Белорусский агрогородок Снов Несвижского района знают и в других странах, в том числе и благодаря учителю русского языка и литературы местной школы Инне Винник. Много раз ее мастерство отмечалось на самых разных уровнях. Инна Ричардовна - "Человек года Минщины - 2013", "Мастер Минской области - 2015", "Женщина года - 2017", обладательница медали Франциска Скорины. А накануне 8 Марта ей присвоено звание "Заслуженный учитель Республики Беларусь". Поздравили известного педагога с еще одной высокой оценкой ее профессионализма и расспросили, как ей удается влюбить в слово юное поколение поклонников смартфонов.
Особенная сельская школа
Недавно Инна Винник проводила вебинар для учителей Казахстана, на каникулах дистанционно участвует в форуме в Санкт-Петербурге, находит время для мастер-классов в Барановичах и круглого стола в Минске. Такой график, наверное, больше подходит для преподавателя вуза, но Инна Ричардовна - учитель средней школы, притом сельской. Ее наша героиня считает необычной и работает здесь уже 30 лет.
- Наша школа - лидер среди сельских учреждений не только на Минщине, но и в стране, - с гордостью отмечает собеседница. - Это учреждение со 160-летней историей, традициями, грамотными руководителями и крепким коллективом, работа которого по итогам прошлого года отмечена дипломом I степени на областном уровне.
Инна Винник приглашает оценить, какими возможностями располагают учителя в сельской школе, какие условия созданы для детей. Во многих кабинетах - мультимедийные установки, телевизоры, интерактивные доски, мультиборды.
- Таланты воспитываются не только в крупных гимназиях, - подчеркивает Инна Ричардовна. - Наши ученики успешны в состязаниях республиканского и международного уровней. Конечно, нам сложнее, чем учителям в областных центрах, но тем дороже результат. Наши выпускники выбирают разные вузы, лицеи, колледжи. Но когда учишь любить и ценить слово, меньше всего думаешь, кем по профессии станет ученик. Зато всегда думаешь, каким он станет человеком. Ведь счастье для учителя - видеть горящие глаза. А еще оно, как ни странно, в ежегодном осознании того, что ошибался, думая: таких вдохновенных учеников уже не будет. Приходят новые, и они не менее талантливы. Недавно вхожу в 6 "В", а ребята наперебой: "Какая интересная глава! Дефорж Дубровским оказался!" Удивленные глаза, неподдельный интерес - кто сказал, что обладателей гаджетов не увлечь?
Познание мира
Самый частый вопрос, который Инна Винник слышит от журналистов: как заинтересовать детей чтением? Отмечает: однозначного ответа не нашла, но знает, как привить любовь к слову.
- Как правило, в семье, где читают взрослые, у детей привычка формируется автоматически. Моя мама не имела высшего образования, но мы с братом не помним вечера, который бы она, какой бы уставшей ни была, не завершала книгой. Отец чаще читал газеты, мы обсуждали статьи всей семьей, - вспоминает собеседница и отмечает: у каждого учителя свои методы. Она, например, любит чтение с остановками. Когда текст незнаком учащимся, педагог зачитывает фрагменты, задает вопросы прогнозирующего характера. Следующий фрагмент позволяет понять, насколько близок ученик к авторской идее. Основная цель - не угадать ход сюжета, а осознать логику событий.
- Иногда достаточно дать личную оценку произведению, рассказать историю своего знакомства с книгой - и рождается интерес, - дополняет Инна Винник. - Много декламирую, показываю фрагменты постановок, буктрейлеры учеников прошлых лет. Необходимы моменты, которые рождают любовь к слову на эмоциональном уровне, тогда можно говорить об интересе и понимании.
Наша героиня согласна с выражением: счастливые люди читают книги, несчастные - смотрят телевизор. Кто-то предполагает, что достаточно посмотреть экранизацию "Евгения Онегина" и понять талант Пушкина, но только не ученики Инны Ричардовны.
- Фильм, снятый по книге, - это иное произведение, - считает учитель. - Прекрасно знать и то, и другое, чтобы соотнести со своими представлениями о героях, костюмах, интерьерах. Недавно был такой урок в 7 "В" классе после изучения "Алых парусов" Александра Грина. Сравнивали книгу с фильмом, фантазировали, что сделали бы, будучи режиссером. Это вызвало живой интерес. Для меня очень важно показать единство биографии автора с тем, о чем он пишет. Нужны прочные связи между этими моментами. Всегда помню лермонтовское: "История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории души целого народа". Для меня это, прежде всего, - об авторе, а не герое. Литература помогает познать мир и алгоритмы поведения человека, формирует эмпатию и умение соотносить причины и следствия.
Факторы, определяющие судьбу
Ученики и учителя очень похожи - такое открытие для себя давно сделала Инна Винник. Ее воспитанники не задают вопроса: зачем быть грамотными, если Т9 автоматически исправляет ошибки? Они хотят быть, как их учитель, образованными, успешными, уважаемыми, любимыми и счастливыми.
- Коммуникация важна во всех сферах, - уверена Инна Ричардовна. - Умение быть убедительным, держаться на публике, подбирать нужные слова - часто это факторы, определяющие судьбу: и получение желанной должности, и привлечение внимания будущего спутника жизни.
К ней родители не идут за советом, как за пару месяцев подготовиться к успешной сдаче ЦЭ. Об этом Инна Винник говорит с пятого класса.
- Невозможно успешно сдать экзамен, если нерадиво относился к учебе, не любишь читать, не развиваешь кругозор, - уверена она. - Лет 10 назад в "Настаўніцкай газеце" была статья с говорящим названием "Самая частая причина ошибок на ЦТ по русскому языку - слабый словарный запас". Многие задания опираются на знание истории, обществоведения, литературы. Можно помочь ученику систематизировать знания, организовать повторение, разъяснить сложные места, предложить эффективные способы запоминания, порекомендовать электронные ресурсы. Поэтому я больше работаю над тем, чтобы убедить учащихся среднего звена учиться сегодня, здесь и сейчас.
Импульс к новым событиям
Педагоги Сновской школы часто участвуют в конкурсах. Для Инны Ричардовны это возможность выйти из зоны комфорта, попробовать силы, вынести на суд коллег авторские приемы. А главное - познакомиться с удивительными людьми, у которых есть чему поучиться.
Победа на конкурсе "Лучший учитель словесности зарубежья", во Всемирном фестивале русского языка и других - то, что дало импульс к новым событиям. Сегодня она работает над брошюрой, которая поможет подросткам в изучении синтаксиса и укрепит их любовь к литературе.
По мнению Инны Ричардовны, развитие учителя зависит от характера, желания расти над собой, от воспитавших и окружающих людей. И от созданных в учреждении образования условий.
- Директор школы Галина Васильевна Радоман, заместитель директора Владимир Васильевич Сороговец всегда поддерживают мои инициативы. Я апробировала множество технологий и методик, реализовала различные творческие проекты. Есть коллеги, которым можно сказать: "А давай сделаем…" - и услышать: "А давай!" - с улыбкой признается Инна Винник.
- Ко многому, что делаю как филолог, отношусь не просто как к работе, а как к хобби, к образу жизни. Рада, когда получается читать не только программную литературу, пишу сценарии, люблю совместные проекты с режиссером нашего дома культуры. Обожаю работать на даче, нянчиться с внуком, - рассказывает Инна Ричардовна. - Много времени отдаю работе, но в первую очередь я женщина, мать, жена, хозяйка, бабушка, сестра. Моя семья, дети Виталий и Виталина всегда на первом месте. Я развивала их и как своих учеников. Главное в нашей семье - внимание, взаимное уважение, готовность помочь.
Светлана КИРСАНОВА,
фото предоставлено Инной ВИННИК,
газета "7 дней".-0-
Особенная сельская школа
Недавно Инна Винник проводила вебинар для учителей Казахстана, на каникулах дистанционно участвует в форуме в Санкт-Петербурге, находит время для мастер-классов в Барановичах и круглого стола в Минске. Такой график, наверное, больше подходит для преподавателя вуза, но Инна Ричардовна - учитель средней школы, притом сельской. Ее наша героиня считает необычной и работает здесь уже 30 лет.
- Наша школа - лидер среди сельских учреждений не только на Минщине, но и в стране, - с гордостью отмечает собеседница. - Это учреждение со 160-летней историей, традициями, грамотными руководителями и крепким коллективом, работа которого по итогам прошлого года отмечена дипломом I степени на областном уровне.
Инна Винник приглашает оценить, какими возможностями располагают учителя в сельской школе, какие условия созданы для детей. Во многих кабинетах - мультимедийные установки, телевизоры, интерактивные доски, мультиборды.
- Таланты воспитываются не только в крупных гимназиях, - подчеркивает Инна Ричардовна. - Наши ученики успешны в состязаниях республиканского и международного уровней. Конечно, нам сложнее, чем учителям в областных центрах, но тем дороже результат. Наши выпускники выбирают разные вузы, лицеи, колледжи. Но когда учишь любить и ценить слово, меньше всего думаешь, кем по профессии станет ученик. Зато всегда думаешь, каким он станет человеком. Ведь счастье для учителя - видеть горящие глаза. А еще оно, как ни странно, в ежегодном осознании того, что ошибался, думая: таких вдохновенных учеников уже не будет. Приходят новые, и они не менее талантливы. Недавно вхожу в 6 "В", а ребята наперебой: "Какая интересная глава! Дефорж Дубровским оказался!" Удивленные глаза, неподдельный интерес - кто сказал, что обладателей гаджетов не увлечь?
Познание мира
Самый частый вопрос, который Инна Винник слышит от журналистов: как заинтересовать детей чтением? Отмечает: однозначного ответа не нашла, но знает, как привить любовь к слову.
- Как правило, в семье, где читают взрослые, у детей привычка формируется автоматически. Моя мама не имела высшего образования, но мы с братом не помним вечера, который бы она, какой бы уставшей ни была, не завершала книгой. Отец чаще читал газеты, мы обсуждали статьи всей семьей, - вспоминает собеседница и отмечает: у каждого учителя свои методы. Она, например, любит чтение с остановками. Когда текст незнаком учащимся, педагог зачитывает фрагменты, задает вопросы прогнозирующего характера. Следующий фрагмент позволяет понять, насколько близок ученик к авторской идее. Основная цель - не угадать ход сюжета, а осознать логику событий.
- Иногда достаточно дать личную оценку произведению, рассказать историю своего знакомства с книгой - и рождается интерес, - дополняет Инна Винник. - Много декламирую, показываю фрагменты постановок, буктрейлеры учеников прошлых лет. Необходимы моменты, которые рождают любовь к слову на эмоциональном уровне, тогда можно говорить об интересе и понимании.
Наша героиня согласна с выражением: счастливые люди читают книги, несчастные - смотрят телевизор. Кто-то предполагает, что достаточно посмотреть экранизацию "Евгения Онегина" и понять талант Пушкина, но только не ученики Инны Ричардовны.
- Фильм, снятый по книге, - это иное произведение, - считает учитель. - Прекрасно знать и то, и другое, чтобы соотнести со своими представлениями о героях, костюмах, интерьерах. Недавно был такой урок в 7 "В" классе после изучения "Алых парусов" Александра Грина. Сравнивали книгу с фильмом, фантазировали, что сделали бы, будучи режиссером. Это вызвало живой интерес. Для меня очень важно показать единство биографии автора с тем, о чем он пишет. Нужны прочные связи между этими моментами. Всегда помню лермонтовское: "История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории души целого народа". Для меня это, прежде всего, - об авторе, а не герое. Литература помогает познать мир и алгоритмы поведения человека, формирует эмпатию и умение соотносить причины и следствия.
Факторы, определяющие судьбу
Ученики и учителя очень похожи - такое открытие для себя давно сделала Инна Винник. Ее воспитанники не задают вопроса: зачем быть грамотными, если Т9 автоматически исправляет ошибки? Они хотят быть, как их учитель, образованными, успешными, уважаемыми, любимыми и счастливыми.
- Коммуникация важна во всех сферах, - уверена Инна Ричардовна. - Умение быть убедительным, держаться на публике, подбирать нужные слова - часто это факторы, определяющие судьбу: и получение желанной должности, и привлечение внимания будущего спутника жизни.
К ней родители не идут за советом, как за пару месяцев подготовиться к успешной сдаче ЦЭ. Об этом Инна Винник говорит с пятого класса.
- Невозможно успешно сдать экзамен, если нерадиво относился к учебе, не любишь читать, не развиваешь кругозор, - уверена она. - Лет 10 назад в "Настаўніцкай газеце" была статья с говорящим названием "Самая частая причина ошибок на ЦТ по русскому языку - слабый словарный запас". Многие задания опираются на знание истории, обществоведения, литературы. Можно помочь ученику систематизировать знания, организовать повторение, разъяснить сложные места, предложить эффективные способы запоминания, порекомендовать электронные ресурсы. Поэтому я больше работаю над тем, чтобы убедить учащихся среднего звена учиться сегодня, здесь и сейчас.
Импульс к новым событиям
Педагоги Сновской школы часто участвуют в конкурсах. Для Инны Ричардовны это возможность выйти из зоны комфорта, попробовать силы, вынести на суд коллег авторские приемы. А главное - познакомиться с удивительными людьми, у которых есть чему поучиться.
Победа на конкурсе "Лучший учитель словесности зарубежья", во Всемирном фестивале русского языка и других - то, что дало импульс к новым событиям. Сегодня она работает над брошюрой, которая поможет подросткам в изучении синтаксиса и укрепит их любовь к литературе.
По мнению Инны Ричардовны, развитие учителя зависит от характера, желания расти над собой, от воспитавших и окружающих людей. И от созданных в учреждении образования условий.
- Директор школы Галина Васильевна Радоман, заместитель директора Владимир Васильевич Сороговец всегда поддерживают мои инициативы. Я апробировала множество технологий и методик, реализовала различные творческие проекты. Есть коллеги, которым можно сказать: "А давай сделаем…" - и услышать: "А давай!" - с улыбкой признается Инна Винник.
- Ко многому, что делаю как филолог, отношусь не просто как к работе, а как к хобби, к образу жизни. Рада, когда получается читать не только программную литературу, пишу сценарии, люблю совместные проекты с режиссером нашего дома культуры. Обожаю работать на даче, нянчиться с внуком, - рассказывает Инна Ричардовна. - Много времени отдаю работе, но в первую очередь я женщина, мать, жена, хозяйка, бабушка, сестра. Моя семья, дети Виталий и Виталина всегда на первом месте. Я развивала их и как своих учеников. Главное в нашей семье - внимание, взаимное уважение, готовность помочь.
Светлана КИРСАНОВА,
фото предоставлено Инной ВИННИК,
газета "7 дней".-0-