3 октября, Слуцкий район /Корр. БЕЛТА/. Устройство дорожного покрытия из тяжелого бетона впервые в Беларуси применено при реконструкции участка автомобильной дороги республиканского значения Р23 Минск-Микашевичи в Слуцком районе, сообщил корреспонденту БЕЛТА начальник управления технического надзора РУП "Минскавтодор-Центр" Андрей Лис.
Заказчиком реконструкции участка автодороги Р23 в обход Слуцка (102-110,7 км) выступает РУП "Минскавтодор-Центр", генеральным подрядчиком - ОАО "ДСТ №3" (Могилев). Финансируются работы за счет кредита ОАО "Банк развития Республики Беларусь" в Br60 млн. Работы ведутся без выходных полный световой день. Цель - создание участка дороги первой категории, по которой будет двигаться транзитный транспорт.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_733780.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_180.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_32999.jpg)
"Здесь будут участки с привычным асфальтобетонным покрытием, но есть и те, где асфальтобетон заменен на тяжелый бетон. Такая технология при реконструкции дорог республиканского значения применяется в Беларуси впервые. Ранее она использовалась только на строительстве участков магистральной второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска - М14", - сказал Андрей Лис. Толщина усовершенствованного покрытия на участке трассы Р23, где применяется тяжелый цементобетон, составляет 24 см. По расчетам специалистов, это покрытие будет более долговечным и позволит продлить эксплуатацию участка без проведения капитального ремонта. Проектная нагрузка на одну ось автомобилей здесь достигает 11,5 т.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_473021.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_13115.jpg)
Прораб ДСУ №12 ОАО "ДСТ №5" Дмитрий Матяж пояснил, что бетон укладывается в два слоя методом сращивания, задействованы две бетонные установки. Укладка производится по технологии мытого бетона с армированием. В итоге удается добиться такого эффекта, что текстура верхней части становится шероховатой, практически как на асфальтобетонном покрытии. Тем самым увеличивается коэффициент сцепления колес с дорогой. "Если срок службы асфальтобетонного покрытия рассчитан на 8-10 лет до проведения ремонта, то срок службы покрытия из тяжелого бетона - до 25 лет. К тому же это покрытие дает возможность не устанавливать ограничения для движения в зависимости от температуры воздуха", - конкретизировал он.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_990038.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_166613.jpg)
При устройстве дорожного покрытия из тяжелого бетона применяются отечественные материалы. В готовой смеси обязательно присутствуют пластифицирующие добавки для облегчения укладки. Набор расчетной прочности покрытием из тяжелого бетона равен 28 суткам. Мощности технологических машин позволяют укладывать на реконструируемом участке дороги Р23 в час 60 м бетона. Контроль прочности покрытия проходит на двух уровнях: как непосредственно производителями работ, так и специалистами технического надзора РУП "Минскавтодор-Центр". На данный момент готов отрезок в 2,5 км в направлении движения на Микашевичи. Ход дальнейших работ во многом будут определять погодные условия.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_51963.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_744260.jpg)
При реконструкции участка дороги здесь появятся искусственные сооружения, в том числе два путепровода, два моста, 18 водопропускных труб, транспортная развязка, скотопрогон, барьерные ограждения, 74 м шумозащитного экрана, подземный пешеходный переход, два автобусных павильона и др.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_652591.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_315754.jpg)
Основным условием для устройства дорог первой категории является интенсивность движения по ним 10 тыс. автомобилей в сутки. Начало реконструкции автодороги Р23 как раз и было связано с увеличением движения по ней грузового транспорта в направлении промышленных предприятий "Беларуськалий" и "Гранит". Однако не последнюю роль в начале капитальных работ сыграли обращения граждан.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_226527.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_186837.jpg)
В 2012 году реконструкция участка Р23 началась под эгидой капитального ремонта, однако затем было принято решение о реконструкции. Первый реконструированный участок - 67,2-74 км. Генеральным подрядчиком выступило ОАО "ДСТ №5". Объект был введен в строй в декабре 2014 года. При устройстве дорожной одежды здесь как инновация применялась асфальтобетонная щебеночно-мастичная смесь с использованием резино-битумного вяжущего на верхнем слое покрытия. Также применялась армирующая прослойка из геосетки на границе контакта щебеночного основания и песчаного слоя, позволяющая исключать взаимопроникновение щебня и песка, уменьшить толщину щебеночного слоя, отказаться от устройства технологического слоя из песчано-гравийной смеси. Инновации применялись и при укреплении дна кюветов.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_988751.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_981396.jpg)
В результате дорога была реконструирована по параметрам первой категории с устройством двух полос для движения автотранспорта в каждом направлении. Кроме стандартного металлического барьерного ограждения первой группы, которое разделяет транспортные потоки противоположных направлений, есть пешеходные переходы, оборудованные светофором с желтым мигающим сигналом. Также на некоторых участках есть ограждение второй группы, выполненное из оцинкованной сетки, не позволяющее пешеходам переходить дорогу в необорудованном для этого месте. Ограждения третьей группы препятствуют появлению на проезжей части диких животных. Стоимость реконструкции составила Br20,2 млн.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_501169.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_933333.jpg)
Конструкция дорожной одежды, которая была применена, позволила довести разрешенную нагрузку на ось одну ось автомобиля в 11,5 т. Наличие сейчас двух полос в каждом направлении позволяет двигаться по реконструированным участкам до 100 км/ч грузовому автотранспорту и до 120 км/ч - легковому. При повышении скоростного режима повысилась и безопасность движения. В наиболее опасных местах, а также в местах концентрации ДТП появились поэтапные пешеходные переходы, которые не позволяют пересекать проезжую часть под прямым углом. Также обустроены участки с электроосвещением, металлическим перильным ограждением. В качестве эксперимента некоторые ограждения разделительной полосы выполнены железобетонными дельта-блоками в целях предотвращения выезда транспорта на встречную полосу.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_370151.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_384612.jpg)
Реализация проекта реконструкции участка дороги с 74 по 102 км по параметрам первой категории была разделена на три очереди. Все они введены в строй в ноябре-декабре 2016 года. В целом работы проводились по принципу, аналогичному тому, который применялся на первом участке реконструкции. Генподрядчиками работ являлись ОАО "ДСТ №5" и ГП "УДМСиБ Мингорисполкома".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_708243.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_309049.jpg)
При реконструкции этого участка построена транспортная развязка, четыре моста, несколько подземных пешеходных переходов, местные проезды, площадка для отдыха, навес для торговли. Вблизи жилой застройки, учреждений образования возведены шумозащитные экраны с целью уменьшения шумовой нагрузки на жильцов прилегающих территорий. Экраны эстетично оформлены. Они также служат преградой появлению птиц на проезжей части.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_740971.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_675293.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_765350.jpg)
Всего предусмотрено шесть очередей реконструкции автодороги Р23.-0-
Фото Оксаны Манчук, Александра Пониматко
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000022_8D73A8726E4C5DBE432581AE00674C77_762085.jpg)