Новости темы
"Проект "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА"
Для начала ученик 6 "Г" класса столичной гимназии №43 попробует поступить в суворовское училище: считает, чем раньше начнет осваивать военное искусство, тем более подготовленным защитником Родины станет. К этому поприщу Михаил готовится серьезно – вдохновленный военной историей XIX века, изучает униформу разных полков, подробности знаменитых битв, а также осваивает приемы фехтования в клубе военно-исторической реконструкции.
Кто из парней в детстве не мечтал о ратных подвигах и не восхищался героями войны, лихими боевыми офицерами, скромными мужественными солдатами! И хотя бы мысленно не примерял на себя эффектную военную форму – гусарский доломан или колет кирасира. Правда, сегодня не многие мальчишки могут сказать (если не загуглят), как выглядит и чем отличается один из этих мундиров от другого. Юный минчанин Миша Гончар может долго и увлеченно рассказывать о форменных отличиях и даже продемонстрировать миниатюрную униформу разных полков, которую сделал своими руками.
Особый восторг у Михаила вызывает великолепный XIX век. Достижения этой эпохи в литературе, искусстве, в том числе и военном, притягивают внимание многих увлеченных людей. Гимназисту этот период интересен прежде всего военной доблестью. Волнуют юношеское воображение и славные подвиги героев, и эффектная форма – яркие мундиры, эполеты, кивера:
– Тогда было много войн, и военная форма того времени очень красивая. И история интересная – время благородных офицеров, которые борются за освобождение своей Родины от врага, – поясняет Миша.
Парень любит смотреть документальные фильмы, много читает исторической литературы об освободительных войнах и великих полководцах той эпохи. Рассуждая о русских императорах, отмечает, что многие из них достойны восхищения:
С волнением, так, как если бы это было не 200 лет назад, а только вчера случилось, подросток говорит о судьбе русских декабристов:
Миша хорошо помнит имена и фамилии казненных декабристов: Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Петр Каховский. Многое узнал об их судьбе, прочитав книгу Петра Головачева "Декабристы. 86 портретов", а также посмотрев фильм "Союз спасения".
И несмотря на то, что они выступали против императорской власти, личность Николая I тоже привлекательна для юного любителя истории. В самом деле: как бы к императору ни относились его современники, нельзя не отдать должное его мужеству и решительности. Не зная, как поведут себя военные и на чью сторону встанут, Николай I не побоялся выехать на площадь верхом на коне и готов был погибнуть, защищая свою семью...
Погрузившись в эпоху XIX века, Миша захотел побывать в городе на Неве и в летней резиденции российских императоров, о которой узнал из документального фильма "Романовы". В прошлом году мечта осуществилась: отправились с мамой в путешествие в Санкт-Петербург, посетили и Царское Село, окунулись в атмосферу того времени. Узнал много нового для себя, говорит Миша. После этой поездки у него появилась еще одна идея – посетить места ссылки декабристов, чтобы увидеть и лучше понять, как они жили в Сибири, чем пожертвовали ради высокой идеи.
Выбор профессии обсуждению не подлежит
Сейчас Татьяна Михайловна шьет для сына лейбик – это короткая куртка из сукна с железными пуговицами, такие носили в XIX веке.
С трудом нашли подходящего темно-синего цвета 100%-ю шерстяную ткань, заказали пуговицы. Миша с нетерпением ждет, когда можно будет примерить обновку. Сам такую сложную вещь он, конечно, не пошьет. Да и в принципе, говорит, шитье для него – очень сложное занятие. Признается, взяться за иголку его подвигло лишь то, что форма получается как настоящая, только в миниатюре. Хотя уточняет: в основном все детали одежды он шьет сам, а потом уже мама помогает, что-то подправляет. И все же ему больше интересен результат, а не сам процесс.
Рассуждая об интересах подростка и о том, как их связать с выбором профессии, говорим о том, что можно стать, например, дизайнером военной одежды, историком военной моды или военным историком. Миша отрицательно машет головой: только военным. Этот вопрос для 11-летнего парня уже решенный и обсуждению не подлежит. Родители, похоже, тоже смирились: парень бредит службой.
Мальчик уже два или три раза побывал с родителями в Минском суворовском училище, когда там проходили дни открытых дверей. Все в этом учебном заведении притягательно и интересно для него, и Миша очень надеется, что станет курсантом. А если не поступит в суворовское, будет пробовать в лицей МВД. Этот вариант с родителями уже обсудили. Выбор сына они уважают. И считают, что вряд ли он случаен. Как и не случаен выбор имени для сына, родившегося 3 октября, когда Православная церковь вспоминает св. князя Михаила Черниговского, мужественного воина.
"С телефоном в руках его не увидишь!"
Родители активно поддерживают сына в его увлечениях. И, в принципе, подчеркивает мама Татьяна Михайловна, воспитывая детей (в семье есть еще старший сын Иван, он учится в колледже), стремились к тому, чтобы они выросли всесторонне развитыми личностями: прививали им любовь к книге, знаниям, творчеству. Планировали выходные так, чтобы дети не сидели на диване с пультом или гаджетами в руках, а посещали интересные мероприятия, выставки, театры, мастер-классы.
На вопрос, кто привил интерес ребенку к военной истории, мама, не задумываясь, отвечает:
– Папа, конечно! Он сам в юности мечтал быть военным.
Но отец считает, что его роль в этом деле очень скромная:
– Миша сам увлекся. И старший наш сын хотел поначалу быть военным, но потом поступил в колледж связи. На военную кафедру хотел, не подошел по возрасту: в школу отдали рано, еще шести лет не было. Оба они интересовались оружием, военной техникой. Миша с раннего детства увлеченно рассматривал энциклопедии, позже стал более серьезные книги читать, фильмы смотреть документальные. С телефоном в руках его особо не увидишь. Если и смотрит, то что-то тематическое из того, что еще не нашел в специальной литературе. Постоянно занят делом, мастерит, шьет, сабли делает, в принципе – рукастый, не отлынивает от работы. Я на дачу собираюсь в выходные, он: "Ты куда?" – "В ссылку", – говорю в шутку. – "Я с тобой!".
На даче отец и сын вместе работают, а также мастерят что-нибудь для Мишиной коллекции. Навыки папы, инженера-механика, как нельзя кстати, особенно если нужно что-то сложное сделать. Но и сын может дать фору папе в некоторых вопросах:
– Миша более подкован, чем многие взрослые. Иногда задает такие вопросы, на которые уже непросто ответить: надо садиться за литературу и пополнять знания!
Адам Иванович подчеркивает, что хотя ему не удалось стать военнослужащим, но он никогда не навязывал сыновьям свою нереализованную мечту:
– Наоборот, всегда говорю, что военная служба – очень нелегкий и ответственный труд!
– У меня много увлечений: считаю себя творческим человеком. В молодости много шила, вышивала. Был период, когда рисовала картины для себя и близким, друзьям дарила. Потом решила делать что-то более прикладное и полезное – стала шить сумки и шоперы.
Татьяна Михайловна показывает свою коллекцию – несколько кожаных сумок, рюкзачок из льняной ткани, шопер, расписанный вручную специальными красками по ткани. Кусочки кожи использует и юный дизайнер для шитья миниатюрной военной одежды для своей "гвардии".
"Так воспитывали мальчиков в XIX веке"
Будущий защитник Отечества шьет миниатюрные военные мундиры и собирает коллекцию головных уборов. Первой в ней стала милицейская фуражка, потом ее пополнили и военные – современные и советского периода. Есть и солдатские пилотки:
– Такие носили пехотинцы в период Великой Отечественной войны и в советское мирное время. Их форма не изменилась и сейчас, – уточняет мальчишка. – Коллекция небольшая, что-то мне подарили, что-то приобрели на рынке.
А для того чтобы, как говорит собеседник, "лучше влиться в тему XIX века", ощутить его атмосферу и приобрести навыки владения оружием, посещает клуб военно-исторической реконструкции "Секерж" Центра технического и художественного творчества детей и молодежи Фрунзенского района "Зорка". Учится фехтовать саблями: прокрут наружный и обратный, прокрут внутренний, контрудар... Миша в клубе самый младший. Переживает, что пока еще плохо получается движение саблей, которое называется "черт". Легкая кавалерийская сабля весом почти килограмм, помахать такой минут 15-20 не так уж и просто. Но он продолжает тренироваться и отмечает, что казаки своих сыновей с раннего детства обучали владению саблей. И офицеры обучали солдат владеть оружием и вели за собой в бою.
– В мирное время они готовились к войне. Хороший офицер должен думать не только о себе, но прежде всего о своих подчиненных, – отмечает юный философ. И добавляет, что не только военные действия занимали все мысли офицеров: были также балы, тайные общества, красивые девушки.. Но все это, конечно, в мирное время:
– А в принципе военный человек себе не принадлежит – его жизнь отдана Отечеству. Так воспитывали мальчиков в XIX веке, – говорит Миша. – И преодолевать страх перед противником нужно учиться с детства!
Чтобы лучше ощутить атмосферу XIX века, приобрести навыки владения оружием, Миша Гончар посещает клуб исторической реконструкции "Секерж".
"Сделал мундир офицера генерального штаба, мундиры пехотинца, кирасира и гусара.
Волнуют юношеское воображение и славные подвиги героев, и эффектная форма – яркие мундиры, эполеты, кивера.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента