Новости темы
"Проект "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА"
28 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА заведующий отделом публикаций Национального архива Беларуси, кандидат исторических наук Святослав Кулинок рассказал об использовании детей в качестве агентов немецких спецслужб в годы Великой Отечественной войны.
Рассуждая на тему вербовки детей в немецкие агенты, Святослав Кулинок обратился к совместному проекту БЕЛТА и Министерства юстиции "Архив. Ничего кроме правды", по результатам которого вышла книга.
Он привел пример, что маленьким детям давались простейшие задания - посмотреть и посчитать. "Особенно в начальный период войны деткам 8-9 лет давали сигнальную ракетницу, говорили сходить, например, в свою деревню или куда-то еще и посчитать, сколько там танков, сколько красноармейцев. Причем выступали, как правило, от имени красноармейцев, то есть немцы переодевались в советскую форму, говорили, что отбились от своих частей. Даже так обманывали детей. И ребенок шел, искренне веря, что он помогает своим солдатам. Ему говорили: "Когда найдешь часть, посчитаешь - стреляй в воздух", после этого налетала авиация и бомбила", - рассказал Святослав Кулинок.
Заведующий отделом публикаций Национального архива Беларуси привел пример, который был актуален на территории Ленинградской области: "Деток умственно неполноценных из детского дома тоже забросили в Ленинград, велев встать в определенном месте и выстрелить из ракетницы, пообещав, что после этого самолет привезет маму ребенка. А чтобы самолет увидел, куда садиться, надо выстрелить ракетой. И так ребенка возле одного из заводов разоблачили".
"Немцы не гнушались ничем, настолько были беспринципны в своей работе агентурной. Для них главное был результат. А то, что кто-то пострадает, чья-то жизнь будет разрушена, их мало волновало. Методы вербовки разные были. Заложничество - самый эффективный, когда угроза семье была (забрали родителей в заложники - выполни задания или родителей убьем). Играли на чувствах маленьких деток: приключения, возможность иметь оружие, почувствуй себя взрослым. Естественно, активно использовали трудных подростков (из колоний, из детских домов), хулиганистых, которых легче было как-то мотивировать за деньги, за какие-то обещания", - рассказал Святослав Кулинок.-0-
"Один из сюжетов как раз касается детей-диверсантов. Долгое время (мы знаем фильм "Сволочи") дискредитировали Советский Союз, что он использовал детей-диверсантов, хотя никаких документов по этому факту нет. А то, что немцы поступали так, доказывает большое количество документов. На сегодняшний день по архивным материалам, которые хранятся в фондах НАРБ, установлено 12 школ, где готовили детей-диверсантов от 7 до 16 лет. Через эти школы прошло более 1 тыс. агентов-детей", - рассказал историк.
Он привел пример, что маленьким детям давались простейшие задания - посмотреть и посчитать. "Особенно в начальный период войны деткам 8-9 лет давали сигнальную ракетницу, говорили сходить, например, в свою деревню или куда-то еще и посчитать, сколько там танков, сколько красноармейцев. Причем выступали, как правило, от имени красноармейцев, то есть немцы переодевались в советскую форму, говорили, что отбились от своих частей. Даже так обманывали детей. И ребенок шел, искренне веря, что он помогает своим солдатам. Ему говорили: "Когда найдешь часть, посчитаешь - стреляй в воздух", после этого налетала авиация и бомбила", - рассказал Святослав Кулинок.
Заведующий отделом публикаций Национального архива Беларуси привел пример, который был актуален на территории Ленинградской области: "Деток умственно неполноценных из детского дома тоже забросили в Ленинград, велев встать в определенном месте и выстрелить из ракетницы, пообещав, что после этого самолет привезет маму ребенка. А чтобы самолет увидел, куда садиться, надо выстрелить ракетой. И так ребенка возле одного из заводов разоблачили".
"Немцы не гнушались ничем, настолько были беспринципны в своей работе агентурной. Для них главное был результат. А то, что кто-то пострадает, чья-то жизнь будет разрушена, их мало волновало. Методы вербовки разные были. Заложничество - самый эффективный, когда угроза семье была (забрали родителей в заложники - выполни задания или родителей убьем). Играли на чувствах маленьких деток: приключения, возможность иметь оружие, почувствуй себя взрослым. Естественно, активно использовали трудных подростков (из колоний, из детских домов), хулиганистых, которых легче было как-то мотивировать за деньги, за какие-то обещания", - рассказал Святослав Кулинок.-0-