На особый контроль депутаты взяли работу потребкооперации после того, как на очередной сессии были озвучены вопиющие факты: в отдельных районах на полках магазинов и в автолавках практически отсутствуют товары даже первой необходимости - мясо птицы и полуфабрикаты из него, овсяные хлопья, растительное масло, сахар, макароны, мыло. Мы побывали в нескольких деревнях вместе с автолавкой и заглянули в магазин потребкооперации, чтобы разобраться: действительно ли там проблемы с товарами первой необходимости?
По единым торговым надбавкам
Деревня Подерное в 30 километрах от Столбцов была пятой по маршруту автомагазина, где работают продавец Марина Жданович и водитель Александр Сошка. Впереди - еще семь деревень и несколько хуторов, а значит, на порядок больше остановок. В некоторых селах Марине приходится закрывать и открывать свой магазин по семь-восемь раз. За день - более 50.
Мы подъезжаем к автолавке, когда в ней отовариваются уже последние покупатели - пенсионерка Галина Соболевская с дочерью Натальей.
- Мука, чай в пакетиках, хлеб, батон, бананы, мяса граммов триста, - перечисляет пожилая женщина. - Еще и бутылочку минералки.
Выдав все по требованию, Марина называет сумму и выдает чек. Галина Антоновна в него даже не заглядывает: доверие бывшего бухгалтера продавцу - абсолютное. Марина спускается через заднюю дверь автолавки по лесенке, чтобы помочь пенсионерке уложить покупки.
- Наша автолавка самая лучшая! - начинает разговор Галина Антоновна. - Приезжает три раза в неделю, в час дня-начале второго. Перед этим Маринка всегда звонит, напоминает, что скоро будут у нас. Сегодня я купила все, что нужно нам с дочкой к столу. Мы с ней остались вдвоем: сыновья живут в городе, приезжают только в выходные.
Галина Соболевская вспоминает: когда 40 лет назад она поселилась в Подерном, здесь был магазин, а в сельском стаде - более 30 коров, три из которых - из ее двора. Теперь ни школы, ни магазина, ни стада. Да и покупателей - два-три человека, если не дачный сезон…
Перед тем, как автомагазин отправится в соседнюю деревню, заглядываем в витрину холодильной камеры. С одной стороны - творог, масло, йогурты, молоко, с другой - колбасы, мясные деликатесы. Над холодильником - полочки с конфетами, печеньем, крупами, мукой и другим бакалейным товаром. Ассортимент - самый разный. Белые ценники - предприятий, которые не входят в сеть потребкооперации, зеленые - предприятий Миноблпотребсоюза. Из продуктов его Столбцовского филиала - квашеная капуста и хлебобулочные изделия. Хлеб-батон да булочки берет буквально каждый подходящий к прилавку.
- Придерживаемся единых торговых надбавок. Цены везде одинаковые - и в автомагазинах, и в стационарных, которых в Столбцовском районе у нас 66. Еще 3 - в Несвижском и 15 - в Воложинском районах, - комментирует сопровождающая нас в поездке по району заместитель директора Столбцовского филиала Минского облпотребсоюза Марина Бабило. - Работаем согласно ассортиментному перечню, установленному МАРТом, 90% товаров - отечественного производства.
Кстати, продавцу автолавки можно заказать даже товары не первой необходимости. Например, тортик ко дню рождения. Люди об этом знают и пользуются услугой.
- Загрузка магазина и подсортировка идет ежедневно - свежим хлебом, молочкой, колбасными изделиями и прочим, - уточняет главный товаровед Столбцовского филиала Миноблпотребсоюза Анна Горелик.
Поставщики - местные жители
В центре торгового зала магазина в Рубежевичах - секция с овощами, яблоками и клюквой.
- Практически все это заготовлено населением, - рассказывает заместитель директора филиала Марина Бабило и уточняет: - О желании сдать выращенные овощи или фрукты люди сообщают в один из наших магазинов. После к ним домой выезжает заготовитель.
Кстати, в системе потребкооперации согласно требованиям правительства о мерах по стабилизации цен заморозили закупочные цены (следовательно, отпускные и розничные) на заготавливаемую плодоовощную продукцию как у сельхозпроизводителей так и у населения.
Заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Беларуси Людмила Жолнерчик:
- Мы много внимания уделяем работе торговых сетей, но мало говорим о проблемах снабжения жителей деревень, где порой живут 1-2 человека. Недавно мы изучали работу потребкооперации Кореличского района Гродненской области и Ляховичского, Барановичского районов Брестской области. В частности, проверяли работу райпотребсоюзов, их автолавок, заготовительных контор и формирование стабилизационных фондов. Выявили ряд проблем. Например, одна из них касается работы автолавок, которые должны проводить дозагрузку товара по пути следования в ближайшем магазине. Но в магазинах, с учетом законодательства, могут быть разные цены на товары, имеющие фиксированную стоимость, - из-за разности торговых надбавок. Для автолавок с автоматизированной системой учета это настоящая проблема. На наш взгляд, контроль за формированием цены (тарифа работ, услуг) в первую очередь нужно осуществлять у производителя. При этом для субъектов торговли необходимо установить единые торговые надбавки на однотипные группы товаров, применяемые к прейскурантам производителя с возможной дифференциацией "город - сельская местность" или формата торгового объекта. При формировании цены производителя предлагаем включать в нее не только затраты на упаковку, но и на транспортные расходы, хранение.
За спичками и не только
Едем с автолавкой в соседнюю деревню Тоново. Здесь Марину уже ждут. Первая в очереди - 73-летняя Галина Заранок, бывшая минчанка, вернувшаяся на свою малую родину.
- Квашеная капуста, ливерная колбаса, сырки, йогурты, творог, яйца, хлеб, батон, печенье, пряники. А еще кильку и пиво соседу, - зачитывает она заранее составленный список.
Бывший танкист 93-летний Иван Пекарчик, когда-то служивший в Забайкальском военном округе, командует продавцу:
- В первую очередь - коробку спичек!
Марина протягивает товар. Иван Константинович бросает спички в сумку, а следом идут хлеб, батон, колбаса, молоко... Что характерно, ни один из покупателей не всматривается в ценники, не спрашивает: что почем?
- Люди уверены, что их не обманут. Цены на те товары, что постоянно покупают, у нас каждый день не меняются, - объясняет этот покупательский феномен Марина Эдуардовна. - Надбавки не превышаем - держим под строгим контролем. При этом наши магазины постоянно мониторят и Госконтроль, и МАРТ.
После совещания у главы государства руководство филиала усилило внимание к работе своих магазинов, экономист по ценам ежедневно объезжает их. У одной из таких торговых точек мы и останавливаемся. Магазин потребкооперации в агрогородке Рубежевичи в будни обслуживает более 50 человек, в выходные - и того больше.
Ассортимент достаточно обширный. Обращаем внимание на внушительных размеров тушку бройлера - под три килограмма. Кстати, цыпленок вырос на небольшой ферме. Птицефабрики, которых только под Столбцами целых две, поставляют в систему потребкооперации района только разделанные тушки.
По каким ценам закупает овощи и фрукты потребкооперация (за 1 кг)
картофель - 0,40-0,70 руб.;
капуста - 0,40-0,60 руб.;
свекла - 0,40-0,70 руб.;
морковь - 0,45-0,80 руб.;
лук репчатый - 0,65-1,10 руб.;
чеснок - 4-6,5 руб.;
яблоки для промпереработки - от 10 до 17 копеек (исходя из приемных цен перерабатывающих предприятий);
товарные яблоки - 0,80-1,90 руб.;
лисички - 3-7 руб.;
прочие грибы - 1,5-3 руб.;
клюква - 5-7 руб.
Тамара МАРКИНА,
фото - Виталий ПИВОВАРЧИК,
газета "7 дней".-0-