ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 5 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +5°C
Все новости
Все новости

"Летающая крепость": почему Су-25, или "Грача", используют в 18 странах?

Опубликовано:

Логотип БелТА
Общество
26 мая 2025, 18:15

"Летающая крепость": почему Су-25, или "Грача", используют в 18 странах?

"Оружейка" - проект информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. О зарекомендовавших себя с советского времени, поступивших на вооружение в новой истории и перспективных образцах, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.

Штурмовик Су-25, или "Грач", - бронированный дозвуковой военный самолет, предназначенный для непосредственной поддержки наземных войск. Он способен уничтожать цели в зоне прямой видимости или по заданным координатам днем и ночью в любых метеоусловиях.
Су-25 впервые поднялся в воздух в середине 70-х, но до сих пор конструкторские решения, заложенные в машину, позволяют "Грачу" не просто оставаться в строю, а быть незаменимой боевой единицей военно-воздушных сил не только Беларуси, но и еще десятка стран. Штурмовик Су-25 - это самолет-солдат, своего рода "летающая крепость", один из главных долгожителей в авиации... Впрочем, обо всем по порядку.

Конструкторская гонка

После окончания Великой Отечественной войны, как это ни странно, именно штурмовая авиация оказалась на задворках армейского строя. Об этом типе самолетов, несмотря на заслуги, буквально забыли. С появлением ядерного оружия стала модной концепция дистанционных войн, где победу одерживали ракетные войска стратегического назначения с баллистическими ракетами и ядерными боеголовками и сверхзвуковые реактивные самолеты с неуправляемым вооружением на борту, так называемая истребительно-штурмовая авиация.
Однако первые же крупномасштабные учения "Днепр", которые проходили на территории Беларуси в 1967 году, показали практически полную несостоятельность сверхзвуковых "Сушек" и МиГов в работе по наземным целям. Пилоты попросту не успевали сначала обнаружить, а затем уничтожить объекты условного противника. Гораздо более эффективными оказались устаревшие на тот момент околозвуковые МиГ-17. Также не лишенные ряда недостатков, благодаря отличной маневренности они позволяли летчикам с первого захода распознавать и прицельно поражать наземные объекты. Чего действительно не хватало МиГам - так это защищенности и тяговооруженности.

Конструкторы понимали, что на высоких скоростях практически невозможно добиться сколь бы то ни было идеальной маневренности, а значит, и точности. Энтузиасты пошли дальше одних только заключений и приступили к проектированию специализированного самолета для поля боя. Сначала без заказа со стороны армии - в инициативном порядке. По их задумке машины должны были стать простыми в производстве и эксплуатации, с высокой степенью живучести и надежности, и при этом нести под крылом широкий спектр вооружения немалого веса.
Проект нового самолета впервые лег на стол Павла Сухого - главного конструктора ОКБ-51 - в мае 1968 года. Впрочем, дальше научно-технического комитета Генштаба он не прошел. Но уже вначале 1969-го Министерство обороны пришло к выводу, что самолет поддержки войск армии нужен. Сказался в первую очередь американский опыт войн в Корее и во Вьетнаме, да и анализ маневров на территории Беларуси не остался без внимания.

В конструкторской гонке приняли участие сразу четыре ведущих КБ. Но инициативные разработки инженеров Павла Сухого не оставили шансов коллегам. К назначенному времени был готов не только аванпроект, но и полноразмерный макет самолета. Поэтому в 1970 году в Новосибирске приступили к подготовке опытного экземпляра самолета Су-25. Дело могло идти быстрее, но в работу вновь вмешались амбициозные планы заказчика - построить сверх- или околозвуковой штурмовик, на что создатели самолета пойти не могли. В итоге работы удалось возобновить лишь через полтора года, а к первым испытаниям летчики смогли приступить только в начале 1975-го.
Настоящая проверка как летных, так и огневых характеристик штурмовика проходила в Афганистане. С апреля по июнь 1980 года два Су-25 работали в горах, поражая неприятеля фугасными и бетонобойными бомбами, а также НУРСами, совершая по три-четыре вылета в день. Второй этап тестирования состоялся там же, после чего последовала массовая поставка штурмовиков Су-25 в войска. Производство "Грачей" было налажено на двух заводах - в Тбилиси и Улан-Удэ.

Система "боевой живучести"

Одной из первостепенных задач при создании Су-25 стало обеспечение высокого уровня защищенности пилота. Задачу решили комплексно. Специально для штурмовика была разработана целая система "боевой живучести". Здесь и неразрывающиеся топливные баки с пористым наполнителем, и системы автоматического пожаротушения, специальная проводка и дублирующие системы. Основным элементом выступает броня, разработанная под Су-25. Защиту летчика и жизненно важных систем обеспечивают сплавы на основе титана. Они позволили добиться прочности и в то же время снизить общий вес.

Экипаж - 1 чел.; длина - 15,53 м; размах крыла - 14,36 м; высота - 4,8 м.
Тем не менее на броню приходится почти тонна от общей массы самолета. Толщина плит по периметру кабины пилота составляет от 10 до 24 мм, стальные пластины расположились в спинке и заголовнике сиденья. Лобовое остекление также бронированное - специальное стекло толщиной 55 мм. "Летающая крепость" способна защитить пилота от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12 мм. Благодаря конструкторским решениям живучесть штурмовика стала по-настоящему легендарной.

Под стать и летно-боевые характеристики самолета. "Грач" способен нести на себе, вернее под крылом, 32 вида вооружения: авиапушки, бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты. Всего свыше 4 т боевой нагрузки.

Из встроенного вооружения - двуствольная 30-миллиметровая авиационная пушка конструкции Грязева-Шипунова. Она предназначена для поражения бронетехники, живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Полный боезапас составляет 250 снарядов различного типа - осколочно-фугасные, трассирующие, бронебойно-разрывные. Система способна выпустить непрерывной очередью до 4000 снарядов, причем со скорострельностью в 3000 выстрелов в минуту на это уйдет не больше 90 с. Предусмотрена также возможность размещения в подвесных контейнерах до четырех 23-миллиметровых авиапушек ГШ-23.
Масса пустого - 9315 кг; масса взлетная максимальная - 17533 кг; боевая нагрузка максимальная - 4400 кг.

Остальное вооружение СУ-25, в зависимости от типа решаемых задач, может быть закреплено на 10 точках подвеса.

Самое распространенное оружие - неуправляемые авиабомбы и ракеты, предназначенные для поражения живой силы, техники, а также укреплений противника. Фугасные, бетонобойные, объемно-детонирующие бомбы могут быть массой от 100 до 500 кг. Кроме того, в арсенале штурмовика есть высокоточные бомбы и ракеты. Для их применения Су-25 оснащен лазерным дальномером-целеуказателем.

Для самозащиты и борьбы с вертолетами неприятеля Су-25 использует ракеты малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Кроме того, в Беларуси Су-25 были переоборудованы для транспортировки и применения тактического ядерного вооружения.

Небольшой, но грузоподъемный

Самолет Су-25 прост в управлении и обслуживании - это позволяет эксплуатировать его минимально подготовленным составом. Причем не только на стационарных площадках, но и с полевых аэродромов или аэродромных участков дорог.

Скорость макс. - 970 км/ч; дальность полета (на высоте) - 1250 км; радиус действия - 300 км; двигатель - Р-195, тяга двигателя - 4300 кгс.

Штурмовик отличается небольшими размерами. При длине в 15 м размах крыла составляет 14,5. Общий вес самолета без боекомплекта - 9,5 т, при этом Су-25 способен поднять в воздух практически свой полный вес, в том числе 3 т топлива во внутренних баках.

Полностью загруженная машина может разгоняться до 950 км/ч, взлетать на высоту до 7 км со скоростью 60 м/с и выдерживать перегрузку до 6,5G. Максимальная дальность полета штурмовика в перегоночном варианте составляет без малого 2000 км.
Вооружение - 10 точек подвески, пушка - ГШ-30-2.

Таких значений удалось достичь в том числе благодаря двум турбореактивным двигателям. Каждый из них способен выдерживать прямое попадание снарядов калибром 23 мм и обеспечить в одиночку полет машины, пусть и на пределе возможностей.

Надежный и неприхотливый штурмовик сегодня стоит на вооружении 18 армий мира. При этом практически в каждой стране инженеры и конструкторы работают над улучшением его ТТХ - устанавливают системы автоматизации управления огнем, обновляют комплексы целеуказания и прицеливания. Благо, задел для этого на Су-25 остается достаточным. "Летающая крепость" еще долгое время будет по праву оставаться одной из самых эффективных в своем классе.

| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.

Читайте также:

Лучший в своем классе. Почему вертолет Ми-8МТВ-5 так популярен?
Несмотря на солидный возраст, все еще лучший. Рассказываем про АГС-17 "Пламя"
Стреляет ракетами по 270 кг! В чем преимущество той самой РСЗО "Ураган"?
Топ-новости
Свежие новости Беларуси