ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 21 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Общество
13 октября 2024, 10:26

"На сцене можно простить все, кроме пустых глаз". Балерины о мотивации, диетах и любви к искусству

Фото Pexels
Фото Pexels
 Балет - одно из самых грациозных искусств, которое требует большой физической подготовки и преданности сцене. Балерина Елизавета Мусорина пришла в Большой театр в 2022 году, а Людмила Хитрова - в 2008-м. В День работников культуры корреспондент БЕЛТА побеседовала с представительницами творческой профессии и узнала, что мотивирует их двигаться вперед и с какими трудностями сталкиваются на протяжении карьеры.

- Как вы впервые попали в балет и почему им заинтересовались?

Елизавета Мусорина:


- У меня балетные родители. Мама - народная артистка Украины, а папа - заслуженный артист. Я с детства была окружена балетной атмосферой, росла в этом и других вариантов просто не видела.

Людмила Хитрова:

- Конкретно в балет я попала в 10 лет, но до этого около четырех лет занималась танцами. Когда повзрослела и мы переехали из Казахстана в Нижний Новгород, мама записала меня в кружок эстрадных танцев. Наш ансамбль выступал в различных домах культуры. Его посещала девочка, родители которой были знакомы с учеником из балетного хореографического училища. Именно ее мать посоветовала отдать меня в Нижегородское театральное училище на хореографическое отделение.

С момента, когда я начала заниматься балетом, прошло 26 лет. И за все это время я не изменила любимому делу. Не скажу, что с первого дня грезила стать балериной. Во время моего обучения у нас не было возможности посмотреть на выступления любимых балерин и найти дополнительную мотивацию, но с каждым месяцем обучения я все больше проникалась профессией.

- Где вы учились и что было самым трудным в учебе?

Елизавета Мусорина:


- Мама когда-то училась в Пермском хореографическом училище. А в Минске в то время преподавали педагоги из Перми Клара Малышева и Нина Дьяченко - из лучших мастеров характерного танца в СНГ. Моя мама ориентировалась на них, поэтому отправила меня сюда. Именно с учебой проблем не было. Мне всегда хотелось пожить без родителей, тем более в другой стране, но я все-таки была домашней девочкой, поэтому было сложно адаптироваться к новым обстоятельствам. Я очень скучала по родителям и друзьям, даже плакала, искала какой-то поддержки. Конечно, позже я освоилась, и сейчас отлично чувствую себя в Минске. В Большой театр попала, когда к нам в колледж приходил главный балетмейстер Игорь Колб. Он отбирал девушек для работы в театре. Мне сразу предложили партию в балете "Жизель", и я, конечно же, согласилась.

Людмила Хитрова:

- Я поступила на хореографическое отделение театрального училища имени Е.А. Евстигнеева в Нижнем Новгороде. Учеба была сложной. Помимо школьных предметов, мы были заняты во всем репертуаре театра, поэтому нагрузка была вдвойне, втройне больше. Репетиции, школа, а вечером спектакль с артистами. И так каждый день. Вечные передвижения между театром и учреждением, где мы получали базовое образование, вызывали сложности.

Трудности вызывало то, что мы жили на другом конце города от театра, и каждый день мне приходилось ездить полтора часа в одну сторону и полтора часа в другую. Меня укачивало в автобусах. И даже сейчас летом, приезжая в Нижний Новгород, у меня возникают вспышки из детства, ведь я ездила так каждый день в течение восьми лет. Но сейчас у меня больше приятных, чем грустных воспоминаний.

- Как изменилась жизнь после прихода в театр?

Елизавета Мусорина:


- Моя жизнь изменилась достаточно сильно. На мои плечи легло больше ответственности. Нужно подстраивать личные дела под рабочий график, снимать жилье, оплачивать квартиру, распределять финансы. Можно сказать, что я стала более взрослой.

Людмила Хитрова:

- Когда ты приходишь в театр, то понимаешь, что несешь ответственность сам за себя, никто не будет тебя заставлять что-то делать. Все зависит от тебя, поэтому очень важно сохранить в себе дисциплину. Какой бы ни был талантливый педагог, если артист наплевательски относится к сцене, то он ничего не добьется.

 - Есть ли у вас кумир, которым вы вдохновляетесь на протяжении балетного пути?

Елизавета Мусорина:


- Самым первым кумиром, на которого я ориентировалась, была моя мама. У нее очень успешная карьера и интересная жизнь. Но я слежу за жизнью и творчеством балерин и в мировом балете. Мне очень нравится Марианела Нуньес из Королевского балета, а также народная артистка России Ульяна Лопаткина. Конечно, она уже практически закончила свою карьеру, но я люблю пересматривать видео старых выступлений, следить, как эти артистки начинали свой путь и росли профессионально. Я также подписана на разных балерин в социальных сетях, где наблюдаю, как они питаются, тренируются и чем занимаются помимо балета. Иногда беру себе на заметку различные фишки.

Людмила Хитрова:


- Безусловно, есть балерины и артисты, которые меня вдохновляют. Например, тоже Марианела Нуньес, которая танцует в Королевском балете в Лондоне. Это человек, который танцует душой. Всем своим телом и разумом она предана балету.

- Приходится ли вам соблюдать диеты, чтобы оставаться в хорошей форме?

Елизавета Мусорина:


- Я стараюсь питаться интуитивно, но при этом соблюдаю баланс белков, жиров и углеводов. Поддерживать сухую форму мне, наверное, помогает нелюбовь к сладкому. Иногда я могу его себе позволить, но достаточно редко и в небольшом количестве. В целом я считаю, что соблюдать диеты - это не очень правильно. Сейчас многие ученые говорят, что голодать или питаться одними продуктами вредно. Лучше слушать себя и свой организм, избегать сверхконтроля над собой. Если я вижу, что поправилась, то стараюсь увеличить активность, потреблять больше белка и овощей.

Людмила Хитрова:

- Безусловно, я слежу за своим питанием. Каждый человек имеет свое строение и метаболизм. Есть те, кто могут позволить себе есть с утра до вечера все, что они хотят, но оставаться в хорошей форме, а есть такие, которые не могут позволить себе съесть даже булочку. Все очень индивидуально. При этом я хочу разрушить стереотип, что балерины питаются воздухом: это неправда. Я до недавнего времени была жуткой сладкоежкой. Если во время обеда приходилось выбирать между полезным салатом и кусочком торта, то я выбирала второе. Но с возрастом стала задумываться о том, что тело - мой инструмент, который не просто меня кормит, но и помогает мне продлить мою сценическую жизнь. Я благодарна моему телу, ведь оно помогает переносить мне немыслимые нагрузки, и хочу как можно дольше сохранять его здоровым, поэтому стараюсь питаться правильно.

- В каких амплуа вы гармоничнее всего чувствуете себя на сцене и какие ваши любимые героини?

Елизавета Мусорина:


- У меня в репертуаре достаточно много партий. Не могу сказать, что есть любимое амплуа, то есть я себя комфортно чувствую как в "Жизели", так и в "Бахчисарайском фонтане", и в "Анне Карениной", где исполняю роль Бетси Тверской. Мне комфортно и в нежных, романтических, и в страстных, роковых образах.

Людмила Хитрова:


- Примерно 90% нашего репертуара состоит из драматических спектаклей, где героини погибают или сходят с ума. Мало радостных постановок, где все заканчивается хэппи-эндом. До некоторых пор я исполняла исключительно лирические партии - "Жизель", "Джульетта", "Ева", но потом наши руководители увидели во мне другие образы и характеры, которых я сама в себе не замечала. Так, когда мы были на гастролях в Астрахани, Валентин Елизарьев подошел ко мне и моему партнеру Константину Белохвостику и сказал, что мы ему этой ночью приснились в образах Кармен и Хосе из его спектакля. Я была удивлена, ведь даже не думала, что когда-то смогу такое станцевать. Но, конечно, если мы приснились такому великому человеку, я не смогла отказаться. Репетиции шли очень сложно, потому что у меня был диссонанс с внутренним миром. Я не верила, что буду убедительно смотреться на сцене, но в итоге справилась с этой ролью. Думаю, помог мой жизненный опыт. Он играет большую роль в нашей профессии.

- Гастроли - важная часть жизни любой балерины. Нравится ли вам путешествовать? Какие трудности возникают во время путешествий и как вы с ними справляетесь?

