Новости темы
"Проект "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА"
В свои 54 года Андрей Болоболов может эффектно перебрасывать из руки в руку практически что угодно. Он более трех лет занимается жонглированием, причем учился этому сам. За это время создал множество номеров, в том числе завораживающий "Кристал баланс", который во всем мире исполняют всего несколько десятков людей. К слову, костюмы и сценический реквизит Андрей придумывает и мастерит тоже сам. Поговорили с жонглером о цирковом увлечении, выступлениях за рубежом и самых строгих зрителях - детях.
"Со временем понял, чего не хватает в профессии"
У каждой истории имеется своя предыстория. Есть она и у Андрея Болоболова. Воспоминания о ней вызывают у нашего героя искреннюю улыбку.
- Судьба вела меня к жонглированию с самого детства. Уже тогда хотелось удивлять окружающих, показывать трюки. Одно время даже фехтованию учился. Нравились мне всякие виртуозные дела. Даже в кино выделял тех персонажей, которые проявляли ловкость. Но рос в деревне, интернета тогда не было, так что негде было почерпнуть для себя что-то новое, - говорит собеседник. - После школы решил ехать в Минск, поступать в культпросветучилище. Экзамены сдал, был зачислен, но по молодости с друзьями больше любил проводить время, чем учиться. Так что на первом курсе бросил училище, о чем жалею по сей день.
Устроился на завод токарем. Затем окончил курсы по вождению и получил права, но мысль о сцене не отпускала. Подал документы в один из смоленских вузов на факультет туризма и отдыха по специальности "организация и проведение мероприятий", два года отучился, и... факультет расформировали, студентам предложили перевестись на другой.
Спустя годы встретил будущую жену, в семье родилась дочь. На время новоиспеченный отец забыл о сцене - нужно было как-то устраивать быт. Получил новую профессию, а после стал индивидуальным предпринимателем в сфере строительных услуг.
Примерно в то же время дочь Екатерина не на шутку увлеклась жонглированием. 51-летний Андрей несколько дней смотрел, как она лихо выполняет трюки, и вдруг подумал: а почему бы и ему не попробовать?
- Пока научился мало-мальски жонглировать, дома всю посуду перебил. Да чашки и сегодня на пол летят, потому что постоянно экспериментирую. Хочется сделать что-то новое, но не всегда сразу все получается. Супруга уже привыкла, сильно не ругается, - улыбается собеседник. - А когда только начинал учиться жонглировать, меня знали во всех спортивных магазинах, где я скупал теннисные мячи. День за днем тренировался. В какой-то момент понял: получается! Сразу даже не поверил.
"Мячики лепил из песка, чтоб тяжелее были"
Спустя три месяца каждодневных тренировок Андрей уже вовсю жонглировал мячами. Стал выкладывать видео домашних выступлений в соцсети - посыпались приглашения на различные фестивали. Их организаторам, как и зрителям, пришелся по душе жонглер-самоучка.
Первый выход на большую сцену у Андрея Болоболова случился на масштабном фаер-шоу. Признается, что на тот момент многое еще не умел, но хотел научиться. К примеру, известному во всем мире номеру "Кристал баланс". Шоу, где артист удерживает на острие ножа баланс стекла, действительно впечатляет зрителей.
- Наверное, при подготовке "Кристал баланса" я больше всего чашек и стаканов разбил в доме. Несколько месяцев каждый день тренировался без перерывов. Даже во сне видел этот номер в моем исполнении. Когда понял, что руки уже чувствуют предметы, многое получается, восторгу не было предела, - отмечает жонглер и признается: даже несмотря на то, что номер отточен до мелочей, каждый раз страшно выходить на сцену. - Хоть и уверен в себе на все сто, но в выступлениях есть место импровизации. В один момент что-то может пойти не по сценарию.
Не раз Андрея Болоболова приглашали на фестивали в Оман и Катар. Зритель там чересчур требователен, но белорусу всегда удавалось удивить искушенную публику.
- На ура принимают номера с кольцами и, конечно же, "Кристал баланс". У них там свои обычаи, которые нужно учитывать в шоу. К примеру, с женщинами и детьми, особенно девочками, взаимодействовать нельзя даже в игре. Не говоря уже о том, чтобы взять ребенка за руку во время выступления. Хотя я пару раз рисковал и задействовал детей в своих номерах - всем понравилось, претензий ко мне не было, - рассказывает жонглер. - Подружился со многими артистами из Омана и Катара. Пусть я и не разговариваю на английском языке, а они - на русском, но искусство нас объединило. Они много знают о нашей стране. Один из ребят мне как-то написал: мне так нравится Беларусь, что хотел бы здесь жить.
