ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 5 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости

"Идея родилась сразу после окончания Сталинградской битвы". Как создавали легендарную Родину-мать на Мамаевом кургане

Опубликовано:

Логотип БелТА
Общество
24 сентября 2025, 13:51

"Идея родилась сразу после окончания Сталинградской битвы". Как создавали легендарную Родину-мать на Мамаевом кургане

Волгоградскую скульптуру "Родина-мать зовет!" не просто так называют самым грандиозным памятником героям Великой Отечественной войны. Ее возвели в 1967 году как символ героизма и стойкости советского народа в одной из самых жестоких битв за всю историю Второй мировой войны. Мамаев курган, на вершине которого находится памятник, стал братской могилой для более чем 34 тыс. человек. Как создавался мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" и где искать ответы на два главных вопроса, заданных каждому его посетителю, узнали участники международного медиатура "Дорогами Победы".

Ключевая позиция в обороне города

Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Битва на Волге разгорелась 17 июля 1942 года и длилась в течение 200 дней и ночей, завершившись только 2 февраля 1943 года.

В дни Сталинградской битвы Мамаев курган, он же высота 102,0, считался ключевой позицией в обороне города. Располагаясь в центре города, был господствующей над городом высотой. Сверху хорошо просматривались переправы, вокзал и порт, а также Волга и Заволжье, где располагались советские войска. Поэтому оборона кургана стала ключевой позицией, ведь тот, кто держал в своих руках высоту, контролировал абсолютно все близлежащие территории.
Бои за высоту начались в сентябре 1942 года, когда противник прорвал оборону 62-й армии и ворвался в центр города. Начались тяжелые сражения. Ценой больших потерь 14 сентября противник захватил Мамаев курган. Положение оборонявшихся воинов Красной армии было очень тяжелым. С утра 16 сентября один из ее полков вместе с подразделениями 112-й дивизии начал штурм кургана. Им удалось отбить его вершину, но дальше наступление застопорилось. Начались смертельные схватки, встречные бои, продолжавшиеся до конца января 1943 года. Трудно сказать, сколько раз высота 102.0 переходила из рук в руки за это время.
2 февраля 1943 года битва была завершена, а стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского Верховного Главнокомандования.

В 1964 году на вершине кургана появились леса, был смонтирован подъемный кран, подъемник. Открытие всемирно известного монумента "Родина-мать зовет!" состоялось в 1967 году. Проект принадлежит Евгению Викторовичу Вучетичу, народному художнику СССР.
Два главных вопроса

Если когда-нибудь доведется побывать на Мамаевом кургане, рекомендуем задержаться подольше на площади Героев. Это место хранит в себе много вопросов, но ответы как минимум на два из них можно найти, продвигаясь выше.

Большую часть площади занимает огромный бассейн в низких гранитных берегах, символизирующий Волгу, на берегу которой насмерть стояли защитники Сталинграда. Левее площади расположилась стена, которая по форме напоминает развернутое знамя. На нем имеется фраза: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?" Это строки из фронтового очерка военного корреспондента Василия Гроссмана, который неоднократно был в Сталинграде в период ожесточенных и кровопролитных боев.

Ответ на первую часть вопроса - "Люди ли шли в атаку?" - можно отыскать здесь же, на противоположной стороне от надписи. Там расположились шесть скульптурных композиций. Каждая из скульптур воссоздает конкретные эпизоды сражений - рассказывает о солдатской дружбе, верности воинскому долгу, об истинном героизме, отметил экскурсовод мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" Сергей Фоменко.
"Первая композиция посвящена дружбе, товариществу бойцов Красной армии. В Сталинграде рядом с мужчинами воевали и совершали подвиги смелые, самоотверженные девушки, поэтому на второй композиции мы видим, как девушка-медик на своих хрупких плечах выносит раненого бойца. Третья композиция рассказывает о том, что доблестно и отважно сражались в боях за Сталинград в том числе морские пехотинцы. Часто у гостей возникает вопрос, как понять, что третья композиция посвящена морским пехотинцам. Ответ кроется в самой скульптуре: если присмотритесь, на груди бойца сможете увидеть слабозаметные полосы - символ надетой тельняшки, - рассказал Сергей Фоменко. - Четвертая композиция посвящена командирам Красной армии, которые вдохновляли на ратные подвиги наших знаменосцев, а пятая - самим знаменосцам. Мы видим, как боец подхватил знамя из рук сраженного вражеской пулей товарища. Он готов нести знамя дальше, ведь это символ доблести и чести. Последняя, шестая композиция, посвящена Победе. На ней мы видим красноармейцев, в руках одного из них - символ поверженного в Сталинграде фашизма - гидра, в руках другого - поломанная пополам фашистская свастика".
Ответ на вторую часть вопроса - "Смертны ли они?" - отыщется в зале Воинской славы, который является местом памяти и скорби. Внутри по стенам расположены 34 мозаичных траурных знамени, на которых указаны имена погибших в Сталинграде героев. Нанесены там 7200 имен. Почему именно столько, ведь в Сталинграде погибло гораздо больше людей? 

- Общие военные потери Красной армии за 200 дней и ночей составили около 1 млн 130 тыс. человек. Потери колоссальные. Для понимания: население Волгограда сегодня около миллиона человек. А нанесено столько фамилий по очень веской причине. Изначально зал Воинской славы предназначался для панорамы, но в самый последний момент проект решили изменить. Для панорамы было найдено новое место в центральной части города, а сюда нанесли знамена и имена стольких людей, сколько смогли разместить. Получилось 7200. Чтобы выбрать те, которые впоследствии нанесли на стены, взяли книгу погибших и оттуда переносили имена на траурные знамена. Не учитывались ни звания, ни должность, ни национальность. Все делалось в абсолютно случайном порядке, - ответил Сергей Фоменко.
Пространство между знаменами облицовано золотистым стеклом, а над ними на гвардейской ленте содержится ответ на вопрос, смертны ли они. "Да, мы были простыми смертными и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!" Еще выше - на самом потолке зала Воинской славы - 18 изображений орденов и медалей времен Великой Отечественной войны.
Площадь Скорби и озеро Слез

Следующая точка маршрута - площадь Скорби. Миллионы матерей проводили своих сыновей на Великую Отечественную войну, но так и не дождались обратно. Поэтому на площади можно увидеть памятник, на который невозможно смотреть без слез. Это скорбящая мать, на руках у которой погибший воин-сын. Его лицо накрыто знаменем, которое является символом последних воинских почестей.
Сергей Фоменко подчеркнул, что в данной композиции образ матери собирательный. Он вобрал в себя горе всех, кто потерял своих детей на войне. "Рядом с композицией мы увидим небольшой водоем. Вода в нем на этот раз символизирует не Волгу. Здесь совсем другой контекст. На этот раз перед нами слезы матерей, которые те проливают над своими погибшими сыновьями", - отметил он.
Прежде чем двигаться дальше, не лишним будет остановиться и постоять в молчании, склонив голову перед насыпным курганом. Это большая братская могила, в которой под землей находятся три саркофага. В них покоятся останки около 35 тыс. бойцов Красной армии.
"До Сталинградской битвы это место называли Мамаев Бугор. Но после сражения, после того, как на высоте 102,0 появляются братские могилы, его стали называть именно Мамаевым курганом", - поделился Сергей Фоменко.

От площади Скорби до подножия монумента тянется серпантинная дорожка. Вдоль нее - надгробные символические и мемориальные плиты, на которых указаны имена прославленных в Сталинграде героев. Всего их 38.
Первая установлена неизвестному солдату с надписью "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечная слава".
В этом месте невозможно остаться равнодушным к той трагедии, которую пережили защитники и жители Сталинграда. Но отдельные элементы мемориального комплекса трогают настолько, что на глазах вновь появляются слезы. Один из таких элементов - мемориальная плита в центре площади Скорби. Под ней находятся останки командующего 62-й армией Василия Чуйкова. Согласно завещанию от 1982 года, Василий Иванович был похоронен прямо напротив большой братской могилы - напротив тех, кого не смог уберечь в период Сталинградского сражения. В своем завещании Василий Иванович оставил фразу: "Есть в огромной России город, которому отдано мое сердце. Он вошел в историю как город Сталинград".

Что скрывает Родина-мать


В период возведения памятника-ансамбля подходы к стройке не запрещались. Так, в 1963 году Мамаев курган посетил Фидель Кастро, которого лично сопровождал автор проекта Евгений Вучетич. А буквально спустя несколько лет - в 1966 году - здесь побывал и президент Франции Шарль де Голль. За пару лет до этих событий, летом 1964 года, начинается строительство монумента "Родина-мать зовет!". Удивительный факт: изнутри скульптура полая. В ней находятся комнаты, коридоры, технические помещения и даже винтовая лестница. К сожалению, по соображениям техники безопасности вход туда доступен только для техперсонала.

Главной особенностью скульптуры является то, что монумент никак не закреплен и стоит за счет собственного веса - как фигурка на шахматной доске. Изнутри его держит 117 металлических канатов, которые стягивают бетон, за счет чего монумент находится в статичном состоянии.
При создании величественного монумента его автор вдохновлялся тремя образами. Первым источником вдохновения становится композиция под названием Марсельеза, которая находится в Париже на Триумфальной арке. "Обратите внимание на положение руки, меча, лица Марсельезы и на главный монумент. Найдете черты сходства. Вторым источником вдохновения стал плакат "Родина-мать зовет!". И последний, третий, источник вдохновения - античная статуя Ника Самофракийская. Автор вдохновился этими композициями и в итоге создал величественный монумент под названием "Родина-мать зовет!". Он также увековечил к скульптуре лицо своей супруги Веры Владимировны. Фигуру же писал с другой женщины - спортсменки Нины Думбадзе", - отметил Сергей Фоменко.

Высота монумента "Родина-мать зовет!" от фундамента до острия меча составляет 85 м, что равняется примерно высоте 30-этажного дома. Высота композиции без меча - 52 м. Расчетный вес - суммарно 8 тыс. т. В стремительном порыве, с мечом в руке Родина-мать призывает своих сыновей к полному разгрому врага!
Между тем напоминаем, что международный медиатур журналистов информационных агентств стран СНГ "Дорогами Победы" проходит с 15 по 24 сентября в пяти городах России и Беларуси. Волгоград стал заключительной точкой маршрута. Ранее участники посетили Москву, Брест, Минск и Санкт-Петербург. 

Международный медиатур организован ТАСС при содействии МИД Беларуси и информагентства БЕЛТА.
Юлия ГАВРИЛЕНКО.-0-

Читайте также:
Топ-новости
Свежие новости Беларуси