"Оружейка" - проект информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. О зарекомендовавших себя с советского времени, поступивших на вооружение в новой истории и перспективных образцах, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.
Штурмовик Су-25, или "Грач", - бронированный дозвуковой военный самолет, предназначенный для непосредственной поддержки наземных войск. Он способен уничтожать цели в зоне прямой видимости или по заданным координатам днем и ночью в любых метеоусловиях.
Конструкторская гонка
После окончания Великой Отечественной войны, как это ни странно, именно штурмовая авиация оказалась на задворках армейского строя. Об этом типе самолетов, несмотря на заслуги, буквально забыли. С появлением ядерного оружия стала модной концепция дистанционных войн, где победу одерживали ракетные войска стратегического назначения с баллистическими ракетами и ядерными боеголовками и сверхзвуковые реактивные самолеты с неуправляемым вооружением на борту, так называемая истребительно-штурмовая авиация.
Конструкторы понимали, что на высоких скоростях практически невозможно добиться сколь бы то ни было идеальной маневренности, а значит, и точности. Энтузиасты пошли дальше одних только заключений и приступили к проектированию специализированного самолета для поля боя. Сначала без заказа со стороны армии - в инициативном порядке. По их задумке машины должны были стать простыми в производстве и эксплуатации, с высокой степенью живучести и надежности, и при этом нести под крылом широкий спектр вооружения немалого веса.
В конструкторской гонке приняли участие сразу четыре ведущих КБ. Но инициативные разработки инженеров Павла Сухого не оставили шансов коллегам. К назначенному времени был готов не только аванпроект, но и полноразмерный макет самолета. Поэтому в 1970 году в Новосибирске приступили к подготовке опытного экземпляра самолета Су-25. Дело могло идти быстрее, но в работу вновь вмешались амбициозные планы заказчика - построить сверх- или околозвуковой штурмовик, на что создатели самолета пойти не могли. В итоге работы удалось возобновить лишь через полтора года, а к первым испытаниям летчики смогли приступить только в начале 1975-го.
Настоящая проверка как летных, так и огневых характеристик штурмовика проходила в Афганистане. С апреля по июнь 1980 года два Су-25 работали в горах, поражая неприятеля фугасными и бетонобойными бомбами, а также НУРСами, совершая по три-четыре вылета в день. Второй этап тестирования состоялся там же, после чего последовала массовая поставка штурмовиков Су-25 в войска. Производство "Грачей" было налажено на двух заводах - в Тбилиси и Улан-Удэ.
Система "боевой живучести"
Одной из первостепенных задач при создании Су-25 стало обеспечение высокого уровня защищенности пилота. Задачу решили комплексно. Специально для штурмовика была разработана целая система "боевой живучести". Здесь и неразрывающиеся топливные баки с пористым наполнителем, и системы автоматического пожаротушения, специальная проводка и дублирующие системы. Основным элементом выступает броня, разработанная под Су-25. Защиту летчика и жизненно важных систем обеспечивают сплавы на основе титана. Они позволили добиться прочности и в то же время снизить общий вес.Экипаж - 1 чел.; длина - 15,53 м; размах крыла - 14,36 м; высота - 4,8 м.
Под стать и летно-боевые характеристики самолета. "Грач" способен нести на себе, вернее под крылом, 32 вида вооружения: авиапушки, бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты. Всего свыше 4 т боевой нагрузки.
Из встроенного вооружения - двуствольная 30-миллиметровая авиационная пушка конструкции Грязева-Шипунова. Она предназначена для поражения бронетехники, живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Полный боезапас составляет 250 снарядов различного типа - осколочно-фугасные, трассирующие, бронебойно-разрывные. Система способна выпустить непрерывной очередью до 4000 снарядов, причем со скорострельностью в 3000 выстрелов в минуту на это уйдет не больше 90 с. Предусмотрена также возможность размещения в подвесных контейнерах до четырех 23-миллиметровых авиапушек ГШ-23.
Остальное вооружение СУ-25, в зависимости от типа решаемых задач, может быть закреплено на 10 точках подвеса.
Самое распространенное оружие - неуправляемые авиабомбы и ракеты, предназначенные для поражения живой силы, техники, а также укреплений противника. Фугасные, бетонобойные, объемно-детонирующие бомбы могут быть массой от 100 до 500 кг. Кроме того, в арсенале штурмовика есть высокоточные бомбы и ракеты. Для их применения Су-25 оснащен лазерным дальномером-целеуказателем.
Для самозащиты и борьбы с вертолетами неприятеля Су-25 использует ракеты малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Кроме того, в Беларуси Су-25 были переоборудованы для транспортировки и применения тактического ядерного вооружения.
Небольшой, но грузоподъемный
Самолет Су-25 прост в управлении и обслуживании - это позволяет эксплуатировать его минимально подготовленным составом. Причем не только на стационарных площадках, но и с полевых аэродромов или аэродромных участков дорог.Скорость макс. - 970 км/ч; дальность полета (на высоте) - 1250 км; радиус действия - 300 км; двигатель - Р-195, тяга двигателя - 4300 кгс.
Штурмовик отличается небольшими размерами. При длине в 15 м размах крыла составляет 14,5. Общий вес самолета без боекомплекта - 9,5 т, при этом Су-25 способен поднять в воздух практически свой полный вес, в том числе 3 т топлива во внутренних баках.
Полностью загруженная машина может разгоняться до 950 км/ч, взлетать на высоту до 7 км со скоростью 60 м/с и выдерживать перегрузку до 6,5G. Максимальная дальность полета штурмовика в перегоночном варианте составляет без малого 2000 км.
Таких значений удалось достичь в том числе благодаря двум турбореактивным двигателям. Каждый из них способен выдерживать прямое попадание снарядов калибром 23 мм и обеспечить в одиночку полет машины, пусть и на пределе возможностей.
Надежный и неприхотливый штурмовик сегодня стоит на вооружении 18 армий мира. При этом практически в каждой стране инженеры и конструкторы работают над улучшением его ТТХ - устанавливают системы автоматизации управления огнем, обновляют комплексы целеуказания и прицеливания. Благо, задел для этого на Су-25 остается достаточным. "Летающая крепость" еще долгое время будет по праву оставаться одной из самых эффективных в своем классе.
| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.
Читайте также:
Несмотря на солидный возраст, все еще лучший. Рассказываем про АГС-17 "Пламя"
Стреляет ракетами по 270 кг! В чем преимущество той самой РСЗО "Ураган"?
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.