в этот день, и так здоровается с воспитательницей. В чем тут секрет? Как говорит Светлана Николаевна, в этот момент дети переключаются на предстоящий день в группе, с момента прощания с мамой, когда кто-то, может, хотел даже всплакнуть, на момент встречи, сулящий интересные занятия.
А дальше - развивающие игры по теме недели. "Вот сейчас мы знакомимся с золотой осенью, - рассказывает воспитатель. - На прошлой неделе изучали овощи и фрукты. Впереди - "Осенний лес". Стараюсь сделать так, чтобы дети просто окунались в тему. Если изучали овощи, то дары природы были в группе повсюду. Создавали свой мини-огород из муляжей, играли в тематические "складанкі". Закрепляли тему в прошлую пятницу, и увидела результат: ребята "лесом" поднимали руки".

Особое внимание - воспитанию патриотизма с малых лет, отмечает Светлана Чуйкова. Рассказывает, что начинают с малого - с семьи, группы в центре развития ребенка, со своего двора, улицы, города. Все это Родина. Когда выходят на прогулку, каждый день дети видят белорусский флаг над входом в здание, и все уже его знают.

"С возрастом начинаем изучать государственные символы, для этого у нас есть много игр, пособий, некоторые даже сделали сами. Например, смастерили из нитей цветочки клевера, букет васильков. Это все наше, родное и близкое", - говорит Светлана Николаевна.
"А как вы пришли к наставничеству, в котором стали одной из лучших в области в этом году?" - поинтересовались мы у опытного педагога.
"Получилось естественно, - ответила Светлана Николаевна. - Я взрослела, нарабатывала опыт, свои методики, а в коллектив приходили недавние выпускники, с ними бок о бок работали в группах. Они хотели учиться, задавали вопросы. И раз за разом стала делиться с молодежью. Почувствовала, что мне это приносит удовлетворение, ведь это значит, что все наработанное годами сохранится, будет приносить пользу".

Как считает собеседница, молодые специалисты в большинстве своем приходят хорошие, заинтересованные, любящие детей. Они с интересом впитывают новый опыт. Особенно гордится наставница своей бывшей подопечной Дарьей Якимчик. "Вижу огонек в ее глазах, она мастерица на все руки, все у нее получается", - говорит она. Совсем недавно пришла в коллектив юная Елизавета Шарапо, и тоже радует старшую коллегу искренним интересом к работе. Всего же с 2010 года наставница обучила 8 молодых специалистов, 5 из них продолжили работу в Дошкольном центре развития ребенка №98.
Спросили у воспитательницы со стажем и о том, как изменился сам центр развития ребенка за три десятилетия ее работы. "Все стало ярче, красивее, комфортнее, более доступно для детей, - поделилась она. - Помню, в начале 1990-х мы оклеивали обоями старые тумбочки, чтобы они не выглядели такими обшарпанными. Теперь же вся мебель на загляденье. Старые высокие шкафы, куда ребенок не мог дотянуться, заменили удобные низкие полочки, как раз под их рост. Для дневного сна есть удобные кроватки - вместо тех, которые приходилось то чинить, то подкрашивать. Развивающих игр у нас широкий выбор. Все новенькое, современное. Здорово, что дети растут в такой прекрасной среде".
Лилия НОВИЦКАЯ,
фото из архива героини публикации и Дошкольного центра развития ребенка №98 Гродно,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси