ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 16 октября 2024
Минск-Уручье Малооблачно +8°C
Все новости
Все новости
Общество
16 октября 2024, 10:30

Инновации в сельской школе и уникальные занятия в ТЦСОН: эти номинанты премии "Лидер года - 2024" способны удивить каждого!

Эксперты бизнес-премии "Лидер года" продолжают посещать социальные объекты. В этом году для них выделена отдельная номинация, и, надо отметить, участники в ней представлены очень сильные. На уникальные занятия в ТЦСОН Советского района г. Минска приезжают и жители пригорода, а инновационный подход к работе в Колодищанской средней школе №2 заинтересовал даже иностранных педагогов. Рассказываем, чем номинанты удивили экспертный совет.

ТЦСОН Советского района г. Минска: "Помогаем всем, кто в этом нуждается"

ТЦСОН - объект особого значения для Советского района столицы. Он один из старейших в городе, причем не только по дате образования, но и по возрасту местных жителей. Здесь каждый четвертый - пенсионер. А это значит - потенциальный посетитель центра соцобслуживания населения.

- В нашем районе около 37 тысяч пенсионеров. Часть из них - работающие. Но есть и те, кто хоть и ушел на заслуженный отдых, но не хотят сидеть дома. Им нравится вести активный образ жизни, интересно заняться тем, на что раньше не хватало времени. Для них наше отделение дневного пребывания для пожилых граждан, которое открылось в сентябре 2021 года, - настоящее спасение! - уверяет директор ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Советского района г. Минска" Светлана Привалова.

Занятия здесь проводят бесплатно. Спрос - большой: общее количество посетителей различных кружков уже превысило тысячу человек. Причем каждый день их посещает около 400 пенсионеров.
- У нас работает 39 клубов и кружков различной направленности. Согласно национальной стратегии "Активное долголетие - 2030", проекты для пожилых ведем по четырем направлениям: здоровый образ жизни, занятия танцами, творческие мастерские, активное долголетие, - уточняет директор.

К услугам пенсионеров ЛФК, цигун и дыхательные практики, "фитнес для ума", уроки по различным танцам, включая аргентинское танго, а также обучение игре на гитаре с нуля. Рукодельницы с удовольствием приходят на занятия по валянию. Есть клубы любителей путешествий, театров, кружки по белорусскому языку и компьютерной грамотности. И это далеко не весь список кружков в ТСОН Советского района г. Минска.
- Мы первые в столице открыли студию моделинга, где дамы учатся уходу за собой, красивой походке, позированию для фото, развивают артистизм. Это направление очень востребовано: желающих заниматься больше, чем свободных мест, - рассказывает Светлана Привалова.

Она отмечает, что вести занятия в клубах сотрудникам центра активно помогают волонтеры серебряного возраста. Здесь их больше, чем в любом другом аналогичном учреждении столицы. Одним из самых важных отделений центра директор называет то, которое оказывает социальную помощь на дому. Пожалуй, его можно считать визитной карточкой любого ТЦСОН. - Cоцработники, сиделки, няни оказывают услуги на дому у граждан. Это очень востребованное направление. Например, у нас услугами сиделок и соцработников пользуется 650 человек, нянь - 30, - уточняет директор.

Всего на учете в территориальном центре социального обслуживания населения Советского района г.Минска состоит более 21,7 тыс. человек. Это не только пенсионеры и инвалиды, но и многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны, пострадавшие от последствий войн.

- Обслуживаем всех, кто находится в сложной жизненной ситуации, - обобщает Светлана Привалова. - Все данные стекаются в отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования. Его специалисты проводят обследования граждан на дому, ведут базу данных, организуют услугу социального такси. Также у нас есть отделение осуществления функций по опеке и попечительству, которое работает с нетрудоспособными. Таких у нас 190 человек. Подбираем для них опекунов, если это невозможно сделать - оформляем в дом-интернат.

Не менее важное направление работы - комплексная поддержка в кризисной ситуации. Специалисты одноименного отделения имеют дело с семьями, находящимися в социально опасном положении, и людьми, вернувшимися из мест лишения свободы или ЛТП, а также наркозависимыми.

Центр соцобслуживания населения - хорошо знакомое место для инвалидов Советского района. Каждый из них здесь на учете.
- Речь идет почти о 6,5 тыс. человек, из них 529 - дети-инвалиды. В 2021 году мы открыли отделение социальной реабилитации, абилитации инвалидов в новом большом помещении, где за бюджетные средства был сделан ремонт, закуплено необходимое оборудование. Здесь работает 10 кружков, которые на постоянной основе посещает 55 человек. Из них 28 имеют тяжелые и множественные нарушения развития, 13 лишены дееспособности, - рассказывает Светлана Привалова.

Молодые инвалиды на особом контроле. Одна из мыслей, которую до них стремятся донести в том числе через соцсети, такова: не стоит ограничивать жизнь своей квартирой.

- Очень важно избавиться от комплекса четырех стен, - уверена директор. - К сожалению, до сих пор бытует мнение, что инвалид должен сидеть дома. Это не так. Мы выкладываем ролики в ТикТок, где рассказываем о наших кружках, показываем, чем там занимаются, как это помогает развиваться. В том числе благодаря им родители инвалидов узнают о нас, привозят детей. При необходимости доставляем инвалидов на социальном такси - сначала к нам, потом домой.

Занятия организовывают так, чтобы посетители с пользой и удовольствием проводили в ТЦСОН весь день. Это важно не только для ребят.
- Даем папам и мамам возможность поработать или отдохнуть. Мы понимаем, что круглосуточное проживание с человеком, имеющим особые потребности, - большой физический и психологический труд. Для инвалидов посещение ТЦСОН важно по нескольким причинам. Во-первых, это социализация - общение с сотрудниками и посетителями кружка. Во-вторых, это возможность укрепиться физически на занятиях по адаптивной физкультуре. В-третьих, научиться чему-то полезному, например, готовить. И в-пятых, выразить себя через творчество, - рассказывает Светлана Привалова.

Есть в этом списке и шестой пункт. В трудовые мастерские, которых здесь четыре, приходят инвалиды I-II группы. Для них даже вдеть нитку в иголку - подвиг. Но такие маленькие победы очень важны: они помогают начать больше верить в себя.
- Наши ребята с помощью руководителей мастерских делают прекрасные сувениры. В изготовлении части из них мы единственные из ТЦСОН в городе используем эпоксидную смолу. Еще одно направление, которое есть только у нас, - кружок по фото. Его ведет инвалид-колясочник с I группой утраты здоровья. Смотрите, какие глубокие работы получаются у наших ребят! - обратил директор внимание экспертов бизнес-премии "Лидер года" на развешенные по стенам фото.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Кубы в Беларуси Сантьяго Перес Бенитес подчеркнул, что, посетив ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Советского района г. Минска", он в очередной раз убедился, что Беларусь - социально ориентированное государство:

- Тот факт, что здесь так много внимания уделяется старшему поколению, людям с особыми потребностями, а также попавшим в сложную жизненную ситуацию, говорит о многом. Мы видим, что в Беларуси важен и ценен каждый, государство стремится позаботиться обо всех гражданах. Куба - тоже социально ориентированное государство, поэтому, я считаю, в этой сфере у нас возможен обмен опытом.
Заместитель главы администрации Советского района г. Минска Наталья Ананич отметила, что тему молодых инвалидов необходимо поднимать чаще:

 -В основном в обществе говорят о детях-инвалидах, а молодые остаются в тени. Но они нуждаются в общении, в самовыражении через творчество даже больше детей. В ТЦСОН Советского района г. Минска им в этом помогают. Я считаю, что такие учреждения ярко демонстрируют социальную направленность нашего государства, в котором для всех независимо от возраста, пола, религиозного вероисповедания, состояния здоровья созданы условия для развития. В ТЦСОН мы объединяем людей, понимая, что только в дружелюбном общении сможем насытить идею социального государства конкретными добрыми делами.

Колодищанская средняя школа № 2: "Ключ к успеху образования - в инновациях".