Со временем Андрей и жену приобщил к своему увлечению. Теперь супруги вместе выступают, в том числе за рубежом.
- Сделал ей специальные световые номера. Зрелище получается волшебное! Не удивительно, что на одном из фестивалей в Омане жена забрала себе все внимание зрителей, - улыбается супруг.
"Дети - самые строгие и честные зрители"
Самыми строгими и в то же время честными зрителями Андрей считает детей. Они чувствуют фальшь и при ее появлении тут же теряют интерес к происходящему на сцене.
- Дети куда более наблюдательные. Их внимание завоевать очень сложно. Если взрослый человек на что-то посмотрит сквозь пальцы, то ребята без стеснения скажут, что шнурок развязался или грим отклеился. Я серьезно подхожу к каждому выступлению, поэтому ему предшествует скрупулезная подготовка, - говорит артист. - Особенно важны для меня выступления в детских домах-интернатах, центрах реабилитации. Там особые зрители. Искренне радуюсь, когда вижу, как они улыбаются. Это самая большая награда для меня, поэтому всегда нахожу время и откликаюсь на предложения волонтеров.
На сцену Андрей Болоболов выходит и в образе клоуна, для которого сам придумал костюм. Он уверен, что смехотерапия тоже лечит, особенно детей. Вспоминает, как однажды выступал в центре психофизического развития: когда дал ребятам поиграть со своими кольцами, они расцвели.
- Заставить плакать - легко, а вот чтобы человек искренне смеялся, нужно постараться. Я клоун и должен уметь это делать. Перебороть свои переживания, выйти к детям-инвалидам или к тем, у кого нарушена психика, и сделать все, чтобы они порадовались. Даже если один-два ребенка улыбнулись - это уже отлично, - уверен он.
- А не сложно было после 50 рискнуть попробовать что-то новое, динамичное? - любопытствуем мы.
- Людям кажется, что в таком возрасте уже поздно менять свою жизнь. Но я читаю много литературы о тех, кто шел вперед к своей мечте и не сдавался. К примеру, борец Поддубный до 70 лет демонстрировал свою силу. Думаю, что и у меня еще есть запас времени, чтобы воплотить все свои задумки, - улыбается Андрей Болоболов. - В первую очередь речь о номерах. Стараюсь каждый раз добавлять в программу что-то новенькое. Не так давно показывал шоу с мягкой игрушкой, которую удерживал на балансе. Это достаточно сложно: баланс все время смещается, нужно быть внимательным. Но недели тренировок сделали свое дело. Во многом помогает дочка, тянусь за ней. Хотя за молодежью сейчас не угнаться. Я вот выбрасываю булаву на два оборота, а коллеги помладше - на три.
Впереди, по словам Андрея, совершенно новое шоу с гирей. Сейчас он вовсю к нему готовится. Говорит, что из интернета мало что берет, в основном все придумывает сам. Много репетирует, доводя номер до идеала.
- Только вперед и ни шагу назад, - уверенно говорит наш герой о своем будущем. - Буду продолжать в том же духе. Хотелось бы работать в коллективе, но пока не нашел для себя коллег по цеху. Все еще впереди.
Советы начинающим жонглерам от Андрея Болоболова
- Если дома нет специальных мячей для жонглирования, то найдите два предмета, которые по своей форме напоминают шар и легко помещаются в руке. Например, яблоки или мандарины. Подойдут даже носки, свернутые в клубок. Идите в самую просторную комнату, уберите подальше все хрупкие предметы, которые можно разбить. Поставьте ноги на ширину плеч, согните руки в локтях и держите их параллельно полу ладонями вверх. Начните с одного предмета: перебросьте его из одной руки в другую на высоте чуть выше уровня глаз.
Затем возьмите в каждую руку по мячику: сделайте бросок правой, как только мячик достигнет максимальной высоты, подбросьте тот, что в левой руке, а первый предмет словите правой. Когда движения будут отточены, можно браться за тройное жонглирование. Оно в разы сложнее, но если концентрироваться на точности бросков, то мячик сам упадет в нужную руку.
"Жонглирование хорошо прокачивает мозг. Только представьте, ведь к работе мышц подключаются координация и моторика. Одновременная работа двух рук благоприятно влияет на работу полушарий: когда они синхронизируются, то голова начинает куда лучше работать".
Марина ВАЛАХ,
фото - Татьяна МАТУСЕВИЧ,
газета "7 дней".-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
У каждой истории имеется своя предыстория. Есть она и у Андрея Болоболова. Воспоминания о ней вызывают у нашего героя искреннюю улыбку.
- Судьба вела меня к жонглированию с самого детства. Уже тогда хотелось удивлять окружающих, показывать трюки. Одно время даже фехтованию учился. Нравились мне всякие виртуозные дела. Даже в кино выделял тех персонажей, которые проявляли ловкость. Но рос в деревне, интернета тогда не было, так что негде было почерпнуть для себя что-то новое, - говорит собеседник. - После школы решил ехать в Минск, поступать в культпросветучилище. Экзамены сдал, был зачислен, но по молодости с друзьями больше любил проводить время, чем учиться. Так что на первом курсе бросил училище, о чем жалею по сей день.
Спустя годы встретил будущую жену, в семье родилась дочь. На время новоиспеченный отец забыл о сцене - нужно было как-то устраивать быт. Получил новую профессию, а после стал индивидуальным предпринимателем в сфере строительных услуг.
- Мое дело мне очень нравится: часто езжу по деревням, люди со мной советуются, как лучше, правильнее построить дома. Но со временем стал ощущать, будто чего-то не хватает в жизни. Вот тогда-то и вспомнил детское увлечение, мечту, которую так и не осуществил, - рассказывает Андрей. - Строить, создавать нечто новое, конечно, хорошо. Но как быть с душой?
- Пока научился мало-мальски жонглировать, дома всю посуду перебил. Да чашки и сегодня на пол летят, потому что постоянно экспериментирую. Хочется сделать что-то новое, но не всегда сразу все получается. Супруга уже привыкла, сильно не ругается, - улыбается собеседник. - А когда только начинал учиться жонглировать, меня знали во всех спортивных магазинах, где я скупал теннисные мячи. День за днем тренировался. В какой-то момент понял: получается! Сразу даже не поверил.
"Мячики лепил из песка, чтоб тяжелее были"
Спустя три месяца каждодневных тренировок Андрей уже вовсю жонглировал мячами. Стал выкладывать видео домашних выступлений в соцсети - посыпались приглашения на различные фестивали. Их организаторам, как и зрителям, пришелся по душе жонглер-самоучка.
- Постепенно накопился реквизит, который делал сам. Как-то для нового номера решил заказать кольца на маркетплейсе, но увидел цены и подумал: если я строю дома, неужели с кольцами не справлюсь? Десять раз их переделывал, но добился-таки успеха - получились даже лучше, чем были в продаже. Стал мячики из песка лепить, чтобы тяжелее были, - такими проще жонглировать. Есть еще булавы. Освоил ходули, костюмы для номера с ними тоже сам смастерил, - рассказывает Андрей. - Так увлекло меня жонглирование, выступления на фестивалях, волонтерство, что одно время чуть строительное дело не забросил. Вовремя понял, что всего должно быть в меру, ведь моя основная работа кормит семью.
Первый выход на большую сцену у Андрея Болоболова случился на масштабном фаер-шоу. Признается, что на тот момент многое еще не умел, но хотел научиться. К примеру, известному во всем мире номеру "Кристал баланс". Шоу, где артист удерживает на острие ножа баланс стекла, действительно впечатляет зрителей.
- Наверное, при подготовке "Кристал баланса" я больше всего чашек и стаканов разбил в доме. Несколько месяцев каждый день тренировался без перерывов. Даже во сне видел этот номер в моем исполнении. Когда понял, что руки уже чувствуют предметы, многое получается, восторгу не было предела, - отмечает жонглер и признается: даже несмотря на то, что номер отточен до мелочей, каждый раз страшно выходить на сцену. - Хоть и уверен в себе на все сто, но в выступлениях есть место импровизации. В один момент что-то может пойти не по сценарию.
Не раз Андрея Болоболова приглашали на фестивали в Оман и Катар. Зритель там чересчур требователен, но белорусу всегда удавалось удивить искушенную публику.
- На ура принимают номера с кольцами и, конечно же, "Кристал баланс". У них там свои обычаи, которые нужно учитывать в шоу. К примеру, с женщинами и детьми, особенно девочками, взаимодействовать нельзя даже в игре. Не говоря уже о том, чтобы взять ребенка за руку во время выступления. Хотя я пару раз рисковал и задействовал детей в своих номерах - всем понравилось, претензий ко мне не было, - рассказывает жонглер. - Подружился со многими артистами из Омана и Катара. Пусть я и не разговариваю на английском языке, а они - на русском, но искусство нас объединило. Они много знают о нашей стране. Один из ребят мне как-то написал: мне так нравится Беларусь, что хотел бы здесь жить.
