ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 22 декабря 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Общество
04 апреля 2024, 17:45

"Местная детвора - мои главные консультанты". Белорус создал в столичном микрорайоне сказочную страну

Сергей Астапенко в детстве хотел стать космонавтом. Мечтал хоть глазком взглянуть на другие миры. Но жизнь повернулась так, что он выбрал очень приземленную профессию – плотник. Однако именно она дала Сергею Геннадьевичу возможность не только видеть другие миры, но и создавать их. Благодаря ему дети в одном из столичных микрорайонов, выйдя на площадку у дома, попадают в настоящую сказочную страну. А населяют ее персонажи, которых выбирают сами ребята. Они для местного мастера главные консультанты и самые преданные поклонники его творчества.
"И чай для Дуси с Васей кипятит..."

Нам повезло. Мы прибыли во дворик с кораблем под алыми парусами, взмывшими над волнами из валунов, в исторический момент. В столичном микрорайоне Восток выстроились в ряд деревянные мельница, два колодца, скамейка "не для всех" и чудо-скворечник. Через полчаса фургон отвезет это все это в Новинки – в детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития.

– К отъезду готовы! – бодро рапортует плотник ЖЭУ№2 Первомайского района Сергей Астапенко, он же автор сказочных работ.  
Пока мы ждем фургон, мастер предлагает нам отдохнуть на одной из скамеек – с надписью "Для мальчишек и девчонок". Удобно! Не преминули мы заглянуть в колодец с золотым ведрышком. Во втором и вовсе запустили колесо по подъему воды. Когда-то оно крутилось в трофейной швейной машинке "Зингер", а скоро станет частью арт-объекта двора дома-итерната. Пробуя в деле деревянные конструкции, читая мудрые афоризмы, выгравированные на обработанном морилкой древе, мы и сами радуемся как дети.

– Думаю, фаворитом станет эта мельница, – предполагает мастер и указывает на нее, более похожую на космический корабль, чем на традиционный ветряк.

Настоящий самоваро-паровозо-вертолет из песенки на стихи Юнны Мориц, что "летит, свистит, пыхтит и чай дает"! Только вместо самовара на «носу" мельницы, готовой к полету, чайник – стальной и с крутыми боками.
– Для большей надежности укрепил его саморезами! – уточняет Сергей Астапенко.

Любуемся и скворечником. Точно такой же на дереве неподалеку уже обжили скворцы. Заливаются трелями, радуясь весне… Через пару дней уже другой скворушка будет напевать песенки детям из дома-интерната: темно-синий фургончик подъехал за работами мастера.
– Мы давно хотели создать на территории школы-интерната Аллею сказок, – уточняет психолог школы-интерната Анастасия Шулепова. – Долгое время это было лишь мечтой. Но однажды коллега показала фото детской площадки в их микрорайоне, где Сергей Геннадьевич обустроил сказочную страну – с каретами, гномами, избушкой на курьих ножках. Мы попросили сделать похожее и для наших ребят. Эти конструкции положат начало той самой долгожданной Аллее сказок. Спасибо мастеру!

– Приеду и установлю все конструкции на бетон, – пообещал Анастасии плотник.

В гости к Бабе-яге
Сергей Геннадьевич предлагает посмотреть на ту самую сказочную страну, фото которой привело представителей школы-интерната к мастеру. Находится она рядом с ТЦ "Восток". В сказочной стране в избушке на курьих ножках идет пир горой. Кроме Бабы-яги за вполне изысканным столом, уставленным чашками, блюдами и прочей богатой утварью, сидят герои народных сказок. Хочешь заглянуть к ним на огонек – позвони в колокольчик!

Еще больше арт-объектов находится на другой детской площадке. Пока мы ими любуемся, кое-кто из ребят успевает прокатиться в сказочной карете по владениям Карабаса-Барабаса, слетать прямиком в сказочную Диканьку и обратно на чудо-ступе, оборудованной не только метлой, но и рулевым управлением. Все эти сказочные декорации Сергей Астапенко творит в свободное от основных плотницких обязанностей время, засиживаясь дотемна в мастерской.

– Некоторые просят: "Сергей, сделай такую площадку, как в нашем детстве!". Они, мне кажется, тогда были особенные: и карусели, и беседки, и мамонты во дворах стояли, а песок в песочницах был желтый-желтый... – рассказывает собеседник.
Многие родители звонят мастеру по телефону, номер которого можно найти рядом с подсобкой с надписью "Плотники". Высказывают определенные пожелания по будущей детской площадке. Но Сергей Геннадьевич откликается чаще на запросы самих ребят, хорошо знающих этого местного кудесника.

"Надевай на голову ведро"

Сергей Астапенко признается: быть плотником-бетонщиком 4 разряда не было его мечтой. Когда папа в детстве спросил его, кем хочет стать, ответил: "Космонавтом!".

– Тогда отец велел: "Надевай ведро на голову". Я так и сделал. А он как даст черенком лопаты по дну! – вспоминает наш герой.

Так столяр-плотник Геннадий Астапенко опустил сына на землю и стал учить своему ремеслу. Когда паренек подрос, начал брать его с собой на объекты. Позднее вместе строили под заказ дома, беседки, сараи. А вскоре Сергей освоил более денежную профессию – плотника-бетонщика. Довелось потрудиться в разных строительных организациях по Беларуси и России. Сергею Геннадьевичу даже повезло участвовать в возведении Храма Всех Святых, что рядом с ЖЭУ-2, где сегодня мастер работает.

– Труд плотника-бетонщика не из простых. Когда здоровье стало не то, решил пойти плотником в домоуправление: все-таки не бетон лопатами поднимать, – рассказывает наш герой.
Так Сергей Астапенко занялся обустройством дворов и жилфонда. Человек творческий и энергичный, он не ограничился кругом профильных обязанностей. Как-то найдя на задворках мраморную статую, решил обустроить красивую клумбу. Местные жители были в восторге. Но созидательный талант художника Сергея Геннадьевича раскрылся немного позже.

Доброта – в генах

Чтобы творить добро, нужно быть человеком большой души. Это у Сергея Астапенко в генах: бабушка по материнской линии Мария Павловна в 1942 году приютила беженку с ребенком в своем домике в поселке Будилово, где сегодня тракторный завод. Жили бедно, скромно. Четырехлетних детей – сына Леньку, его одногодку-племянницу Лерку – с ребенком беженки укладывали спать на одну кровать. К несчастью, малыш оказался болен. В результате всех троих детей похоронили на Кальварийском кладбище.

– Пережив войну и личную трагедию, бабушка и другие люди не пали духом. Они с огромным оптимизмом трудились на восстановлении Минска. Моя мама не раз рассказывала о том, как родители брали детей на разбор завалов, где они играли стреляными гильзами… Тем, кто восстанавливал наш город, я посвятил один из домиков на детской площадке. Там под оргстеклом – рубанок, топор, лопата и другие инструменты, которые брали с собой люди, чтобы восстановить Минск из руин, – рассказывает Сергей Геннадьевич.

Чтобы создавать шедевры для детских площадок, нужны не только золотые руки, но и умение видеть прекрасное там, где, кажется, его найти невозможно. Талант к плотницкому делу и знания, как поведет себя тот или иной вид древесины, у мастера от отца. А любовь к прекрасному – от матери Нелли Никифоровны. С нею мальчик провел много часов в музеях Ленинграда.
– Всю красоту ребенок в детстве впитывает как губка, – уверен Сергей Астапенко. – Мама часто меня возила в Зимний дворец и Петергоф с его изумительными фонтанами. В памяти сохранилось великолепие эксклюзивных шкатулок и царской посуды в Эрмитаже, воинских доспехов и оружия.

Большую роль в жизни и творчестве Сергея Геннадьевича сыграла и его жена – Наталья Ивановна. Он любя называет ее музой.

– Преподает английский в университете. Знает, что я часто задерживаюсь в мастерской и там работаю практически без выходных до вечера, – говорит наш собеседник. – Бывает, так увлекусь, что не могу остановиться, и прихожу домой очень поздно. Благодарен ей, что относится с пониманием. Ведь для любого творческого человека самореализация особо важна. Без нее жизнь теряет смысл.

"Творческие люди всех стран, объединяйтесь!"

Этот лозунг на мастерской плотников ЖЭУ вдохновляет на добрые дела многих жителей микрорайона Восток. Добрые люди помогают Сергею Астапенко создавать сказочные шедевры. Первым из них стал парусник, под которым мы и встретились.

– Корабль в 2018 году сделал из отслуживших свое лыж. Получился почти такой же, как в фильме «Алые паруса», который очень нравится моей маме, – рассказал мастер. – За 6 лет немного побледнела краска – нужно обновить…
Краску для парусника купил местный житель. Сказал мастеру: "Покрась, детям понравится!". И действительно понравилось. Сергей Геннадьевич отмечает, что помощь часто приходит неожиданно.

– Вот однажды девочка попросила сделать из дерева русалочку. Поговорил с ней, иду и соображаю: пообещать-то пообещал, а как выполню? Ни материала, ни инструмента! И вдруг вижу – работники "Зеленстроя" срезают старую липу. Я к ним: "Дайте кусок дерева, хочу сделать из него русалочку для детей». Дали. А пока дошел до мастерской, позвонил сантехник: "Сергей, тут в подвале одного дома нашли целый ящик инструмента для работы по дереву!". Ну как тут не думать о помощи свыше и людской поддержке? – задается вопросом мастер.

Так было и когда Сергей Астапенко собирался выполнить заказ для детей-инвалидов. Поскольку он свято верит в людскую поддержку, то сразу написал объявление на мастерской: мол, кто чем может, помогите создать сказку для школы-интерната. Откликнулись. Один принес саморезы, другой – неработающий телефон, третий – почти новенький заварочный стальной чайник. А четвертый оказался предпринимателем, занимающимся производством поддонов, и подогнал целую машину досок. Сергею Геннадьевичу удалось привлечь немало местных жителей к созданию шедевров. Так общими усилиями и появился городок для Аллеи сказок.
Чтобы творить добро, нужно быть человеком большой души. Это у Сергея Астапенко в генах: бабушка по материнской линии Мария Павловна в 1942 году приютила беженку с ребенком. Жили бедно, скромно. Четырехлетних детей – сына Леньку, его одногодку-племянницу Лерку – с ребенком беженки уложили спать на одну кровать.К несчастью, малыш оказался болен. В результате всех троих детей похоронили на Кальварийском кладбище.

Все сказочные декорации Сергей Астапенко творит в свободное от основной работы время, засиживаясь дотемна в мастерской.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента

Тамара МАРКИНА, фото - Максим ГУЧЕК
Топ-новости
Свежие новости Беларуси