Новости темы
"Проект "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА"
Просыпается с короной на голове, чистит зубы, идет в магазин, готовит завтрак, спускается в метро и, не снимая диадему, отправляется в спортзал или на работу. Примерно так представляют день победительницы международного конкурса "Топ стюардесс–2023" Анны Титовец подписчики в соцсетях. Но она относится к этому с юмором и признается: после получения титула ее рассматривают под лупой и довольно часто делают неверные выводы.
Познакомившись с Анной поближе, мы поняли, в чем ошибаются те, кто не знает ее лично, почему стюардессы могут строить свои планы максимум на три дня и кому из экипажа самолета стоит завести семью еще до прихода на работу в авиакомпанию.
"Настоящая бортпроводница улыбается до последнего"
– Бортпроводник – первый человек, которого видит входящий в салон пассажир. Мы – лицо авиакомпании, а на международных рейсах – и страны. Поэтому все должно быть идеально: сдержанный макияж, прибранные волосы, форма – не слишком облегающая, но и не оверсайз. Обязательны улыбка и хорошее настроение, даже если в личной жизни происходят неприятности. Не зря здесь шутят: настоящая бортпроводница улыбается до последнего. Наша обязанность – создать максимальный комфорт для пассажира, в том числе психологический. Если вижу грустного человека на борту, обязательно проявлю к нему больше внимания. Предложу чай, могу пригласить и к нам на кухню – поболтать. Всегда радуюсь, когда пассажиру становится легче на душе. Не раз, например, поссорившаяся с мужем пассажирка, уже выходя из салона самолета, говорила мне: "Анна, после нашей с вами беседы решила помириться с ним". Приятно помогать людям в сложные минуты, – признается стюардесса.Разговоры по душам всегда разные, но донести Анна пытается примерно одинаковую мысль: жизнь – одна, не нужно вести себя так, будто в запасе их еще несколько. Вроде посыл незамысловатый, но многим помогает пересмотреть свое поведение.
Самые любимые рейсы Анны Титовец – короткие, в Москву или Санкт-Петербург. В том числе и потому, что часто на них летают одни те же люди. Эти пассажиры для стюардессы уже как добрые знакомые. Она помнит особенности каждого: один пьет только чай с ромашкой, другой – исключительно кофе, третий засыпает еще до взлета, а четвертый любит скоротать время в воздухе за разговором.
После конкурса внимания к победительнице было через край. Давала по несколько интервью в день, а очередь из СМИ становилась только больше. Некоторым приходилось даже отказывать.
Бортпроводницей она стала в 21 год, сразу после окончания института иностранных языков. Там в совершенстве овладела французским, на высоком уровне – английским.
Бортпроводникам приходится непросто и физически. Наша героиня отмечает, что у нее и коллег довольно часто происходит выгорание из-за ночных рейсов, сменяющихся ранними вылетами.
– Это очень тяжело для организма, – отмечает Анна Титовец. – Поэтому у бортпроводников отпуск 60 дней в году. Я люблю брать его зимой и летать в теплые страны за витамином D. Обычно выбираю пляжный отдых, чтобы просто лежа загорать. Катастрофически не высыпаюсь в обычной жизни.
Кстати, победа в конкурсе вдохновила ее продолжить писать книгу. Анна забросила это дело из-за нехватки времени. Но, вернувшись с короной "Топ стюардессы", приняла решение писать каждый день хоть по паре строк.
Главной наградой в конкурсе "Топ стюардесс" она считает, конечно же, не корону и внезапно обрушившуюся популярность, а возможность привлечь как можно больше внимания к любимой профессии.
– Получаю огромное удовольствие от того, что после работы могу выйти из образа стюардессы, надеть рваные джинсы и сыграть на барабанах что-то мощное вроде песен Depeche Mode, одну из которых и выбрала для творческой части конкурса "Топ стюардесс", – признается Анна Титовец.
Елена ИВАШКО, фото - Виталий ПИВОВАРЧИК
Познакомившись с Анной поближе, мы поняли, в чем ошибаются те, кто не знает ее лично, почему стюардессы могут строить свои планы максимум на три дня и кому из экипажа самолета стоит завести семью еще до прихода на работу в авиакомпанию.
Пять лет Анна Титовец внимательно следила за международным конкурсом
"Топ стюардесс", пока в 2023-м не решилась подать заявку. Так
белорусская бортпроводница стала одной сначала из тысячи участниц, затем
– из 30 финалисток. Говорит, что конкуренция была сильная: все же "Топ
стюардесс" в РФ – самый популярный женский конкурс после "Мисс Россия".
Правда, отличия у них кардинальные. "Топ стюардесс" все же профессиональный конкурс, где вместо дефиле в купальниках – испытания на стрессоустойчивость, умение вести себя в аварийных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь. Хотя, отмечает Анна, и внешний вид играет далеко не последнюю роль. Впрочем, как и в целом в ее профессии.
"Откачивали всей командой"
За неравнодушие Анне Титовец пассажиры часто говорят спасибо, причем не только на словах, но и письменно – отправляют благодарности в авиакомпанию. Стюардесса получает их все, но некоторым радуется чуть больше. Например, недавней – от пожилого мужчины.
– Мы всей командой откачивали его в воздухе. Как только самолет взлетел, у пассажира резко подскочило давление. Вскрыли аптечку, я оказала первую помощь, когда он потерял сознание. Контролировали потом его давление до самой посадки. Переволновались за человека, конечно. В полете к тому же выяснилось, что мужчина – инсулиновый диабетик, а шприцы с лекарством сдал в багаж и никого из стюардов не предупредил перед полетом об особенностях своего здоровья. А это нужно делать всегда. Потому что в таких случаях мы находим среди пассажиров медика и садим рядом, – объясняет наша героиня. – В общем, его благодарности, которую получила через месяц после полета, я особенно обрадовалась – значит, с человеком все в порядке, он жив.
– Такой рейс всегда проходит гладко, ведь я знаю, чего от постоянных пассажиров ожидать. И они к нам относятся тепло: приносят на борт конфеты, чтобы угостить всех бортпроводников, обязательно поинтересуются, где я пропадала, если за последние недели мы не виделись. С победой в конкурсе очень многие поздравили. До сих пор активно фотографируются со мной. Но самым большим сюрпризом для меня стало то, что одна из пассажирок приехала поддержать меня на финал "Топ стюардесс". Причем и мужа с собой привезла. Когда стало известно имя победительницы, они подбежали ко мне и кричали: "Мы болели за тебя! Мы верили в победу!" Я в тот момент была так шокирована своим первым местом, что сначала не поняла, кто эти люди. А потом вспомнила: мы накануне летели вместе в Москву. Безумно приятны были их поздравление и то, что фактически незнакомцы могут так искренне радоваться за меня, – отмечает Анна.
"Бортпроводница – это образ жизни"
– Поскольку меня приглашали как победительницу "Топ стюардесс", то всегда просили надеть перед съемками корону. В итоге получилось, что последние пару месяцев почти все видео и фото в моих соцсетях были именно в ней. Многим подписчикам это не понравилось. Они начали заваливать меня комментариями в духе: Титовец и спать, наверное, ложится в короне. Конечно, перепалку устраивать не стала – это совершенно не в моем духе, я во всех ситуациях сохраняю самообладание и чувство собственного достоинства. Но вот в самоиронии отказать не смогла. Сняла шуточное видео, основанное на представлениях обо мне недовольной части подписчиков: рано утром просыпаюсь уже с короной на голове, чищу в ней зубы, иду в магазин… По-моему, получилось смешно. Особенно если учесть, что за кадром я довольно скромная, а диадема, без учета съемок, на мне была только раз – когда мне ее надели как победительнице, – рассказывает Анна.
К слову, главной наградой в конкурсе "Топ стюардесс" она считает, конечно же, не корону и внезапно обрушившуюся популярность, а возможность привлечь как можно больше внимания к любимой профессии.
– Мне пишет очень много девушек, которые интересуются, как стать бортпроводницей, какие есть нюансы. Просят рассказать мою историю: какой вуз окончила, как попала на кастинг в авиакомпанию. Я всем объясняю, что бортпроводник – это не только запись в трудовой книжке, это образ жизни. Мне уже сложно представить себя работающей пять дней в неделю в офисе, например. Да, у стюардесс тоже пятидневка – Трудовой кодекс один на всех. Но выходные у нас далеко не всегда выпадают на субботу и воскресенье. Я чувствую особое удовольствие, если они приходятся, например, на понедельник. Все торопятся на работу, а я могу позволить себе поспать подольше, – улыбается Анна.
Интересующихся ее профессией она предупреждает: нужно быть готовым не только к плавающим выходным, но и к тому, что планы удастся построить максимум на три дня. Именно на такой срок рабочий график известен точно. На месяц он составляется «в простом карандаше» и часто меняется.
– Еще советую девушкам, которые хотят стать стюардессами, устроить свою личную жизнь еще до похода на кастинг в авиакомпанию. Как только вы начнете летать, сделать это будет нелегко. Парням и мужьям бортпроводниц приходится сложно, в том числе из-за особого графика работы, выдерживают далеко не все. Думаю, неспроста стюардессы часто выходят замуж за пилотов, бортпроводников или сотрудников аэропорта. Возможно, понять "летающих" могут только такие же, как они сами, – предполагает героиня.
"В пять лет сказала: стану стюардессой"
Сама наша героиня о таких тонкостях одной из самых романтичных профессий в мире, конечно же, даже не догадывалась, когда отправлялась на кастинг в "Белавиа".
– Моя мама, узнав, что я его прошла, нашла видеокассету 1989 года и сказала: "Смотри, ты еще в пять лет говорила: буду стюардессой. Как знала!". На самом деле в том видео не было ничего пророческого, на мой взгляд. Я хорошо помню, почему назвала именно эту профессию, когда воспитатель спросила у детей из моей группы: а кем вы хотите стать? Во-первых, все девочки как одна пожелали стать фотомоделями – тогда это было модно, а повторяться я не хотела. Во-вторых, уже тогда понимала, что век фотомодели короток. А в-третьих, бортпроводницы мне казались такими же красивыми, как фотомодели. Всего этого мне тогда было достаточно, чтобы определиться с выбором, – улыбается Анна.
О будущей профессии она имела весьма отдаленное представление даже накануне кастинга. Признается: до того, как стать частью экипажа самолета, вообще ни разу не летала. А пробоваться в бортпроводники пошла в основном из интереса. По всем параметрам она подходила идеально, кроме одного.
– Больше всего я переживала за то, что мой вестибулярный аппарат не пройдет испытание. Меня укачивало везде: в поезде, в машине. Боялась, что самолет не станет исключением. Но когда во время прохождения медкомиссии меня раскрутили на специальном стуле, выяснилось, что зря волновалась. И действительно, на борту меня не укачивает, – уточняет Анна.
– Когда поступала, думала, что стану переводчиком. Тогда это была модная профессия, потому что предполагала путешествия, знакомства с новыми людьми, культурой других стран. Но к окончанию вуза переводчиков стало слишком много. Поняла, что нужно подумать о другой сфере. О кастинге в бортпроводницы узнала случайно. Настолько сильно волновалась перед ним, что в итоге пошла к приемной комиссии последней, хотя на всех экзаменах обычно первая. Мне задавали много разных вопросов, но один я запомнила особенно хорошо: какую свою черту характера вы считаете слабой? Я ответила, что пунктуальность: всегда прихожу вовремя и потом жду всех. Члены комиссии рассмеялись, потому что не ожидали такого. Через неделю меня пригласили на работу, – рассказывает Анна Титовец.
Вот уже 10 лет она "летает в облаках". Говорит, что за это время поняла: бортпроводник – профессия сложная по большей части в моральном плане. Но она многому учит: например, терпению и равному отношению ко всему.
– Мне совершенно не важно, кто сидит в пассажирском кресле – знаменитость или конвоируемый, который провел за решеткой 30 лет и летит умирать на родину (а такое в моей практике было). Всех обслуживаю одинаково хорошо, помогаю искренне. Еще наша профессия учит находчивости – это помогает разрядить конфликтную обстановку. Помню, пассажир требовал, чтобы я моментально его обслужила, хотя это было невозможно. Он сказал: "Да вы знаете, кто я? Вы тут работаете последний день!" Я с улыбкой ответила, что уже подумывала о смене профессии, и предложила чаю. Пассажир улыбнулся, конфликт исчерпал себя, – вспоминает Анна.
– Это очень тяжело для организма, – отмечает Анна Титовец. – Поэтому у бортпроводников отпуск 60 дней в году. Я люблю брать его зимой и летать в теплые страны за витамином D. Обычно выбираю пляжный отдых, чтобы просто лежа загорать. Катастрофически не высыпаюсь в обычной жизни.
Кстати, победа в конкурсе вдохновила ее продолжить писать книгу. Анна забросила это дело из-за нехватки времени. Но, вернувшись с короной "Топ стюардессы", приняла решение писать каждый день хоть по паре строк.
– Пока не знаю, какой получится в итоге жанр, возможно, фэнтези. Но совершенно точно эта история будет связана с авиацией. В книге найдется место сумасшедшему роману, который когда-то случился у меня с пассажиром. Встречались четыре года. Но потом оказалось, что это жизнь и в ней не все мечты сбываются… Обещаю, что книга будет очень интересной, – улыбается Анна. – У стюардесс жизнь вообще скучной не бывает.
Задания на профессиональные навыки на конкурсе дались Анне Титовец легко. Она – действующий тренер-инструктор на ряде воздушных судов, а это значит, что все ее действия в полете доведены до автоматизма. Поэтому во время конкурса больше переживала за творческий номер: к тому моменту она училась играть на барабанной установке меньше полугода.
– Получаю огромное удовольствие от того, что после работы могу выйти из образа стюардессы, надеть рваные джинсы и сыграть на барабанах что-то мощное вроде песен Depeche Mode, одну из которых и выбрала для творческой части конкурса "Топ стюардесс", – признается Анна Титовец.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Елена ИВАШКО, фото - Виталий ПИВОВАРЧИК