Ответственность, романтика путешествий и финансовая выгодаСтудентка Белорусской государственной академии связи Надежда Конопля в этом году окончила второй курс факультета инжиниринга и технологий связи по специальности "прикладная информатика" и решила лето провести с трудовой и финансовой выгодой. "Я уже работала в студотряде в прошлом году, и мне этот опыт показался интересным. Решила вернуться, чтобы заработать немного денег, да и сама работа достаточно разнообразная. Планирую работать два месяца - июль и август", - поделилась девушка.
Она работает проводником в плацкартном вагоне поезда Минск - Санкт-Петербург и отмечает, что для нее каждый день - это новый опыт. "Каждый рейс неповторимый и предугадать, что будет, невозможно, - уверена Надежда Конопля. - Рабочий день начинается задолго до отправления. Проводник проходит инструктаж, готовит вагон к приему пассажиров. Это включает уборку, проверку наличия необходимых принадлежностей и оборудования. В течение всего рейса контролирует обстановку в вагоне, отвечает на вопросы и решает возможные проблемы. Я считаю, что работа проводника очень интересная, ведь она связана с общением с людьми и ответственностью за их комфорт и безопасность. Кроме того, такая работа дает возможность развить навыки коммуникации и организованности".
Рабочий график проводника может быть достаточно нестандартным в зависимости от маршрута. Мы увиделись с Надей утром на одной из платформ станции "Минск-Пассажирский", где минчане встречали родственников и друзей с поезда Санкт-Петербург - Минск. "Мой график работы - обычно шесть дней в рейсе, затем шесть дней дома. При этом всегда есть возможность работать больше, если есть желание и необходимость. Рейсы длятся в зависимости от направления, а направления бывают разные, что делает работу интересной и разнообразной. Я работаю на международном направлении Минск - Санкт-Петербург, один оборот рейса занимает два дня, - рассказала студентка. - Этот маршрут следует 14 часов до Питера, там мы стоим еще 10 часов, а потом поезд возвращается в Минске. Быть почти все время на ногах - это, конечно, непросто. Особенно вначале. Но у нас всегда есть возможность перекусить и отдохнуть во время следования поезда. Это помогает восстановить силы и быть всегда наготове выполнять свои обязанности. Со временем привыкаешь, учишься правильно распределять энергию в течение дня. Мне помогает позитивный настрой и понимание, что такая работа требует выносливости и ответственности".
Профессию проводника девушка получила бонусом благодаря участию в студотрядовском движении и ничуть не жалеет о таком опыте. Более того, она убеждена, что эти навыки ей пригодятся в будущем. "В первую очередь эта профессия дает возможность получить хорошее умение находить общий язык с людьми, так как к каждому человеку нужен особый подход. Работа проводника развивает навыки стрессоустойчивости, коммуникации и дипломатичности. Это все можно отнести как к плюсам, так и к трудностям работы. Самое трудное - это, наверное, необходимость сохранять внимательность и спокойствие в любой ситуации. Иногда бывает много пассажиров, и нужно быстро реагировать на разные вопросы или проблемы, при этом оставаться вежливым и дружелюбным. Но именно эти моменты помогают мне развиваться и учиться лучше справляться с ответственностью", - добавила она.
"За время работы было много запоминающихся моментов, как плохих, так и хороших. Например, иногда встречаются очень веселые и разговорчивые пассажиры, с которыми можно немного пообщаться и даже посмеяться. Бывали интересные компании, которые создавали особую атмосферу в вагоне. Такие моменты делают работу очень живой и приятной. А иногда с пассажирами действительно возникают трудности - это может быть недопонимание или разные спорные ситуации в пути. В таких случаях я стараюсь сохранять спокойствие и вежливость, внимательно выслушать человека с его проблемой и найти компромиссное решение. Главное - оставаться профессиональной и доброжелательной, чтобы помочь пассажирам и сделать их поездку комфортной", - отметила Надежда Конопля.
Для каждого из нас очень хорошо знакомы ритмичный стук колес и сменяющиеся пейзажи за окном вагона. И знакомимся с этой поездной романтикой мы, как правило, именно в студенческие годы. "Романтика путешествий в пассажирском вагоне действительно ощущается - это возможность увидеть новые места, познакомиться с разными людьми и почувствовать атмосферу дороги. Хотя работа бывает утомительной, именно эти моменты делают ее особенной и запоминающейся, - улыбается девушка. - А еще у нас есть возможность погулять по любимому многими туристами Питеру. Главное уложиться в три часа, так на большее время нельзя покидать свой вагон. Я обычно планирую прогулки заранее, записывая интересные места, которые хочу посетить. Это помогает составить удобный маршрут и максимально с пользой использовать время, чтобы увидеть все важное и сделать прогулку более насыщенной".
Ребятам, которые работают в студотрядах на БЖД, платят зарплату, как и другим проводникам. Это еще один стимул летом и отдыхать и трудиться. "Да, у нас такая же зарплата, как и у других проводников, а иногда даже немного больше, так как мы работаем через студенческий отряд. Пока что я не определилась, на что именно планирую потратить заработанные деньги, но, возможно, это будет отдых где-нибудь в интересном месте или какие-то личные нужды", - поделилась Надежда.
"Иногда, конечно, появляются мысли остаться работать проводником насовсем - это интересно и дает много полезного опыта, особенно в общении с людьми и умении быстро решать разные ситуации. Но я считаю, что это временный опыт, и в долгосрочной перспективе хочу развиваться в другой сфере, связанной с моей основной профессией или интересами. Так что сейчас я воспринимаю эту работу как полезный опыт, - подчеркнула студентка. - Помимо работы, в студотряде стараемся активно проводить досуг. Часто организуются различные мероприятия - конкурсы, квесты. Атмосфера в студотряде очень теплая, и благодаря этому лето получается не только трудовым, но и насыщенным, интересным".
Полезный опыт и тяжелый трудНа этом же поезде мы познакомились с еще одной девушкой - Ангелиной Морозюк. Она окончила в этом году третий курс филологического факультета Белорусского государственного университета. Будущий филолог уже третье лето проводит на колесах пассажирского поезда. "Я не минчанка и работа в студенческом отряде, помимо полезного трудового опыта, дает возможность получить место в общежитии. Кроме того, свои личные деньги, чтобы лишний раз не просить у родителей, никогда не помешают, - рассказала девушка. - Когда пришлось выбирать направление работы в студотряде, то работа проводника оказалась самым хорошим вариантом. А большой бонус - возможность путешествовать, тем более бесплатно".
На Ангелине была настоящая форма проводника, и ее девушка купила сама, чтобы выглядеть настоящим проводником. К слову, девушки в своих вагонах работаю сами, у них нет коллег на один и тот же вагон. Это объясняется коротким маршрутом следования, а еще доверием начальника поезда к их работе.
"Уборка, подготовка к рейсу вагона и себя, обслуживание людей, потом сдача вагона в конце рейса. Это наша рутина, и для меня тяжелее всего это сдача вагона после рейса. За достаточно короткое время нужно собрать в стирку все использованное постельное белье, сдать кассу и остатки продуктов, убрать мусор и вымыть весь вагон, - вздыхает Ангелина. - В основном езжу на дальние рейсы: одну неделю едешь, одну - отдыхаешь. Это, например, Минск - Адлер, Минск - Анапа, Минск - Архангельск, ну и сегодняшний Минск - Санкт-Петербург".
"Это тяжелый труд как физически, так и морально. Даже если брать самый короткий маршрут - до Питера, то он не становится слишком легким из-за меньшего количества в пути. Нужно быть всегда начеку, внимательной и вежливой к пассажирам, суметь всегда сделать свою работу качественно и даже безупречно", - уверена Ангелина Морозюк.
"Погулять в том же Питере не всегда получается, потому что прежде всего работа и отдых. Но когда есть возможность и желание, то пользуюсь моментом", - улыбается студентка.Девушка отметила, что люди бывают разные и многие из них запоминаются особенно. "Люблю, когда пассажиры приносят мне что-нибудь вкусное, - смеется Ангелина. - Ехали у меня один раз пассажиры, пара, и принесли нам с коллегой целую пиццу. Было приятно и очень вкусно. Таких сложно забыть. А бывают и трудности с пассажирами. Всегда в таких случаях пытаюсь разговаривать и объяснять".
"В целом с основными проводниками одинаковые зарплаты, но у нас получается в итоге немного больше. Зарплата зависит от отработанных часов, но за месяц выходит Br2,5-3 тыс. На что потрачу - не скажу, это секрет", - улыбается собеседница.
К слову, к Ангелине в вагон мы пришли, когда уборка была в самом разгаре, и сами убедились, насколько трудно и ответственно. Но стоит отметить, что девушки справляются ничуть не хуже профессиональных проводников, что подтвердила и начальник поезда Галина Ханина. "Это очень хорошие, ответственные девочки. Они работают не первый год и отлично знают свои обязанности, жалоб на них не поступает. Они трудолюбивые, коммуникабельные, умеют решать все вопросы самостоятельно", - подытожила она.
Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.