Немцы называли эти самолеты "кофемолки". Без радиосвязи и бронеспинок, с маломощным мотором и даже без прицела. Однако именно с легких, учебных По-2 женский авиаполк сбросил 3 тысячи тонн бомб и 26 тысяч зажигательных снарядов, принеся врагам ощутимый вред.
Летом 1942 года только что сформированный женский авиаполк убыл на Северо-Кавказский фронт. Одна из летчиц, Галина Докутович, вела личный дневник.
- Она описывала моменты, что, когда они проходили обучение, спать приходилось на соломе, в холоде. Раньше не было защиты, стекла, они обмораживали лица, тонким слоем льда кожа покрывалась. Допустим, снег в лицо - он потом в лед превращался, - рассказала младший научный сотрудник Музея истории Великой Отечественной войны Анна Ковалева.
- У них был противоветровой козырек впереди. Он прикрывал, когда они летели километров 100-120, от набегающего потока воздуха. Но застекленной кабины не было. Она, в принципе, и не предусматривалась в конструкции этого самолета, - добавил научный сотрудник Центра военной истории Беларуси Дмитрий Киенко.
Летали девушки на бипланах У-2. Позже их переименовали в По-2 - Поликарпов-2.
- Самолет начала 1928 года выпуска. Хороший учебно-тренировочный самолет конструкции Поликарпова. Достаточно надежная машина, медленная, но очень устойчивая в полетах, мало склонная к падению в штопор. Поэтому ее с большим успехом использовали в учебных частях для становления летчиков, первоначального обучения, - уточнил Дмитрий Киенко. - А в рамках начавшейся войны, имея большой запас таких самолетов и возможности их производства, начали формировать полки ночных бомбардировщиков. В 99% летали мужчины, и только в одном полку - женщины.
Им было от 17 до 22 лет. Как появился знаменитый полк "ночных ведьм"?
Пилоты подлетали к позициям фашистских войск ночью на малой высоте. Об их приближении становилось известно по тихому стрекотанию мотора. Из-за этого солдаты вермахта называли самолет "кофемолки", "швейные машины", а также "русс фанер".
- Самолет был хорош для ночных бомбардировочных атак, хотя имел небольшую нагрузку. Это было его несомненным минусом, но за неимением лучшего подходило хотя бы это. Было не до выбора. По минусам можно еще добавить небольшую скорость. Они практически не могли уйти от атак истребителей, если уже их видели, - описал Дмитрий Киенко. - Плюсом была высокая устойчивость в воздухе. Возможность летать на очень низких высотах, практически над кромками деревьев, в нескольких метрах. Возможность летать ночью. Очень простые приборы, абсолютно простая управляемость. Возможность управлять самолетом из двух кабин одновременно. В случае ранения одного из членов экипажа, второй летчик мог перехватить управление - у него была такая же ручка - довести самолет домой и посадить.
Биплан мог развивать скорость до 120 км/ч. Немецкие истребители летали значительно быстрее - минимум 140 км/ч - и нередко проскакивали мимо, из-за низкой высоты цели могли врезаться в землю.
- Было четыре бомбодержателя, к каждому подвешивалось по 50-килограммовой бомбе. Занимались этим авиационные техники, техники вооружения. Летчики практически никогда не привлекались к обслуживанию самолета и к подвеске авиабомб. Так как крылья были низко расположены, то двое, даже две женщины, могли 50-килограммовую бомбу поднять, взяв с двух сторон, - резюмировал Дмитрий Киенко.
Из книги Натальи Кравцовой и Ирины Ракобольской "Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков":
Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для летчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/ч. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.
- В ночных вылетах все зависело от удаленности цели: чем ближе, тем больше возможностей туда слетать. И от длительности ночного периода. В летний период до цели можно было слетать один раз, даже если она была на близком расстоянии, потому что световой день был очень большой. Ранний восход солнца и поздний заход обеспечивали возможность для противника увидеть самолет в воздухе, перехватить или сбить с земли. А в зимний период, когда темное время более длинное, то могли два-три вылета сделать. Все зависело от удаленности цели. Если цель далеко, то обходились одним вылетом, - добавил эксперт.
За время Великой Отечественной летчицы сбросили около 3 тысяч тонн бомб и 26 тысяч зажигательных снарядов. Были уничтожены вражеские склады, поезда, железнодорожные станции, цистерны с горючим. Но и сам полк нес безвозвратные потери.
| Подготовлено по видео БЕЛТА, скриншоты видео.
Читайте также:
"Если бы Сталин услышал…" Когда на самом деле появилось название "ночные ведьмы"?
"Девонька, подрасти". Она не проходила в авиацию по росту, но стала "ночной ведьмой"
"А вчера я не выдержала. Заплакала". Один из подвигов "ночной ведьмы" Галины Докутович