Со временем Андрей и жену приобщил к своему увлечению. Теперь супруги вместе выступают, в том числе за рубежом.
- Сделал ей специальные световые номера. Зрелище получается волшебное! Не удивительно, что на одном из фестивалей в Омане жена забрала себе все внимание зрителей, - улыбается супруг.
"Дети - самые строгие и честные зрители"
Самыми строгими и в то же время честными зрителями Андрей считает детей. Они чувствуют фальшь и при ее появлении тут же теряют интерес к происходящему на сцене.
- Дети куда более наблюдательные. Их внимание завоевать очень сложно. Если взрослый человек на что-то посмотрит сквозь пальцы, то ребята без стеснения скажут, что шнурок развязался или грим отклеился. Я серьезно подхожу к каждому выступлению, поэтому ему предшествует скрупулезная подготовка, - говорит артист. - Особенно важны для меня выступления в детских домах-интернатах, центрах реабилитации. Там особые зрители. Искренне радуюсь, когда вижу, как они улыбаются. Это самая большая награда для меня, поэтому всегда нахожу время и откликаюсь на предложения волонтеров.
На сцену Андрей Болоболов выходит и в образе клоуна, для которого сам придумал костюм. Он уверен, что смехотерапия тоже лечит, особенно детей. Вспоминает, как однажды выступал в центре психофизического развития: когда дал ребятам поиграть со своими кольцами, они расцвели.
- Заставить плакать - легко, а вот чтобы человек искренне смеялся, нужно постараться. Я клоун и должен уметь это делать. Перебороть свои переживания, выйти к детям-инвалидам или к тем, у кого нарушена психика, и сделать все, чтобы они порадовались. Даже если один-два ребенка улыбнулись - это уже отлично, - уверен он.
- А не сложно было после 50 рискнуть попробовать что-то новое, динамичное? - любопытствуем мы.
- Людям кажется, что в таком возрасте уже поздно менять свою жизнь. Но я читаю много литературы о тех, кто шел вперед к своей мечте и не сдавался. К примеру, борец Поддубный до 70 лет демонстрировал свою силу. Думаю, что и у меня еще есть запас времени, чтобы воплотить все свои задумки, - улыбается Андрей Болоболов. - В первую очередь речь о номерах. Стараюсь каждый раз добавлять в программу что-то новенькое. Не так давно показывал шоу с мягкой игрушкой, которую удерживал на балансе. Это достаточно сложно: баланс все время смещается, нужно быть внимательным. Но недели тренировок сделали свое дело. Во многом помогает дочка, тянусь за ней. Хотя за молодежью сейчас не угнаться. Я вот выбрасываю булаву на два оборота, а коллеги помладше - на три.
Впереди, по словам Андрея, совершенно новое шоу с гирей. Сейчас он вовсю к нему готовится. Говорит, что из интернета мало что берет, в основном все придумывает сам. Много репетирует, доводя номер до идеала.
- Только вперед и ни шагу назад, - уверенно говорит наш герой о своем будущем. - Буду продолжать в том же духе. Хотелось бы работать в коллективе, но пока не нашел для себя коллег по цеху. Все еще впереди.
Советы начинающим жонглерам от Андрея Болоболова
- Если дома нет специальных мячей для жонглирования, то найдите два предмета, которые по своей форме напоминают шар и легко помещаются в руке. Например, яблоки или мандарины. Подойдут даже носки, свернутые в клубок. Идите в самую просторную комнату, уберите подальше все хрупкие предметы, которые можно разбить. Поставьте ноги на ширину плеч, согните руки в локтях и держите их параллельно полу ладонями вверх. Начните с одного предмета: перебросьте его из одной руки в другую на высоте чуть выше уровня глаз.
Затем возьмите в каждую руку по мячику: сделайте бросок правой, как только мячик достигнет максимальной высоты, подбросьте тот, что в левой руке, а первый предмет словите правой. Когда движения будут отточены, можно браться за тройное жонглирование. Оно в разы сложнее, но если концентрироваться на точности бросков, то мячик сам упадет в нужную руку.
"Жонглирование хорошо прокачивает мозг. Только представьте, ведь к работе мышц подключаются координация и моторика. Одновременная работа двух рук благоприятно влияет на работу полушарий: когда они синхронизируются, то голова начинает куда лучше работать".
Марина ВАЛАХ,
фото - Татьяна МАТУСЕВИЧ,
газета "7 дней".-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.