Елизавета Мусорина:

- Пока что я не была на крупных гастролях, только в кратковременных поездках. Работать во время гастролей очень интересно, и я надеюсь, у нас еще будет возможность куда-то поехать. Всегда хочется сменить обстановку, а гастроли дают глоток свежего воздуха. При этом в гастролях есть и минусы. Очень тяжело вернуться в форму после, потому что переезды негативно влияют на состояние мышц и самочувствие. А смена часовых поясов, даже если один час разницы, сильно бьет по режиму. Несмотря на трудности, я хочу объехать весь мир. Мои коллеги хорошо отзывались о гастролях в России, Казахстане, Узбекистане.

Людмила Хитрова:


- Я была в Индонезии. Мы танцевали в Джакарте, Сингапуре, Перу. Буквально месяц назад впервые оказалась в Петергофе. Пусть он не так далеко, как Индонезия, но это не значит, что он впечатлил меня меньше. В любом месте, куда меня приносит моя профессия, я могу найти что-то интересное. Конечно, выступление на другой сцене - это вызов, ведь мы привыкаем к родной сцене и знаем ее наизусть. От переездов затекают ноги. А иногда нужно станцевать так, чтобы никто не понял, что ты до этого 48 часов находилась в самолете. Но трудности забываются, а все нюансы перекрывают приятные впечатления от путешествий.

- Постановка спектакля - это всегда работа в коллективе. Часто ли случаются конфликты и как вы их решаете?

Елизавета Мусорина:

- Конечно, во время репетиций у нас бывают недопонимания. Но самое важное, как и в любой профессии, это умение общаться, договариваться и находить компромиссы. У нас принято уважать старших, делиться опытом с младшими и помогать друг другу. Мы стараемся решить конфликты мирно, ведь нам и дальше нужно работать в одном коллективе и часто пересекаться.

Людмила Хитрова:

- Я максимально неконфликтный человек. Даже самая маленькая ссора и повышение голоса отбирает у меня огромное количество энергии, поэтому стараюсь не тратить ее на негатив.

- Хотели ли вы когда-нибудь бросить балет?

Елизавета Мусорина:


- На самом деле никогда. Я слышала, что такое случалось у многих девушек и парней, но все они преодолевали эту ситуацию. Единственная причина, по которой я могла бы задуматься уйти из балета, это травма, несовместимая с профессией. Но я надеюсь, такого не случится, и все на свете можно преодолеть. Всегда нужно двигаться и расти дальше.

Людмила Хитрова:

- Помню, что во время обучения в училище я практически каждый день проливала слезы. Тогда мне казалось, что все несправедливо, а педагоги слишком придираются. Часто в голове всплывают картинки из детства: я, сидящая на подоконнике в маленьком зале, плачу и смотрю в окно. Но при этом у меня никогда не возникало даже мысли, что нужно все бросить, это не мое и я не хочу этим заниматься. Я счастлива, что такое никогда не приходило мне в голову.

- Что остается в памяти после выступления ярче всего и является самым ценным?

Елизавета Мусорина:


- Мне важно ощущение того, что спектакль удался, зритель остался доволен, и я тоже. Не могу выделить что-то одно. Скорее, все вместе приводит к чувству эйфории после спектакля как итог проделанной работы и завершенной истории.

Людмила Хитрова:

- Наверное, это удовлетворенность собой и энергообмен со зрителями. Артист балета - не то, что мы делаем в зале, а то, что можем донести до сцены и показать. Я знаю много случаев, когда в балетном зале артист творит чудеса, но, выходя на сцену, на него не интересно смотреть, потому что он по-актерски не может донести образ или теряется на сцене. Магия случается именно тогда, когда перед тобой большой, полный зрителей зал, музыка и коллеги.

- Какой совет вы дали бы начинающим балеринам?

Елизавета Мусорина:

- Я бы хотела пожелать побольше уверенности и любви к себе и, наверное, больше настойчивости. Вы должны верить в свои силы. Если трудиться и работать над собой, все обязательно получится. Никогда не нужно унывать и бросать дело на половине пути.

Людмила Хитрова:


- Я пожелаю максимально любить и уважать свое дело. Наша работа - не только физический танец. Мы как артисты балета должны нести красоту душой и взглядом, а наши глаза должны гореть, потому что мы любим то, чем занимаемся. Нужно каждый день маленькими шажками двигаться наверх, чтобы внутренний огонек никогда не угасал. На сцене можно простить все, кроме пустых глаз. Артист должен гореть и делиться своей энергетикой. Если мы будем пусты внутри, то зритель это увидит.

БЕЛТА. -0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси