Миграционный кризис в ЕС в последние годы стал наиболее освещаемой темой в европейских средствах массовой информации. У тех, кто внимательно следит за этими новостями, может сложиться впечатление, что страны Евросоюза - это подобие поздней Римской империи, со всех сторон штурмуемой ордами варваров. И некоторые страны-неофиты этого союза, вроде Польши или стран Балтии, как некогда изменчивые и ненадежные провинции Древнего Рима, старательно превозносят себя на этом фоне как защитников рубежей Европы, стойко охраняющих ее спокойствие и безопасность. При этом своим восточным соседям - Беларуси и России - они отводят роль чуть ли не организаторов этого кризиса.
Польский экс-судья Томаш Шмидт в авторской колонке попробовал более детально разобраться в этой непростой проблеме, ее причинах, истоках и происходящих событиях.
Каковы прежде всего истинные причины роста миграционных потоков в страны ЕС? Причин здесь можно выделить несколько.
Прежде всего это глобализация экономических процессов, приводящая к перемещению невиданного ранее количества рабочей силы и фактическому распаду национальных экономик ряда государств Ближневосточного и Африканского регионов. Сюда же можно отнести и информатизацию социального пространства, когда дальние путешествия не представляются запредельно сложными, в отличие от предыдущих лет.
Вторая причина - прямое политическое и военное вмешательство стран НАТО или их союзников, дестабилизирующее огромные регионы. Достаточно вспомнить за последние 20 лет Ирак и Ливию, где стабильные политические режимы были сметены по прихоти США и их союзников. Можно назвать многострадальную Сирию, где хоть и не удалось сместить законное руководство, но политическая стабильность была значительно подорвана на долгие годы. И в последний год мы являемся свидетелями подлинного геноцида палестинского народа, осуществляемого Израилем с молчаливого одобрения стран НАТО и ЕС. А ведь все это многократно увеличивает количество людей, готовых бежать, бросив все, в регионы политически и экономически стабильные, каким, без сомнения, является Европа.
И, наконец, третьей серьезной причиной является сама политика старых членов ЕС, которые в отчаянной попытке преодолеть серьезный демографический кризис, вызванный старением наций и разрушением традиционных семейных ценностей, готовы принимать у себя толпы мигрантов со всего света. Достаточно вспомнить незаурядную "канцлерин" фрау Меркель с ее ставшей уже крылатой фразой: "Wir schaffen das" ("Мы можем это"). Проявлением этой политики стало то, что мигранты, особенно в начале и середине 2010-х годов, имели достаточно неплохую возможность осесть в Европе, получая (благодаря своей многодетности) такие денежные пособия и прочие социальные гарантии вроде бесплатного жилья, о которых коренные жители могли только мечтать.
И что тут может быть дивного, когда сотни тысяч обездоленных людей готовы бросить свои разрушенные дома и страны и рисковать жизнями, чтобы добраться до вожделенных "райских кущ", которые им щедро пообещали европейские политики?
Но, увы, и в самом проявлении миграционного кризиса все далеко не так однозначно. Вообще существует три (можно сказать, уже традиционных) пути миграции в Европу. Самый короткий - средиземноморский путь: из Северной Африки через Италию. Затем балканский, проходящий через Турцию и балканские страны, и в последние три года после фактического закрытия балканского пути обозначился путь мигрантов через Беларусь.
Что не может не вызывать удивления, так это противоречивая позиция руководства Евросоюза, различающаяся по отношению к мигрантам на каждом из этих путей. Так, например, еще недавно мы могли видеть в репортажах европейских СМИ новости, исполненные глубокого сочувствия и искреннего сопереживания к горю и отчаянию людей, готовых садиться в утлые суденышки и плыть через Средиземное море навстречу своей "европейской мечте". Настоящими героями в этих репортажах были представлены люди, которые за свой счет снаряжали суда, чтобы спасти мигрантов, терпящих бедствие. Всех же противников такого подхода или тех, кто просто призывал быть более осторожными в такого рода поощрении миграции, репортажи европейских мейнстримовских медиа однозначно клеймили позором и обвиняли в ксенофобии.
Балканский путь также освещался в сочувственном по отношению к мигрантам ключе. Чего только стоит публичная "порка" венгерской журналистки Петры Ласло в 2015 году, ударившей мигрантку на границе между Венгрией с Сербией! Ее не только уволили с работы, но и обвинили в нарушении общественного порядка и приговорили к трем годам испытательного срока. Однако путем долгого и меркантильного торга с руководством Турции в лице ее президента Эрдогана европейцам удалось частично закрыть балканский маршрут миграции, по сути, уплатив Турции несколько миллиардов евро отступных.
И что удивительного в том, что все возрастающие миграционные потоки нашли себе новый маршрут через Беларусь?
Но какое отношение к тем же самым мигрантам из тех же самых стран мы видим на границе с Беларусью со стороны пограничников Польши и стран Балтии? Заборы, колючая проволока, собаки, рейды пограничников и так называемых добровольных дружин, удары электрошокерами, резиновые (и не только) пули, избиения, издевательства и, в конечном счете, гибель множества людей. Все помнят польского солдата Эмиля Чечко, дававшего показания о фактах массовых расстрелов мигрантов польскими военнослужащими. Людей, которые, может быть, еще сомневаются, я прошу посмотреть фильм-расследование журналистов АТН "Нелюди", в котором собраны многочисленные свидетельства очевидцев - людей, которым повезло пережить "демократический прием беженцев" в странах новой Европы.
Более того, 12 июля Сейм Польши большинством голосов утверждает проект закона, расширяющего спектр легального применения оружия польскими военными, полицейскими и пограничниками. Теперь они, не боясь уголовного наказания, могут стрелять на упреждение по всем, кто пытается пересечь границу.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: является ли практика, которая применяется ныне Польшей вместе со странами Балтии в отношении нелегальных мигрантов, общепринятой в странах ЕС? Так, политика Италии, Испании или Франции, как и балканских стран, показывает, что нет. В курсе ли руководство ЕС, как именно относятся к мигрантам в Польше? Безусловно, в курсе. Так что это, как не проявление политики двойных стандартов? Что это, как не лицемерная человеконенавистническая игра на публику? В Средиземном море мигранты - правильные, в Беларуси - неправильные. Тех мы встречаем заботой и вниманием, этих - дубинками и пулями.
Так в чем же может заключаться истинная причина такого рода проявления политики двойных стандартов? Как мне представляется, несчастные мигранты - это всего лишь инструмент политики для западноевропейских финансовых олигархий. Одни - повод лицемерно поиграть в милосердие и филантропию, попутно и подспудно разрушая европейское общество, наводняя его мигрантами. Другие мигранты - это повод, не больше не меньше, до предела обострить отношения с ненавистным для польских проамериканских властей белорусским режимом, попутно наводнив приграничную территорию войсками и насытив ее соответствующей военной инфраструктурой.
Для самих польских властей это лишний повод почувствовать свою значимость, побыть в центре внимания, выбить очередное финансирование из европейских бюджетов, ну и прослыть тем самым оплотом "цивилизованного мира" на границе с "варварами".
Но принесет ли такая политика благополучие и спокойствие в страны Евросоюза? События показывают, что нет. Уже появился внутри якобы единого ЕС внутренний пограничный контроль, который, хотя и противоречит законодательству ЕС, тем не менее продолжает свое существование.
Следует обратить внимание, что сама по себе Польша не интересует мигрантов в качестве страны постоянного проживания. Их цель - Германия, Франция, Скандинавия или страны Бенилюкса. Польша всего лишь транзитная зона. Но уже сейчас на территорию Польши Германия начинает возвращать мигрантов, проникших через ее восточную границу. И что с ними будет делать руководство Польши?
Кроме того, подобная лицемерная политика ослабляет и без того шаткую позицию европейских государств в странах Глобального Юга.
Продолжение жестокой политики польских властей в отношении мигрантов бесперспективно. Несмотря на все лицемерие еврочиновников, они под давлением международной общественности вынуждены обращать внимание своих вассалов на необходимость придерживаться определенных рамок поведения.
И вот не далее как 17 июля комиссар Совета Европы по правам человека Майкл О'Флаэрти направляет письма премьеру-министру Польши и председателю Сената, в которых выражает обеспокоенность соблюдением прав человека на границе с Беларусью. В своем письме премьеру комиссар выразил обеспокоенность сообщениями о продолжающейся практике массового возвращения людей через польско-белорусскую границу, что противоречит обязательствам Польши в рамках международных обязательств по правам человека. Комиссар также призвал Варшаву "обеспечить, чтобы все законы и практика в связи с ситуацией на границе Польши с Беларусью соответствовали стандартам Совета Европы в области прав человека".
Каким же может быть реальный выход из миграционного кризиса для такой страны, как Польша? Прежде всего это отказ от лицемерия, единые подходы внутри ЕС к ограничению миграционных потоков и главное - выстраивание открытых, доверительных отношений с Беларусью, организация совместной работы, построенной на взаимном доверии и уважении к правам каждого.
Готово ли к этому современное польское руководство? Очередной вопрос, который, увы, продолжает оставаться открытым.-0-
Польский экс-судья Томаш Шмидт в авторской колонке попробовал более детально разобраться в этой непростой проблеме, ее причинах, истоках и происходящих событиях.
Каковы прежде всего истинные причины роста миграционных потоков в страны ЕС? Причин здесь можно выделить несколько.
Прежде всего это глобализация экономических процессов, приводящая к перемещению невиданного ранее количества рабочей силы и фактическому распаду национальных экономик ряда государств Ближневосточного и Африканского регионов. Сюда же можно отнести и информатизацию социального пространства, когда дальние путешествия не представляются запредельно сложными, в отличие от предыдущих лет.
Вторая причина - прямое политическое и военное вмешательство стран НАТО или их союзников, дестабилизирующее огромные регионы. Достаточно вспомнить за последние 20 лет Ирак и Ливию, где стабильные политические режимы были сметены по прихоти США и их союзников. Можно назвать многострадальную Сирию, где хоть и не удалось сместить законное руководство, но политическая стабильность была значительно подорвана на долгие годы. И в последний год мы являемся свидетелями подлинного геноцида палестинского народа, осуществляемого Израилем с молчаливого одобрения стран НАТО и ЕС. А ведь все это многократно увеличивает количество людей, готовых бежать, бросив все, в регионы политически и экономически стабильные, каким, без сомнения, является Европа.
И, наконец, третьей серьезной причиной является сама политика старых членов ЕС, которые в отчаянной попытке преодолеть серьезный демографический кризис, вызванный старением наций и разрушением традиционных семейных ценностей, готовы принимать у себя толпы мигрантов со всего света. Достаточно вспомнить незаурядную "канцлерин" фрау Меркель с ее ставшей уже крылатой фразой: "Wir schaffen das" ("Мы можем это"). Проявлением этой политики стало то, что мигранты, особенно в начале и середине 2010-х годов, имели достаточно неплохую возможность осесть в Европе, получая (благодаря своей многодетности) такие денежные пособия и прочие социальные гарантии вроде бесплатного жилья, о которых коренные жители могли только мечтать.
И что тут может быть дивного, когда сотни тысяч обездоленных людей готовы бросить свои разрушенные дома и страны и рисковать жизнями, чтобы добраться до вожделенных "райских кущ", которые им щедро пообещали европейские политики?
Но, увы, и в самом проявлении миграционного кризиса все далеко не так однозначно. Вообще существует три (можно сказать, уже традиционных) пути миграции в Европу. Самый короткий - средиземноморский путь: из Северной Африки через Италию. Затем балканский, проходящий через Турцию и балканские страны, и в последние три года после фактического закрытия балканского пути обозначился путь мигрантов через Беларусь.
Что не может не вызывать удивления, так это противоречивая позиция руководства Евросоюза, различающаяся по отношению к мигрантам на каждом из этих путей. Так, например, еще недавно мы могли видеть в репортажах европейских СМИ новости, исполненные глубокого сочувствия и искреннего сопереживания к горю и отчаянию людей, готовых садиться в утлые суденышки и плыть через Средиземное море навстречу своей "европейской мечте". Настоящими героями в этих репортажах были представлены люди, которые за свой счет снаряжали суда, чтобы спасти мигрантов, терпящих бедствие. Всех же противников такого подхода или тех, кто просто призывал быть более осторожными в такого рода поощрении миграции, репортажи европейских мейнстримовских медиа однозначно клеймили позором и обвиняли в ксенофобии.
Балканский путь также освещался в сочувственном по отношению к мигрантам ключе. Чего только стоит публичная "порка" венгерской журналистки Петры Ласло в 2015 году, ударившей мигрантку на границе между Венгрией с Сербией! Ее не только уволили с работы, но и обвинили в нарушении общественного порядка и приговорили к трем годам испытательного срока. Однако путем долгого и меркантильного торга с руководством Турции в лице ее президента Эрдогана европейцам удалось частично закрыть балканский маршрут миграции, по сути, уплатив Турции несколько миллиардов евро отступных.
И что удивительного в том, что все возрастающие миграционные потоки нашли себе новый маршрут через Беларусь?
Но какое отношение к тем же самым мигрантам из тех же самых стран мы видим на границе с Беларусью со стороны пограничников Польши и стран Балтии? Заборы, колючая проволока, собаки, рейды пограничников и так называемых добровольных дружин, удары электрошокерами, резиновые (и не только) пули, избиения, издевательства и, в конечном счете, гибель множества людей. Все помнят польского солдата Эмиля Чечко, дававшего показания о фактах массовых расстрелов мигрантов польскими военнослужащими. Людей, которые, может быть, еще сомневаются, я прошу посмотреть фильм-расследование журналистов АТН "Нелюди", в котором собраны многочисленные свидетельства очевидцев - людей, которым повезло пережить "демократический прием беженцев" в странах новой Европы.
Более того, 12 июля Сейм Польши большинством голосов утверждает проект закона, расширяющего спектр легального применения оружия польскими военными, полицейскими и пограничниками. Теперь они, не боясь уголовного наказания, могут стрелять на упреждение по всем, кто пытается пересечь границу.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: является ли практика, которая применяется ныне Польшей вместе со странами Балтии в отношении нелегальных мигрантов, общепринятой в странах ЕС? Так, политика Италии, Испании или Франции, как и балканских стран, показывает, что нет. В курсе ли руководство ЕС, как именно относятся к мигрантам в Польше? Безусловно, в курсе. Так что это, как не проявление политики двойных стандартов? Что это, как не лицемерная человеконенавистническая игра на публику? В Средиземном море мигранты - правильные, в Беларуси - неправильные. Тех мы встречаем заботой и вниманием, этих - дубинками и пулями.
Так в чем же может заключаться истинная причина такого рода проявления политики двойных стандартов? Как мне представляется, несчастные мигранты - это всего лишь инструмент политики для западноевропейских финансовых олигархий. Одни - повод лицемерно поиграть в милосердие и филантропию, попутно и подспудно разрушая европейское общество, наводняя его мигрантами. Другие мигранты - это повод, не больше не меньше, до предела обострить отношения с ненавистным для польских проамериканских властей белорусским режимом, попутно наводнив приграничную территорию войсками и насытив ее соответствующей военной инфраструктурой.
Для самих польских властей это лишний повод почувствовать свою значимость, побыть в центре внимания, выбить очередное финансирование из европейских бюджетов, ну и прослыть тем самым оплотом "цивилизованного мира" на границе с "варварами".
Но принесет ли такая политика благополучие и спокойствие в страны Евросоюза? События показывают, что нет. Уже появился внутри якобы единого ЕС внутренний пограничный контроль, который, хотя и противоречит законодательству ЕС, тем не менее продолжает свое существование.
Следует обратить внимание, что сама по себе Польша не интересует мигрантов в качестве страны постоянного проживания. Их цель - Германия, Франция, Скандинавия или страны Бенилюкса. Польша всего лишь транзитная зона. Но уже сейчас на территорию Польши Германия начинает возвращать мигрантов, проникших через ее восточную границу. И что с ними будет делать руководство Польши?
Кроме того, подобная лицемерная политика ослабляет и без того шаткую позицию европейских государств в странах Глобального Юга.
Продолжение жестокой политики польских властей в отношении мигрантов бесперспективно. Несмотря на все лицемерие еврочиновников, они под давлением международной общественности вынуждены обращать внимание своих вассалов на необходимость придерживаться определенных рамок поведения.
И вот не далее как 17 июля комиссар Совета Европы по правам человека Майкл О'Флаэрти направляет письма премьеру-министру Польши и председателю Сената, в которых выражает обеспокоенность соблюдением прав человека на границе с Беларусью. В своем письме премьеру комиссар выразил обеспокоенность сообщениями о продолжающейся практике массового возвращения людей через польско-белорусскую границу, что противоречит обязательствам Польши в рамках международных обязательств по правам человека. Комиссар также призвал Варшаву "обеспечить, чтобы все законы и практика в связи с ситуацией на границе Польши с Беларусью соответствовали стандартам Совета Европы в области прав человека".
Каким же может быть реальный выход из миграционного кризиса для такой страны, как Польша? Прежде всего это отказ от лицемерия, единые подходы внутри ЕС к ограничению миграционных потоков и главное - выстраивание открытых, доверительных отношений с Беларусью, организация совместной работы, построенной на взаимном доверии и уважении к правам каждого.
Готово ли к этому современное польское руководство? Очередной вопрос, который, увы, продолжает оставаться открытым.-0-