"За 9 месяцев в Беларуси зафиксировано около 13,5 тыс. киберпреступлений. Это практически на 11% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом 96% всех преступлений составляют хищения, мошенничество и вымогательства. Всего лишь 4% преступлений связаны с иным несанкционированным доступом к компьютерной информации, ложными сообщениями об опасности и другими", - сказал Александр Рингевич.
По его словам, уже более полутора лет в Беларуси действует указ №269 против мошенничества, связанного с банками. Он позволяет достаточно эффективно взаимодействовать гражданам с органами внутренних дел, а представителям органов соответствующим образом посредством специально созданных дежурных служб в формате 24 на 7 передавать указанную информацию банковскому сектору и получать от него эффективно и быстро информацию о лицах и инструментах, которые задействованы в противоправной деятельности. Это в свою очередь позволяет предпринимать действенные меры, направленные на сохранение уже похищенных денежных средств у граждан.
Александр Рингевич отметил, что Беларусь - единственное государство на просторах СНГ, в котором отмечается снижение числа киберпреступлений. При этом их доля в общем количестве преступлений выросла и на данный момент составляет 29%. "Без малого треть преступлений в Беларуси связана с мошенничеством. При этом число тяжких преступлений, когда гражданам причиняют ущерб в значительном размере, выросло, хоть и незначительно. По итогам 9 месяцев таковых преступлений у нас 2,1 тыс.", - подчеркнул заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД.
Основная цель нашей работы - не защитить граждан от конкретного предлога или способа мошенника, а развить у людей критическое отношение ко всему. Нужно анализировать, кто вам звонит, что он говорит. Только таким образом можно себя защитить", - заметил Александр Рингевич.
Отдельной проблемой для белорусов стали схемы с использованием NFC-технологий и токенизации банковских платежных карт, поскольку мы привыкаем рассчитываться с помощью телефонов в магазине. Злоумышленники используют вредоносное программное обеспечение, которое жертва под тем или иным предлогом устанавливает себе на телефон, вводит туда сведения, в том числе банковской карты, и с нее сразу же списываются деньги.
Второй по распространенности способ мошенничества связан с покупками в интернете. Такие преступления тоже имеют сезонность. Так, в преддверии Нового года, 23 февраля или 8 Марта злоумышленники создают поддельные аккаунты интернет-магазинов. Например, сейчас мошенники активно предлагают елки и елочные игрушки. Акцент смещается на те группы товаров, которые наиболее популярны в определенный период.-0-
Фото Сергея Шелега
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.