Каждый, кто хоть раз бывал в Колодищанской средней школе №2, подтвердит: ее порядковый номер не соответствует уровню. По всем параметрам это учебное заведение - номер один в Минской области! Это подтверждает и тот факт, что в прошлом году данная школа стала лауреатом регионального конкурса в номинации "Лучшее учреждение образования, расположенное в сельской местности". Примерно на 30 тыс. кв.м здесь разместились 44 учебных кабинета, мастерские по обработке дерева и металла, кабинеты - кулинарии, специального образования, медицинской помощи, компьютерные и лингафонные классы, центры патриотического и национального воспитания, 25-метровый бассейн, два спортивных, тренажерный и актовый залы, студия хореографии, библиотека, столовая и многое другое. Кажется, все в Колодищанской СШ №2 пропитано инновациями. На них здесь строится и педагогическая, и управленческая сферы.
- Мы используем инновационный менеджмент: любое направление работы включаем в проектную деятельность. Это позволяет грамотно формулировать цель, выстраивать задачи, прогнозировать результат и пошагово выстраивать стратегию по их достижению. В каждом нашем проекте есть инновация или апробация, а также высокий коэффициент полезности, - объясняет директор Колодищанской средней школы №2 Андрей Боровиков.

Открывшееся всего три года назад учебное заведение участвует уже в трех инновационных проектах республиканского уровня. Первый - совместный с Минским городским технопарком. Занятия у детей ведет его директор.
- Проект направлен на формирование молодежного бизнес-сообщества, который является инструментом повышения предпринимательской активности в Беларуси. В нашу школу стартапа с интересной идеей может прийти любой ребенок. Если у нее есть потенциал, она экономически выгодна для страны, специалисты сделают все возможное для ее воплощения. В том числе помогут оформить необходимые документы для участия в конкурсах, победа в которых позволяет получить гранты на реализацию проектов. Например, мы ежегодно участвуем в республиканском конкурсе "100 идей для Беларуси" и уже трижды выходили в гранд-финал, - рассказывает директор.

Второй инновационный проект связан с внедрением модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив. В помощь - технологии социального творчества и командообразования.

- В этом проекте участвует 18 учреждений страны, - уточняет Андрей Александрович. - У нас в его рамках работает спортивный семейный клуб. По субботам родители с детьми проводят время в школе с пользой для здоровья. В первый час могут заниматься боксом, пауэрлифтингом или гиревым спортом под руководством заслуженного мастера спорта Республики Беларусь, участника Олимпиады 2012 года боксера Вазгена Сафарянца и чемпиона мира по гиревому спорту, мастера спорта Республики Беларусь международного класса по гиревому спорту Игоря Сигневича. Второй час семья проводит в бассейне. Все это - совершенно бесплатно.
Директор отмечает, что в школьные субботы здесь собирается около 75% учащихся с родителями:

- Такое совместное времяпровождение помогает укрепить не только здоровье, но и институт семьи.

Третий инновационный проект Колодищанской СШ №2 тоже касается здоровья. Андрей Боровиков констатирует: процент учеников, которые имеют подготовительную группу по физкультуре, с каждым годом увеличивается.

- Сейчас очень актуальна тема внедрения модели формирования социальной компетентности обучающихся средствами физической культуры с учетом личностных характеристик и фиксации образовательного процесса. Этот проект направлен на использование здоровьесберегающих технологий, - объясняет директор.

Особое внимание в школе уделяют здоровью учащихся с особенностями психофизического развития. Таких здесь больше 40 ребят. Специально для них работает кабинет, где учителя-дефектологи оказывают коррекционно-педагогическую помощь. Без инноваций и здесь не обошлось.

- Инновационные технические средства обучения помогают в процессе реализации коррекционных задач учитывать особые образовательные потребности данной категории детей. Например, интерактивное умное зеркало позволяет сделать занятия по коррекции речи более интересными, разносторонними и динамичными. Важно то, что педагог может выбрать индивидуальный маршрут для каждого ребенка с учетом его особенностей, - отмечает Андрей Боровиков.

Одна из любимых локаций таких учеников - интерактивная песочница, которая также служит интерактивным столом. Работая с природным материалом - песком, дети развивают мелкую моторику. А она очень важна для развития речи.

Еще один повод для гордости Колодищанской средней школы №2 - районные ресурсные центры. Их здесь три: по воспитательной деятельности "Организация культуры досуга и быта", в рамках которого для почти 1250 учащихся здесь работают 24 факультатива, по управленческой деятельности, где сосредоточен весь накопленный педагогами опыт работы, а также предметной направленности по учебным предметам "История" и "Обществоведение". На базе последнего из перечисленных ресурсных центров действует Минский районный музей комсомола. Экспонаты, а их здесь около 150, собирали жители Минщины, педагоги и учащиеся школы.
- Мы рассказываем историю о создании комсомола, методах воспитания советской молодежи, страшных испытаниях, которые выпали на долю членов молодежного подполья, - им посвящена отдельная экспозиция, вход в которую выполнен в виде пятилучевой звезды. Здесь можно узнать о работе пионерской организации во времена СССР, а также о современных молодежных общественных организациях, БРСМ и БРПО, - рассказывает директор школы. Отдельного внимания заслуживает работающий в Колодищанской СШ №2 районный ресурсный центр по управленческой деятельности.

- Его появление - объективная необходимость. Этот ресурсный центр открылся в 2022 году и дал нам возможность развивать ряд направлений, в том числе информационно-аналитическое. Наши педагоги не перестают учиться, хотя уже имеют уровень, позволяющий читать коллегам курсы и программы в рамках повышения квалификации, - отмечает Андрей Александрович. - Своим опытом делимся также с иностранными коллегами. Нашу школу посещали педагоги из Таджикистана, Ямало-Ненецкого автономного округа, Воронежа, Челябинска. Вместе с Ивановским кадетским корпусом реализуем проект "Традиции и новаторство".

Для молодых специалистов Колодищанской СШ №2 в ресурсном центре работает школа молодых педагогов, благодаря которой они быстрее начинают чувствовать себя уверенно в профессии и в коллективе.

- Только успешный учитель может воспитать успешного ученика, - подчеркивает директор. Поэтому мы придерживаемся своей формулы успеха: эффективное управление, эффективное внедрение инноваций, эффективный инновационный потенциал педагогов. Только при соблюдении таких условий могут рождаться новые идеи и продукты.

Благодаря стараниям 125 педагогов, средний возраст которых составляет всего 35 лет, учащиеся Колодищанской средней школы №2 всего за три года ее существования уже показали хорошие результаты. Двое были признаны лучшими учениками Минской области, четверо окончили учебное заведение с золотой медалью, еще двое в этом году стали стобалльниками, пройдя испытание по белорусскому языку.

- Мы создали условия для успешной работы педагогов. Все классы оснащены компьютерной техникой, проекторами или мультибордами. У учителей есть возможность бесплатно посещать наш бассейн и тренажерный зал. Молодым специалистам и нуждающимся в жилье педагогам предоставляем места в минских общежитиях: сейчас 14 блоков закреплены за 16 нашими сотрудниками, - уточняет Андрей Боровиков.

Он отмечает, что цель Колодищанской СШ №2 - раскрыть способности каждого учащегося, воспитать его патриотом и личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

- Обучение выстраиваем так, чтобы выпускники могли сами ставить и достигать серьезных целей, гибко реагировать на разные жизненные ситуации, - обращает внимание экспертов бизнес-премии "Лидер года - 2024" Андрей Александрович.

Член Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Татьяна Лавринович после посещения в составе экспертного совета Колодищанской средней школы №2 отметила:

- В учреждении образования мы увидели заботу о детях на государственном уровне, а дети - это наше будущее. Сколько сил и средств вкладывается в обучение, развитие и воспитание будущего поколения! Радует, что работа в школе основана на наших белорусских традициях, на памяти о прошлом. "Уважая наше прошлое, мы строим наше будущее" - под каким слоганам действует музей в Колодищанской средней школе № 2. И в то же время "Ключ к успеху образования - в инновациях". Данное учреждение и коллектив молоды, энергичны, смело смотрят вперед. В них сосредоточен огромный потенциал и ресурсы, которыми педагоги делятся со своими учащимися.

Кто из представленных сегодня номинантов получит звание "Лидер года - 2024", мы узнаем в декабре. А экспертный совет готовится посетить новых участников бизнес-премии. Кто это будет, вы узнаете совсем скоро.
Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси