Транспорт собирается вручную, а его окраска - говорящая
Название у указанного вида туризма, в той или иной форме существующего давно и предполагающего посещение промышленных предприятий, знакомство с производством, а в некоторых случаях даже участие в нем, дегустацию готовой продукции в случае визита на заводы пищепрома, наконец, получение памятных сувениров в подарок, появилось сравнительно недавно. С тех пор как Министерство спорта и туризма составило классификацию видов туризма, разделив это обширное и разностороннее направление на 13 секций. Безусловно, промышленный туризм в стороне не остался, сегодня отмеченный ростом по экспоненте.
BKM Holding за промышленный туризм взялся относительно недавно. Предприятие, где разрабатывают, модернизируют, производят и технически обслуживают троллейбусы, трамваи, электробусы, грузовые электромобили и зарядные станции к ним, прежде посещали школьники, студенты, просто заинтересованные белорусы и делегации разных уровней. В этот понедельник гостями холдинга впервые стала организованная группа российских туристов - всего около четырех десятков москвичей. Были среди них и заядлые туристы, знакомые не с одним десятком промышленных производств, которые к тому же в Беларуси побывали первый раз, - в общении с ними присутствовал особый интерес. Но и у них к сотрудникам холдинга была заготовлена тьма вопросов, на которые обстоятельно ответила ведущий специалист по рекламной коммуникации и по совместительству экскурсовод Юлия Комарова.
Мощности "Белкоммунмаша" впечатляют: при том, что само производство довольно компактно для машиностроительного гиганта, на площади в 28 тыс. кв.м помещаются цех электроники и электрических приборов, цех кузовов, сборочный цех и электротехническая лаборатория, а еще современный цех покраски с дробеструйной камерой, камерой грунтования, подготовительной и окрасочной камерами. Именно на этом участке экскурсовод Юлия Комарова задает туристам свои излюбленные, самые каверзные вопросы. Признаться, на некоторые из них не ответили и мы, журналисты. Например, вы знали, что в каждом городе выбраны свои, уникальные, цвета для общественного транспорта? В Минске все троллейбусы - мятные, трамваи - лазурные, а автобусы и электробусы - желтые. В цеху покраски туристы увидели полностью готовый к поставке непривычный ярко-голубой троллейбус с белыми полосами - расцветка явно указывает, что этот транспорт будет ездить по проспектам Санкт-Петербурга. Специалисты такие знаки читают на раз.
Элемент профориентации
"В Беларусь я приехала в первый раз, хотя, казалось, расстояние от Москвы до Минска совсем незначительное. Признаюсь, я фанат промышленного туризма. В любую экскурсионную программу обязательно включаю какое-нибудь промышленное предприятие, самое интересное для меня и детей. Дома в России, в частности, мы посещали завод по производству двигателей для самолетов, были и на смоленском заводе, где занимаются огранкой природных алмазов в бриллианты, - делится впечатлениями российская туристка, учитель московской школы №67 Марина Клеенкова. - Очень хотели попасть на БЕЛАЗ, но там запись на несколько месяцев вперед, и с "Лучем" не срослось, зато на "Белкоммунмаше" невероятно нравится и нам, и школьникам".
"Для ребят, кто еще не определился с будущей профессией, промышленный туризм - мощный инструмент профориентации. Многие из наших воспитанников хотят стать инженерами, но имеют весьма приблизительное понимание того, что из себя представляет эта профессия, - считает москвичка, классный руководитель юных туристов Оксана Новожилова. - Да, конечно, они идут в профильные классы, но там в них вкладывают академические знания, а здесь, на заводах, тем более таких передовых, как ваш "Белкоммунмаш", нашим московским учащимся дадут детальное представление о промышленности и, возможно, даже помогут с выбором профессии. Сама я в Беларуси третий раз и не устаю восхищаться облагороженностью каждого миллиметра вашей земли. Эта страна у меня вызывает стойкую ассоциацию со словом "экологичность".
"Я давно работаю в туриндустрии и в последние годы наблюдаю просто небывалый спрос на промышленный туризм. В числе самых частых запросов, безусловно, БЕЛАЗ, а еще наши кондитерские предприятия "Слодыч", "Коммунарка". Детям по душе, что их там угощают сладостями, - смеется витебский экскурсовод Галина Белоусова. - Причем возят на промышленные предприятия еще совсем крошек-первоклашек. Вот недавно я организовывала экскурсию на "Белхудожкерамику", где для первоклассников провели мастер-класс по лепке из глины. Сколько было восторгов и счастья - не передать".
Пожалуй, теми же словами можно описать впечатления туристов от визита на "Белкоммунмаш", а в скором времени, возможно, причин для восхищений станет еще больше. Как признался заместитель генерального директора по маркетингу и продажам BKM Holding Александр Казакевич, предприятие однозначно будет двигаться по пути совершенствования своих экскурсионных программ. В планах добавить интерактивности для туристов, чтобы они могли, допустим, участвовать в простейших технологических операциях на линии выпуска и внести свой вклад в сборку троллейбуса или электробуса, а после, заметив в городе такой же, с гордостью заявить: "Подобный собирал и я". Другие машиностроительные заводы уже ввели аналогичную функцию в своих туристических программах. Впрочем, есть чем похвастать холдингу и без этого.
Первый заместитель генерального директора по производству Дмитрий Парков рассказал: сегодня 85% выпускаемой "Белкоммунмаш" техники уходит на экспорт, при том, что потребности внутреннего рынка предприятие закрывает полностью, в отдельных группах, например по выпуску трамвайных вагонов, даже не имея конкурентов. А МАЗ, с которым BKM Holding делит белорусский рынок троллейбусов, Дмитрий Парков называет не соперником за потребителя, а взаимодополняющим партнером. Интересно, что производство холдинга фактически можно считать эксклюзивным, поскольку практически весь транспорт собирается вручную, а значит, здесь берутся даже за единичные заказы, что дает покупателю все основания с довольством заявлять: мой экземпляр - штучный товар, претендующий на оригинальность.
И действительно, заказчики, а сегодня едва ли не все зарубежные поставки приходятся на российские регионы, часто просят собрать транспорт, отличающийся от того, что ушел в другую республику или область России: допустим, усовершенствовать рабочее место водителя, добавить функцию, повышающую комфорт пассажиров, а об отличающейся окраске и вовсе никто уже не упоминает - это нечто само собой разумеющееся. В числе постоянных покупателей Дмитрий Парков перечислил Нижегородскую и Новосибирскую, Мурманскую и Самарскую области, Татарстан, Краснодарский край, Сочи, а готовящийся к отправке в Санкт-Петербург новенький троллейбус с современными технологическими начинками мы имели удовольствие видеть в цехах. Он, само собой, не первый и не единственный. По словам первого заместителя гендиректора по производству, ежегодно в город на Неве "Белкоммунмаш" поставляет от 50 до 100 единиц техники.
Прокладывают маршрут отечественные электробусы и троллейбусы и на дальние контуры. Определенные договоренности достигнуты по поставке техники в Индию, и, несмотря на то что говорить о точных сроках и объемах пока преждевременно, сделан большой шаг в движении к намеченной цели. Общественный транспорт белорусского производства может появиться и на Кубе, где уже имеют опыт сборки пассажирской техники, правда, иных изготовителей.
Качество - определяющий курс 2024 года в Беларуси. Хотя в абсолют на "Белкоммунмаш" его возводили всегда - за это готова поручиться начальник электротехнической лаборатории Ольга Литвинская. Специалисты здесь проверяют полностью укомплектованные и готовые выйти на линию троллейбусы и электробусы, прошедшие первичную приемку отделом технического контроля, но все же нуждающиеся в проведении стендовых испытаний перед выпуском на обкатку. Обкатывается транспорт, к слову, на городских улицах, поэтому первое, на что обращают внимание эксперты, - обеспечение безопасности для водителя-испытателя и пешеходов. Испытываются тормозные системы и рулевое управление, оценивается регулировка световых приборов.
"Испытания - наша ежедневная практика. Сейчас на производстве идет в основном трамвайная тематика и колесного транспорта стало меньше, но тем не менее работы хватает. Оценку даем по своеобразному чек-листу, где собраны все межгосударственные и национальные стандарты и параметры, которым нужно соответствовать, - знакомит со спецификой своей работы начальник электротехнической лаборатории. - Все, что мы выпускаем, вне сомнения, соответствует требованиям стандартов, даже самых строгих. Вопрос безопасности нами ставился жестко всегда, а в Год качества ему внимание в кратном объеме".
"По итогу должны выйти с темпами роста по объему выпускаемой продукции 112% и по экспорту 110%. Так получилось, что в этом году мы производили больше трамваев, которые почти в три раза превосходят в цене троллейбусы. Гордимся и тем, что достигли локализации в троллейбусе и электробусе в 80% и в трамвае - порядка 83%, - сделал акцент гендиректор BKM Holding. - Что касается качества, работа над его совершенствованием непрерывная. Тем не менее в этом году мы все же сделали акцент на устранении даже незначительных огрехов в электронике, чтобы конечный потребитель получал едва ли не идеальный транспорт. Провели также доработку нашего стендового оборудования, купили новую климатическую камеру, которых у нас теперь две, где проверяем электронные блоки транспорта при температуре от минус 40 до плюс 60 градусов".
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Надежды КОСТЕЦКОЙ,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.