ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 7 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Суровые краски Савицкого: каким был в искусстве и вне его выдающийся белорусский художник

Опубликовано:

Логотип БелТА
Общество
19 февраля 2022, 19:25

Суровые краски Савицкого: каким был в искусстве и вне его выдающийся белорусский художник

Михаил Савицкий. Фото из архива
Михаил Савицкий. Фото из архива
Михаил Савицкий. Фото из архива

Михаил Савицкий олицетворяет собой целую эпоху. Он достиг признания, став народным художником СССР, Героем Беларуси и одним из символов искусства ХХ века. За долгую творческую жизнь создал множество впечатляющих полотен, но сам особо выделял цикл картин "Цифры на сердце", в которых отобразил все, что увидел в концлагерях. Накануне 100-летнего юбилея мастера вспоминаем его самые выдающиеся работы вместе с доктором философских наук Вадимом Салеевым.

Народный художник СССР М.А. Савицкий 29.10.1979
Народный художник СССР М.А. Савицкий 29.10.1979

Будущий народный художник родился в крестьянской семье 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района. Отец - железнодорожник, мать - пчеловод в колхозе. По окончании средней школы был призван в Красную армию как раз накануне Великой Отечественной войны. Именно она дала отсчет хождению по мукам Савицкого. Уже в 19 лет он на протяжении 250 дней принимал участие в обороне Севастополя, а после сдачи города попал в плен. Был переправлен в Германию, дважды пытался вырваться на волю, но после провала третьего побега упорный военнопленный был помещен в печально известный концлагерь Бухенвальд, а впоследствии - в Дахау.

Каким нужно обладать мощным духовным стержнем, чтобы после освобождения в апреле 1945 года, будучи признанным негодным к службе, снова попасть в армию и оставаться там до 1947 года? Таким же, как у Михаила Савицкого!

После возвращения на Родину его, всего лишь 25-летнего, но столько пережившего, ждет поворот судьбы. Михаил Андреевич поступает в Минское художественное училище, а затем и в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. После окончания вуза в 1957 году Савицкий постоянно живет в белорусской столице и становится участником художественных выставок. Уникальный взгляд на мир, что присуще каждому большому художнику, обогащался у Михаила Андреевича собственным трагико-героическим опытом Великой Отечественной войны. Немудрено, что его первый художественный цикл был посвящен теме партизанской борьбы против оккупантов - не менее 20 полотен, начиная с "Партизан" и заканчивая "Плачем о павших героях", ярко и мощно раскрывают трагедию жизни белорусского народа. В 1967 году он создал самую, наверное, известную свою работу - "Партизанскую мадонну". Эту визитную карточку художника купила Третьяковская галерея. Конечно, такой факт прославил Савицкого и принес ему общественное признание.

В 1974 году Михаил Андреевич начал писать, пожалуй, наиболее впечатляющий цикл картин - "Цифры на сердце". Помнится, выставка этих полотен вызвала большой резонанс. Некоторые зрители с трудом принимали жесткую, выходящую даже за рамки порожденной самим Савицким "суровой живописи" манеру представления образов. Особенное впечатление тогда произвел "Летний театр" - со множеством фигур замученных людей, сохраняющих живую человеческую красоту в противовес неизменной природе палачей-фашистов. И здесь можно отметить выдающееся мастерство художника - строгую, точную композицию, выразительный контраст колорита, анатомически точное расположение тел.

Когда взорвалась ЧАЭС, народный художник не мог пройти мимо этой трагедии. Картины из цикла "Черная быль" (1987-1989) несут ощущение боли и плача по искалеченной ядерным выбросом земле. Среди 10 картин этого цикла особо выделяется "Реквием". Боль чернобыльцев - беженцев из родных мест - воспринимается как общечеловеческая трагедия.

Именно чернобыльские события и их осмысление дали жизнь последнему циклу картин - "Заповеди счастья". Здесь - идеи, навеянные евангельскими мотивами, дыхание вечности, осмысление человеческого бытия на философском уровне.

Михаил Савицкий представлял собой непростой человеческий феномен. В нем сочетались, казалось бы, противоположные качества. Классическая белорусская интровертность и необычайная взрывная волна, которая поднималась, когда речь шла о принципиальных для художника вещах. Особенно это касалось искусства. Савицкий никогда не сдавал своих позиций.

Помнится, в начале 70-х я вернулся в Минск из аспирантуры философского факультета МГУ и неожиданно получил предложение руководства Союза художников БССР вести творческий семинар. Михаил Савицкий на такие мероприятия приходил редко, а на этот пришел. Я, тогда еще молодой эстетик, нахватавшийся модернистских идей, в праведном гневе обличал "реализм на подножном корму". Михаил Андреевич, прищурясь, слушал и молчал, а потом сказал как отрезал: "Такого нет, если это настоящий реализм".

С возрастом Савицкий становился все демократичней. Сказывались, вероятно, широта взглядов художника и гуманность, идущая от опыта много пережившего человека. Он подытожил ХХ век в жизни своего народа. Представил на полотнах величайшие трагедии белорусов. Народный художник СССР и БССР, лауреат Государственной премии СССР и трех госпремий Беларуси, кавалер многих орденов и медалей (в том числе орденов Ленина и Франциска Скорины), он в моих глазах есть лучшее олицетворение нашего искусства.

Около 200 работ - таково творческое наследие Михаила Савицкого. Его полотна находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Узник

Считается, что эта картина - автопортрет Михаила Савицкого. Но сам художник никогда не называл это произведение так. Это собирательный образ: узник в лагерной робе с двумя буквами КL - концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R обозначает "русский, политический". Под ним и на жетоне, подвешенном на бечевке, - номер заключенного 32815. Это не лагерный номер самого Савицкого. У него был другой - он отличался одной цифрой.

Побег

Узники в рабочих лагерях постоянно пытались бежать на волю. На картине Савицкого одни из них карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие - падают, расстрелянные с дозорных вышек. Пирамида из тел разбивает все иллюзии о возможном спасении.

Танец с факелами

По центру картины, как зловещий символ варварства, вырисовывается чудовищное сооружение из человеческих тел и бревен. Перед тем как его поджечь, фашистские головорезы "забавляются" пляской с факелами. Таков апогей их изощренной фантазии.

"Канада"

Будущих узников концлагерей часто обманывали, уверяя, что везут их в безопасное место. Люди брали с собой не только документы, но и самое ценное, что имели. После прибытия в концлагерь все эти богатства отправлялись в "Канаду" - так палачи называли пункты сбора вещей. Их хозяев загоняли в газовые камеры, поэтому на втором плане картины мы видим вереницу фигур - последний путь обреченных.

SOS!

На этом полотне - события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды и жаждой свободы. В эфир летит сигнал бедствия SOS!

"Поющие лошади"

Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

Эти выжили

Это необычный групповой портрет только что освобожденных узников - мужчин и детей. Образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 60 миллионов жизней.

"Летний театр"

Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине одна из таких машин символизирует безупречно налаженный механизм уничтожения в лагерях смерти. Погибшие напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим оставлял только палачам.

Проклятье

Изображенная на картине сцена была обычным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых унижений и решались на самоубийство. С проклятиями в адрес мучителей заключенные "шли на провод". Проводами под током огораживались лагеря.

Тамара МАРКИНА,

газета "7 Дней".-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси